В Техасе 18 сентября пройдет фестиваль «Образы России»
Сообщение об ошибке
- Notice: Undefined index: taxonomy_term в функции similarterms_taxonomy_node_get_terms() (строка 518 в файле /hermes/bosnacweb02/bosnacweb02aj/b1224/ipw.therussianamerica/public_html/russian_newscenter/sites/all/modules/similarterms/similarterms.module).
- Notice: Undefined offset: 0 в функции similarterms_list() (строка 221 в файле /hermes/bosnacweb02/bosnacweb02aj/b1224/ipw.therussianamerica/public_html/russian_newscenter/sites/all/modules/similarterms/similarterms.module).
- Notice: Undefined offset: 1 в функции similarterms_list() (строка 222 в файле /hermes/bosnacweb02/bosnacweb02aj/b1224/ipw.therussianamerica/public_html/russian_newscenter/sites/all/modules/similarterms/similarterms.module).
Известный композитор Мурат Кабардоков из Петербурга будет участником праздника.
18 сентября в Техасе в городе Round Top состоится фестиваль под названием «Образы России». В программе фестиваля будет сразу несколько русских музыкантов. Один из них – известный российский музыкант Мурат Кабардоков. Накануне фестиваля наш корреспондент взял интервью у композитора.
– Мурат, расскажите немного о себе.
– Я родился в Нальчике, Северный Кавказ. Там закончил музыкальный колледж, институт искусств. Затем переехал в Петербург для дальнейшего образования, закончил Петербургскую консерваторию. Сейчас в Петербурге живу и работаю.
– Критики пишут о вас как о представителе академического авангарда. В чем ваша идея?
– Не знаю, о каких критиках идет речь. Но я пишу совершенно разную музыку. И как раз не очень люблю авангардную музыку, в которой собственно музыки-то и нет. Я люблю более мелодичную музыку.
Академический авангард – это немножко неправильное определение. Я могу сказать, что у меня стиль эклектичен. Здесь и мелодика, и академическая музыка, в которую вплетаются часто и джазовая, и роковая музыка, и народная музыка, потому что я представитель черкесов. Плюс русская школа, начиная с Чайковского, Римского-Корсакова. Все это смешивается. Я люблю и рок, и джаз, и авангардную музыку. Поэтому это определение – не совсем про меня.
– То есть вы больше работаете интуитивно?
– Да. Или исходя из требований. Если пишу музыку к фильму, исхожу из драматургических или исторических требований фильма. Это может быть камерная музыка, или оркестровая в драматическом складе музыка. Как это было во «Франкофонии».
– Как вы попали в команду Александра Сокурова, которая снимала этот фильм «Франкофония»? Фильм был в прокате в Америке весной этого года. Фильм получил призы Венецианского кинофестиваля. Сокуров – мастер мирового уровня. Но очень неоднозначная творческая фигура. Трудно было ли с ним работать?
– Он живет в Петербурге. Нас познакомили. Как-то так получилось, что он смотрел мои работы некоторые. Потом он попросил меня написать музыку для японского инструмента, когда японцы приезжали со своими инструментами. В течение двух-трех лет он, я предполагаю, смотрел, что я делаю. Наконец, он предложил написать музыку к «Франкофонии». Это мечта для любого композитора моего возраста. Собственно, она и исполнилась.
Сам Сокуров очень музыкален. В этом плане с ним трудно работать. С некоторыми режиссерами легко работать, потому что они дают свободу в действиях. Либо, наоборот, не знают, чего хотят, и композитор не может написать. Александр Николаевич знал, чего он хочет. Это было интересно, потому что мне иногда казалось, что он мог бы и сам сочинять. То есть направление музыкальных решений Александр Николаевич сам подсказывал. Поэтому с ним было очень интересно работать и плодотворно. А сложности – обычный рабочий процесс.
– Фильмы Сокурова очень сложные, многослойные, даже странные для некоторых зрителей. Как вы музыкально оформляли эту многослойность?
