Где же нам найти чудо, даже маленькое?
Сообщение об ошибке
- Notice: Undefined index: taxonomy_term в функции similarterms_taxonomy_node_get_terms() (строка 518 в файле /hermes/bosnacweb02/bosnacweb02aj/b1224/ipw.therussianamerica/public_html/russian_newscenter/sites/all/modules/similarterms/similarterms.module).
- Notice: Undefined offset: 0 в функции similarterms_list() (строка 221 в файле /hermes/bosnacweb02/bosnacweb02aj/b1224/ipw.therussianamerica/public_html/russian_newscenter/sites/all/modules/similarterms/similarterms.module).
- Notice: Undefined offset: 1 в функции similarterms_list() (строка 222 в файле /hermes/bosnacweb02/bosnacweb02aj/b1224/ipw.therussianamerica/public_html/russian_newscenter/sites/all/modules/similarterms/similarterms.module).
«И горько, что не верю в чудеса»
В преддверии Рождества, когда наши города наполняют особенные мелодии, красочные декорации, запах хвои и мандаринов, душа, каким-то загадочным образом, находится в ожидании чуда, и любой человек, независимо от возраста, ожидает подарков, радостных сюрпризов и, конечно же, веселья с друзьями и родными. Можно упустить рассуждения о причинах такого настроения, о ценности этих чувств и переживаний.
Можно просто констатировать эти наблюдения как факт и часть наших ежегодных общественных и духовных традиций. Как говорится, куда же нам от этого деваться … Только вот какая проблемка вырисовывается: где же нам найти чудо, даже маленькое? Душа требует чудес, дух взлетает над будничной суетой, ожидания зашкаливают, а как же реальность жизни? Что мы видим перед собою?
В ночь с 29 на 30 ноября Эльдар Рязанов, советский и российский кинорежиссёр, сценарист, поэт и драматург скончался в больнице в Москве в возрасте 88 лет от острой сердечной недостаточности. Конечно же, творчество Рязанова - это целая эпоха и зеркало времени. Много замечательных слов о творчестве и удивительной судьбе было сказано и во время жизни Эльдара Рязанова и во время прощания с мастером, которое прошло 3 декабря в Центральном Доме литераторов. Только вот как-то не вписалось в общую картину творческой жизни и позитивного настроения знаменитого сценариста и драматурга его последнее стихотворение. Уже находясь в больнице, предчувствуя кончину, Эльдар Рязанов написал прощальное стихотворение:
В старинном парке корпуса больницы,
кирпичные простые корпуса…
Как жаль, что не учился я молиться,
и горько, что не верю в чудеса.
А за окном моей палаты осень,
листве почившей скоро быть в снегу.
Я весь в разброде, не сосредоточен,
принять несправедливость не могу.
Что мне теперь до участи народа,
куда пойдет и чем закончит век?
Как умирает праведно природа,
как худо умирает человек.
Мне здесь дано уйти и раствориться…
Прощайте, запахи и голоса,
цвета и звуки, дорогие лица,
кирпичные простые корпуса…
Некоторые СМИ опубликовали это стихотворение под емким грифом «Талантливо, как всегда». И это так. Но внимание привлекает не так сюрреалистическая картина «кирпичных простых корпусов», этакая рациональная иллюстрация пустоты и фатализма человеческой жизни, как эмоциональный вопль души и духа:
«…Как жаль, что не учился я молиться,
и горько, что не верю в чудеса…»
Еще раз, а где нам найти чудо, даже маленькое? Что мы видим перед собою?
24 декабря 1971 года другой гениальный человек также написал стихотворение. Иосифа Бродского понимают дaлеко не все, не все могут разобраться в его проникновенных, порой колючих строках. Однако, в отличие от последнего стихотворения Рязанова, где только одной фразой прорывается вопль духа, послание Иосифа Бродского пропитано духовным лейтмотивом, хотя и окутано бытовыми аллегориями. Да - банки кофейной халвы, сумки, авоськи, кульки, запахи хвои, трески, корицы и яблок - но когда всё это исчезает в «провалах дворов», приходит «как бы свет ниоткуда»!
