Как режиссер Илья Найшуллер попал в Голливуд

И снял «позитивный» боевик с русскими бандитами.

Илья Найшуллер – мастер съемки от первого лица. Стиль он развивал, снимая клипы для своей группы Biting Elbows, в 2015 году дебютировал в большом кино с полнометражным боевиком-шутером «Хардкор». Успешный дебют принес Найшуллеру контракт с голливудской студией – его новый фильм «Никто», спродюсированный Universal, вышел на экраны России и США в марте. На этот раз режиссер отказался от POV-съемки, но по примеру «Хардкора» собрал команду американских и российских актеров: главную роль в фильме сыграл Боб Оденкерк из сериала «Лучше звоните Солу», а русского бандита – Алексей Серебряков. В «Никто» повсюду звучат выстрелы, вспыхивают драки, льется кровь, но Найшуллер без иронии признается, что ему удалось снять по-настоящему позитивный фильм.

– Снимать фильмы в Голливуде – заветная мечта многих российских режиссеров. Расскажите, как вам это удалось?

– После «Хардкора» мне предлагали много проектов, но все они, за редким исключением, не состоялись. Большинству я отказывал сам, потому что это были экшен-фильмы. Я знал, что человек, который снял «Харкдор», будет получать предложения делать фильмы категории В, пока не снимет что-то взрослое.

В 2018 году я получил сценарий, на котором было написано: «Боб Оденкерк, экшен-фильм». Это было настолько бредово, что должно было быть хорошо, поэтому я сразу принялся за чтение.

– Как Боб Оденкерк вышел на вас?

– У меня есть агент Майк Симпсон, который также работает с Тарантино. Мне очень повезло – это серьезный и опытный человек. Он представляет агентство WME, крупнейшее в штатах после CAA. Со мной Майк сотрудничает с 2013 года, когда вышел мой первый клип. Он ничего не обещал мне, в отличие от других агентов, но предложил попробовать. Для меня это было честное поведение. Я прямой человек, таких в Америке называют straight shooter (устойчивое выражение, которым характеризуют честного, прямолинейного человека. – Forbes Life). Понятно, что в Голливуде работает много людей, которые противоположны такому определению, а Майк сразу раскрыл карты и сказал: «Будем пробовать».

– Майк, в свою очередь, свел вас с Оденкерком?

– Да. В то время проектом занималась студия STX, а не Universal. Когда Боб Оденкерк с продюсерами STX искали сценариста, они вышли на Дерека Колстада (сценарист серии фильмов «Джон Уик». – Forbes Life). Тот написал сценарий, который понравился Бобу, и они составили список из пяти потенциальных режиссеров. Так как в 2015 году STX купили «Хардкор» для проката в США и у нас уже был позитивный опыт сотрудничества, меня включили в эту пятерку и прислали сценарий. Позднее я узнал, что в списке были два очень известных режиссера, имена которых многим знакомы.

Мне повезло, что я ответил первым. Мы созвонились с Бобом, и я рассказал ему, что вижу фильм как историю наркомана, чей наркотик – насилие. Он видел проект более прямолинейно и был впечатлен. Мы не обсуждали экшен, потому что Боб видел «Хардкор», который ему очень понравился, – он называет его смешным фильмом. Меня это очень радует, потому что «Хардкор» – это действительно экшен-комедия. Боб, который сделал карьеру как комедийный актер и сценарист, вызывает у меня большое уважение. Я рад, что он это увидел.

– Насколько сложно было убедить студию дать возможность снимать?

– После разговора с Бобом меня пригласили в Лос-Анджелес для демонстрации проекта студии. Я прилетел с презентацией на 25 слайдов, на показе 15-го слайда меня остановил президент продакшена STX, сказав, что ему все понятно. Я вернулся в гостиницу расстроенным, потому что мне не дали закончить, но уже вечером мне позвонили и сказали: «Фильм твой!»

После мы проработали сценарий, нашли локации для съемок и должны уже были ехать на подготовку, но за две недели до этого STX без объяснений отказались от фильма. Я вернулся домой и был очень рад, что никому не говорил о проекте. О нем знали только мой папа и жена. Я вернулся к сценариям, к рекламе и клипам. Через несколько месяцев мне позвонила жена Дэвида Литча (продюсера фильмов «Джон Уик», «Дэдпул 2», «Форсаж: Хоббс и Шоу»), который выступил продюсером нашего фильма, и сообщила, что проект купила Universal. Мы начали подготовку.

У меня была готова полная раскадровка фильма, были выбраны оператор и художник-постановщик. На подготовку нам дали 6 недель, на съемки – 34 смены. Это очень мало, но и ставки были высокими. С сентября по декабрь 2019 года мы работали семь дней в неделю, но у нас не было переработок, мы не снимали по 20 часов в день. Самое главное, что все прошло без конфликтов. Обычно, когда иностранец приезжает в Голливуд и делает первое кино, особенно студийное, он больше не хочет там работать. Есть огромный список режиссеров, которые разочаровались в американской киносистеме. Я был готов пойти на уступки и снять, как нужно продюсерам, потому что для меня важен этот проект. Я в него верю.

В итоге, когда продюсеры увидели, что я знаю весь фильм покадрово, могу рассказать его от начала до конца и объяснить каждый творческий прием, они выдохнули, и мы начали снимать. Они увидели во мне профессионала и дали возможность делать работу так, как я ее вижу. У меня получилось сделать мое кино из максимально чужого проекта, чем я очень горжусь.

