«Нотка» поставила "Царицу Эсфирь" на сцене

Сообщение об ошибке

  • Notice: Undefined index: taxonomy_term в функции similarterms_taxonomy_node_get_terms() (строка 518 в файле /hermes/bosnacweb02/bosnacweb02aj/b1224/ipw.therussianamerica/public_html/russian_newscenter/sites/all/modules/similarterms/similarterms.module).
  • Notice: Undefined offset: 0 в функции similarterms_list() (строка 221 в файле /hermes/bosnacweb02/bosnacweb02aj/b1224/ipw.therussianamerica/public_html/russian_newscenter/sites/all/modules/similarterms/similarterms.module).
  • Notice: Undefined offset: 1 в функции similarterms_list() (строка 222 в файле /hermes/bosnacweb02/bosnacweb02aj/b1224/ipw.therussianamerica/public_html/russian_newscenter/sites/all/modules/similarterms/similarterms.module).

Самой маленькой участнице всего пять лет.

Пять лет назад А. Марков написал маленькую оперу для детей "Царица Эсфирь", премьера которой состоялась в Нью-Йорке весной 2010 года. Вскоре после Премьеры оперы я получила из рук автора партитуру "Царицы". Идея поставить оперу в рамках камерной программы привела к созданию уникального театра: Нового Оперного Театра с Куклами ("НОТКа"). Суть идеи исполнения оперы в камерных условиях свелась к тому, что настоящие, живые оперные певцы исполняли оперу в концертном варианте (в кукольных театрах мира используют записи), а куклы на сцене совершали действо. Под живое исполнение музыкантов и певцов куклы ожили на сцене, и опера приобрела новое необычное воплощение.

С 2011 года театр осуществил две постановки: оперу "Царица Эсфирь" Альберта Маркова и оперу "Руслан и Людмила" Михаила Ивановича Глинки (по мотивам оперы). В нынешнем сезоне опера "Царица Эсфирь" вновь прозвучала на сцене East-West Cultural Center, но уже в исполнении юных певцов – учеников русской школы East West. Это совершенно неожиданный поворот в истории молодого театра и довольно интересная идея презентации оперного творчества подрастающему поколению: дети изучают оперное искусство "изнутри", что оставляет неизгладимый след в их сознании и в развитии творческого потенциала.

Опера "Царица Эсфирь" - маленькая получасовая опера. В опере, как правило, все поют. Поют, когда хотят поговорить, поют, когда хотят выразить свои чувства и мысли (это называется красивым словом "ария"). В оперных театрах певцам, обычно, аккомпанирует оркестр. В нашей опере оркестр маленький, камерный. Настолько маленький, что его можно назвать "трио" (по количеству человек). Да, нас трое. Я играю на рояле. Все главные мелодии исполняет на кларнете и флейте замечательный музыкант Сергей Ершов. А на ударных - Гоша Канцлер, очень талантливый, музыкально одарённый мальчик, который ухватил идею с первых же аккордов.

В марте этого года мы сыграли спектакль два раза. Публика заполнила все места. Даже самые маленькие трёхгодовалые зрители все полчаса сидели «с открытыми ртами» и прослушали оперу на одном дыхании. А взрослые... Взрослые прятались за спины впереди сидящих детей и смахивали слёзы от душившего их хохота, как только взгляд их перемещался с поющих детей на игру кукол... Что они, эти куклы, вытворяли на сцене! Никогда, ни один актёр - певец оперы не позволил бы себе такую дерзость, как, признаваясь в любви (царице) и описывая её ум, стучать "кулачком" по виску (царь:"своей красотою и умом"); а царь-кукла, плюющий в сторону Амана?.. этот жест вызывает гомерический хохот в зале... "Размышляющий" в позе Роденовского Мыслителя Мордехай, важный и "услужливый" злой Аман, нервно дёргающийся по сцене, и, наконец, красавица Эсфирь, при первом появлении которой (как только она начинает "петь", открыв свой "изящный ротик"), "взрослая" публика падает со своих мест. «Невидимые» актёры кукольного представления, которые заставляют наших героев всё это вытворять, - Галина Лангер и Алла Фридман - появляются перед зрительным залом только в конце представления, на поклон, вместе со своими героями.