– Я уже подготовился к этому, потому что смотрел многие его фильмы. Читал о нем. Потому что он действительно очень сложный режиссер. Музыка под его фильм, под его идею требовалась сложная и многослойная. Много аллюзий.
Вообще музыку я не писал под картинку. Я ее писал под сценарий.
– Это не традиционное написание музыки, когда все сняли, потом под сюжет пишется мелодия?
– Нет, Александр Николаевич сказал, что ему не нужна фоновая музыка. Музыка должна быть одной из составляющих частей фильма. В фильме очень много аллюзий. Соответственно, и в музыке очень много аллюзий. В музыке есть несколько экспрессионистских аллюзий. Также я сделал обработку «Марсельезы» и фашистского гимна. Там же аранжировка Чайковского, гимна Советского Союза. И плюс ко всему – оригинальная музыка. Эта музыка и вплелась во всю эту многослойность фильма. Вы видели, какие там картинки в фильме? Оператор без технологии 3D снял такие картинки, которые, кажется, можно руками потрогать.
– Вы были в этом году в Америке с гастролями. Какие впечатления о публике о концертах, об Америке?
– Благодаря Алле Арановской, солистке петербургского оркестра, которая живет теперь в Америке, мы поехали в США. За три неделе мы объездили три штата – Миссури, Канзас и Техас. Алла курировала всю нашу поездку и очень помогла нам, потому что нам было очень легко. Далее нас уже пригласил пастор баптисткой церкви Михаил Авраменко в Калифорнию.
Зрители мне показались проще в хорошем смысле, чем у нас в Петербурге. Они совершенно свободно воспринимали новую музыку. Мы же повезли большую часть моей музыки. Естественно, они никогда ее не слышали. Людям нравилось, что мы делали. Людям нравились наши музыканты, наши солисты, я говорю о Клевер-квартете. Нас это тоже воодушевляло. Потому что мы поехали в США и не знали, как нас примут. Публика нас приняла очень хорошо. С интересом и удовольствием слушала нас. Нам было очень приятно.
Из городов больше всего понравился Сан-Франциско. Больше всего понравились обычные люди – это самый большой показатель. Тут как-то нам повезло, сложилось отношение к нам и, соответственно, наше отношение к стране.
– Что вы будете представлять на фестивале «Образы России»?
– Я буду представлять композиторскую школу России. Но музыка будет написана и посвящена Джеймсу Дику, основателю фестиваля Festival Hill. Человеку, который построил это поместье и этот шикарный зал в городе Раунд Топ (Round Top) в Техасе.
– Вы уже выступали там?
– Нет, мы там репетировали, официально концерта не было. Что меня в США удивило, что даже в небольшом городке есть хороши залы, которые и красивы, и хороши в плане акустики.
– В 27 лет вы стали Народным артистом Кабардино-балкарской республики. Как вам это удалось? Вы очень талантливы или это неустанная работа и днем и ночью?
– Будь я трижды гением, без работы у меня ничего не вышло бы. И конечно, без поддержки. Меня постоянно поддерживают, чтобы я не отвлекался на бытовые проблемы. Томас Эдисон сказал, что гений – это 1 процент таланта и 99 процентов труда.
Народного артиста мне дали за пять дисков «Симфония Кавказа». Мы записали пять дисков черкесской музыки. Классические произведения. Там представлены композиторы республики с 50-х годов прошлого века и заканчивая мной, так как я самый молодой композитор республики. Дирижер этого проекта также получил звание Народного артиста, а администратор стала заслуженным деятелем республики.
Валерий Троицкий
Фестиваль состоится 18 сентября по адресу: Festival Concert Hall, 248 Jaster Rd, Round Top, TX 78954. Открытие фестиваля состоится в 2.30. В программе фестиваля – выступления русских и американских музыкантов, выступления танцевальных коллективов, выставка икон, выставка кукол известных российских исторических деятелей, выставка живописи и скульптуры. Посетителей и участников фестиваля ждут традиционные русские угощения. Фестиваль продлится до 8 часов вечера.