А еще я кайфую от того, что мне платили классные деньги за то, что я делаю кино, да еще и учусь у крутых профессионалов. В том числе продюсированию. Летом мы будем снимать в Москве фильм «Молодой человек» дебютанта Саши Фомина. Я понимаю, что смогу помочь Саше сделать фильм лучше, потому что сам работал с продюсерами и режиссерами, учился у лучших. Это мечта!

– «Хардкор», ваш первый фильм, вышел в 2015 году. Почему потребовалось так много времени, чтобы снять вторую картину?

– После «Хардкора» у меня был написан сериал, все серии вплоть до второго сезона, еще был проект с Люком Бессоном, который закрылся по не зависящим от нас причинам, – планировался ремейк японского фильма, который мы хотели снять в стиле Тони Скотта. В соавторстве я написал сценарий – неовестерн. Надеюсь, он выйдет. У продюсеров есть заинтересованность, а актерам я еще не показывал. Я хотел дождаться выхода «Никто», чтобы продемонстрировать, как я могу работать с актерами. Это одна из причин, по которой меня тянуло в сторону классического, традиционного стиля, где не дергается камера, все очень спокойно и много энергии потрачено на создание жизненности и правдивости истории.

Кроме того, мы купили права на книгу «Покидая Берлин» Джозефа Кенона – это шпионский триллер про Восточную Германию, из которого мы уже сделали классный сценарий. Кенон прочитал и похвалил его, что для меня очень важно. Я также продолжаю писать свои супергеройские сценарии, которые начал разрабатывать на карантине, а еще недавно я получил права на книгу, которую хотел экранизировать, когда мне было 18 лет. Это британский роман «Дневник киллера» Дэнни Кинга.

То есть из пяти лет два с половиной года я работал над «Никто», делал клипы Сергею Шнурову, The Weeknd и себе (Илья – фронтмен инди-группы Biting Elbows. – Forbes Life), снял кучу рекламы. Я постоянно прокачивал режиссерскую и сценарную мышцу, работал с талантливыми сценаристами. Я никогда серьезно не учился в кино, но сейчас понял, что это и была моя киношкола.

– Сценарист «Никто» Дерек Колстад писал сценарии к серии боевиков «Джон Уик». Очевидно, картины будут сравнивать. Хочу предложить сделать это вам в первую очередь.

– Разумеется, у нас есть общая ДНК благодаря Дереку и продюсеру Дэвиду Литчу, но у нас принципиально другая история, которая базируется на похожих вступительных факторах. В отличие от всех историй про отошедших от дел киллеров, в «Никто» перед зрителем разворачивается жизнь наркомана, который возвращается к насилию не потому, что нужно, а потому, что он сам этого хочет. В отличие от Джона Уика Хитч (главный герой фильма «Никто» – Forbes Life) – настоящий антигерой. Все плохое с ним происходит только благодаря его выбору.

Когда-то давно Роберт Земекис, который выступал режиссером и продюсером фильма «Изгой» с Томом Хэнксом, рассказывал, что не хотел делать трейлер с хеппи-эндом, потому что получился бы огромный спойлер. Ему было тяжело на это решиться, но как продюсер Земекис понимал, как на зрителей воздействует трейлер с хорошим концом, и попросил режиссера в своей голове заткнуться. Слава Богу, что я читал его интервью, и у меня нет вопросов. Я не сетую, что мы упрощаем, ведь наше кино интереснее и глубже. Нам нужно заманить человека чем-то понятным и дать ему нечто лучшее, чем то, чего он ожидает.

– «Никто» – это фильм, сделанный специально для мужчин?

– Удивительно, но я слышал много положительных отзывов от женщин, которые не являются целевой аудиторией картины на первый взгляд. Обычно говорят, что это кино для мальчиков, но мы просто недооцениваем то, что интересно женщинам. Это я уже понял на «Хардкоре». Все гендерные стереотипы – это реально стереотипы. Все люди разные, и не нужно навешивать ярлыки.

«Никто» – очень теплое и позитивное кино, несмотря на экшен и насилие. Это фильм, с которого уходишь с улыбкой.

– В основе фильма лежит история о задетом мужском самолюбии. В герое просыпаются травмы прошлого из-за того, что он не смог соответствовать гендерным стереотипам и повел себя недостаточно мужественно. Считаете ли вы несоответствие ожиданиям окружающих проблемой для современного мужчины?

– Исходя из общения с американцами, могу сказать, что в Америке это действительно проблема. О ее размерах мне сложно судить. Я знаю, что я мужчина не потому, что я могу дать по лицу, не в этом моя сила. Как и сила женщины не в том, что она рожает ребенка. Есть много факторов, которые в совокупности делают нас такими, какие мы есть. Я считаю, что каждый должен найти внутреннее спокойствие и говорить с самим собой. Если тебя что-то напрягает, чини это в себе. Ты не можешь сделать всех довольными, не заплатив ценой своего личного счастья.

Я думаю, что некоторые люди просто не могут принять себя, и «Никто» – это фильм про человека, который принимает себя таким, какой он есть. Принимает себя не с самой лучшей стороны. Мы долго думали над финалом, делали разные версии, и я очень доволен тем, что получилось в итоге. С точки зрения личности, это правильный финал. С точки зрения реальности и драматургии можно спорить и обсуждать, чем мы и занимались на съемках.

Тему общественных ожиданий от мужчины и того, что значит быть мужчиной, мы раскрыли настолько лихо, насколько это возможно в нашем жанре. Учитывая, что это не артхаусная драма, а большое студийное кино, где главный конфликт происходит, как ни странно, внутри героя. Именно поэтому я и зацепился за сценарий.

Юлия Шампорова

Rate this article: 
No votes yet