В Рождество все немного волхвы.
В продовольственных слякоть и давка.
Из-за банки кофейной халвы
производит осаду прилавка
грудой свертков навьюченный люд:
каждый сам себе царь и верблюд.
Сетки, сумки, авоськи, кульки,
шапки, галстуки, сбитые набок.
Запах водки, хвои и трески,
мандаринов, корицы и яблок.
Хаос лиц, и не видно тропы
в Вифлеем из-за снежной крупы.
И разносчики скромных даров
в транспорт прыгают, ломятся в двери,
исчезают в провалах дворов,
даже зная, что пусто в пещере:
ни животных, ни яслей, ни Той,
над Которою — нимб золотой.
Пустота. Но при мысли о ней
видишь вдруг как бы свет ниоткуда.
Знал бы Ирод, что чем он сильней,
тем верней, неизбежнее чудо.
Постоянство такого родства —
основной механизм Рождества.
Еще раз, вот он, апогей чуда, переломный момент истории человечества: «Знал бы Ирод, что чем он сильней, тем верней, неизбежнее чудо.Постоянство такого родства — основной механизм Рождества».
Еще раз, а где нам найти чудо, даже маленькое? Душа требует чудес, дух взлетает над будничной суетой, ожидания зашкаливают, а как же реальность жизни? Что мы видим перед собою?
Подходит к концу очередной год в истории человечества. Что мы видим перед собою? Последствия терактов в Париже? Падения самолетов и сотни невинных жертв? Войны и политические конфликты, разрушающие жилье сотням простых людей и заставляющиe их преодолевать тысячи километров в поисках счастья или хотя бы спокойной жизни? Что мы видим перед собою? Где нам найти чудо? Как нам хотя бы научиться молиться и попробовать увидеть чудеса, даже самые маленькие…
Поэт Иосиф Бродский увидел ответ на эти вопросы в Чуде Рождества. «Знал бы Ирод, что чем он сильней, тем верней, неизбежнее чудо».
Да, зло есть и будет. К огромному сожалению, есть и будет несправедливость. Но чем больше злорадствует Ирод, олицетворяя всё, что в нашем мире не так, тем «верней, неизбежнее чудо». В это нужно поверить. Принять как аксиому, как факт. Неспроста ведь «постоянство такого родства — основной механизм Рождества».
На самом деле, это не только основной механизм Рождества, но и всей нашей жизни. Мы никогда не узнаем, почему с нами, знакомыми или далекими от нас людьми происходит горе или трагедии. Мы никогда не сможем понять и принять абсурдность земного счастья и благополучия нечестивых и подлых «иродов». Но наши души ожидают чудес. Мы хотим взлететь над бытовой рутиной. Мы хотим, хотя бы во время праздников, забыть о подлости и несправедливости в этом мире. И это может произойти. Это происходит, если мы верим в Чудо.
Возвращаясь к Бродскому, «в Рождество все немного волхвы». Волхвы искали Чуда. Они шли за Звездой. Они несли дары Чуду. Они желали преклониться пред величием Чуда. А что если и мы попробуем в Рождество сделать то же самое? Несмотря на Иродов и зло в нашем мире, кирпичные простые корпуса и несправедливость, обиды и подлости, - давайте и мы обратимся к Чуду. А что если всё изменится, и наша жизнь преобразится? Еще одни свидетели тех ночных событий, пастухи на полях Вифлеема, услышавши о доброй вести, решили: «Пойдем, посмотрим»!
Может каждому из нас стоит это сделать?
Леонид Регета,
магистр богословия,
пастор церкви "Река Жизни",
Даллас, Техас
Related articles
- В Нью-Йорке состоялся Архиерейский Собор Русской Зарубежной Церкви. Избран новый Первоиерарх.
- Украинская православная церковь заявила о независимости от Московского патриархата
- Папа римский: патриарх Кирилл во время разговора 20 минут оправдывал войну
- Священника оштрафовали на 35 тысяч за слова против войны: «Прийти в храм и делать вид, что ничего не случилось, невозможно»
- Православный американец помолился в деревне Кукуево Тверской области