Яркий контраст представлению кукол являют собой дети – танцоры и певцы: их трогательное волнение заметно по их распахнутым глазам и серьёзным взглядам, хотя они и стараются, как положено на сцене, улыбаться. Самая маленькая участница оперы - Парвин Мурадов, ей всего 5 лет. Своим обликом Парвин очень органично вписалась в контекст сцены. У неё чудесный голосок, и, как будущая певица, она подаёт надежды. Она - маленькая "подружка" Эсфири.
Наши спектакли ориентированы (в том числе) на детей. Поэтому важная часть нашего оперного спектакля - это рассказ. Петр Слуцкий, за плечами которого большая актерская и певческая судьба, выступает в качестве рассказчика-сказочника. Он повествует о том, как "давным-давно... простая еврейская девушка стала царицей Персии и спасла свой народ"...

Под яркие радостные звуки музыки выбегают "прохожие, торговцы, покупатели", - это базар, праздник: царь Ахасвер устраивает праздник в честь своей молодой жены Царицы Эсфирь! А какой праздник без танцев и песен?! Все танцуют, поют славу царю и царице! Девочки из ансамбля "Калинка"- Наташа Кравченко, Фиона Бессельман, Вика Олышко, Яна Руженкова, - очень естественно влились в наш театральный коллектив.

Артисты-певцы в самом начале спектакля на авансцене представляют своих героев-кукол, как бы оживляя их, а затем становятся только их «голосами». Всё основное актёрское действо «главных героев» происходит теперь на кукольной площадке. А живые "голоса" артистов-певцов звучат за кукольных персонажей. Тем не менее, артисты-певцы - на сцене. И они презентуют своих героев. Каждый певец одет в костюм своего персонажа, у каждого- атрибут своего героя: у царя - скипетр, у Амана - ключ, у Мордехая - пика.

Мордехай – основное действующее лицо истории. Он служит в охране царя. Но, по сути, Мордехай - охранник своего народа. Он не только "спас царя от смерти". Он вырастил Эсфирь, он привёл её во дворец, он разумно направлял её, когда узнал, что еврейскому народу грозит гибель. Эсфирь, как послушная дочь, выполнила все его заветы и народ был спасён. Джошуа Слуцкий, который великолепно исполнил сложнейшую вокальную партию Мордехая, создал замечательный образ положительного героя: Мордехай в его интерпретации – сдержанный, внимательный, мудрый.

Максвелл Городецки в роли Царя Ахасвера героически исполнил свою вокальную роль: накануне мальчик заболел и потеря голоса перед спектаклем заставила всех поволноваться. Царь в интерпретации Максвелла Городецки - безвольный, но увлекающийся герой. А вот на роль Эсфири у нас есть две певицы: Лада Боровикова и Катя Григорьева. В двух спектаклях они изумительно исполнили свои партии. Эсфирь Лады - милая, тихая, но настойчивая и убедительная; Эсфирь Кати - красивая, решительная, мудрая. Наиболее артистическая, харАктерная роль Амана досталась в спектакле Арсению Боровикову и он прекрасно с ней справился! Аман у Арсения Боровикова – темпераментный, властолюбивый, хитрый и жадный.
Замечательная постановка танцев - заслуга Кати Денисовой, художественного руководителя танцевального ансамбля "Калинка" при школе East West.

В заключение, я хочу поблагодарить всех участников спектакля, и тех, кто поддерживал и помогал в осуществлении постановки: Петра Слуцкого, Леонида Степанова, Сергея Ершова, Милу Степанову, Катю Денисову, Анну Боровикову, Татьяну Нарышкину, а также всех родителей, которые героически перекраивали расписание для наших репетиций и всячески способствовали успеху спектакля, который, надеюсь, мы сыграем ещё не один раз!

 

Нонна Калер-Слуцки,

художественный руководитель театра "НОТКа"

фото: Леонид Каминский

Rate this article: 
No votes yet