Русская Америка сибирского священника

Сообщение об ошибке

  • Notice: Undefined index: taxonomy_term в функции similarterms_taxonomy_node_get_terms() (строка 518 в файле /hermes/bosnacweb02/bosnacweb02aj/b1224/ipw.therussianamerica/public_html/russian_newscenter/sites/all/modules/similarterms/similarterms.module).
  • Notice: Undefined offset: 0 в функции similarterms_list() (строка 221 в файле /hermes/bosnacweb02/bosnacweb02aj/b1224/ipw.therussianamerica/public_html/russian_newscenter/sites/all/modules/similarterms/similarterms.module).
  • Notice: Undefined offset: 1 в функции similarterms_list() (строка 222 в файле /hermes/bosnacweb02/bosnacweb02aj/b1224/ipw.therussianamerica/public_html/russian_newscenter/sites/all/modules/similarterms/similarterms.module).

Отец Евгений пошел по пути святителя Иннокентия

 Настоятель иркутского храма во имя Архангела Михаила священник Евгений Старцев совершил крестный ход на Аляску на парусной лодке «Святитель Иннокентий» с чудотворной иконой и мощами святого митрополита Иннокентия (Вениаминова). Это уже второе подобное путешествие сибирского священника. В 2011 году на той же лодке он совершал крестный ход к Командорским островам. Эти маршруты совпадают с миссионерскими экспедициями апостола Сибири и Америки святителя Иннокентия в XIX веке.

– Как вам все удается, отец Евгений: и храмы восстанавливать, и экспедиции совершать на Халхин-Гол, в Чечню, и крестные ходы в Русскую Америку? Может быть, гены помогают?

– Я не могу сказать, что у меня какие-то предки особые. Обычные люди. Но сказывалось, конечно, что Сибирь – это место, где сформировался особый этнос. Здесь не было никогда крепостного права. Здесь не было никогда коленопреклоненного почитания начальства. Значили больше какие-то личные отношения, человеческие качества. На войне эти качества, безусловно, проявились. И потом, когда надо было выживать здесь. И это пробивается в нас иногда. Ведь если на войне твои чада духовные, то как можно спать здесь в жизни сытой? Или если на Халхин-Голе погибали твои предки, ты должен там крест поставить и помолиться. А святитель Иннокентий, наш величайший из миссионеров, можно сказать, первый после апостолов… Он, по сути дела, чуть ли не пешком добрался до Америки, и через несколько лет из враждебных племен империя получила дружественные племена, крещеные. Только потому до сих пор эта территория называется Русская Америка, что люди помнят, что несут в своих жилах русскую христианскую кровь. Когда я там был, разговаривал с одним из вождей племени. Мы, говорит он, когда соберемся, то не сравниваем, у кого какой достаток, а вспоминаем, у кого сколько русской крови. Это я и на Ситке слышал, и на Кадьяке.

– Вы сравнили миссионерский подвиг святителя Иннокентия с деятельностью апостолов. Но если взять географию…

– Это поболе будет. Вот Европу возьмите, да еще на два умножьте. Притом, что Европа была местом теплым, более-менее обжитым.

– И карт у него не было...

– Какие карты! А условия жизни? Минус 40 в Якутии – ну и доберись до Охотска! С семьей. С детьми, с женой и тещей. Пешочком. Представляете? Нам, привыкшим тут к зиме, немыслимо совершенно. А это была его практика жизни. Или на каком-нибудь небольшом суденышке под названием «байдарка» между островами ходить, чтобы добраться до какого-то отдельно живущего племени, донести до них свет Христовой веры, окрестить их там, облобызать, полюбить, чтобы они видели в русском человеке не завоевателя, а человека, который принес им чувство любви и ответственности за них.

Когда мы шли на корабле вдоль этих островов, то на карту если посмотреть, так каждый мысочек, каждая отмель, каждая реченька, каждая горочка русскими именами названы.

– Вы говорите «корабль», но это же всего лишь парусная лодка длиной 9,5 метра…

– Так ведь прибыть на самолете или на комфортабельном океанском лайнере туда, куда святитель Иннокентий добирался на утлом суденышке, в мои планы не входило. Но все-таки пришлось кое-что изменить в планах. Потому что мы собирались идти дальше и прий­ти на этом корабле в Санкт-Петербург – пройдя тем маршрутом, которым ходил святитель Иннокентий. То есть зайти на Таити, пройти мыс Горн, Атлантику, ну и туда, в Питер. И одни люди мне говорили, что на этом корабле Горн не пройти. А другие говорили: пройдем. Ну почему не пойти-то? Я был человеком, совершенно непуганым перед морем. Единственно, у меня была тяжелейшая форма морской болезни. Первые три дня после выхода в море я просто умираю. А поскольку на борту у нас спиртное противоядие я сам же на весь поход запретил, все это приходилось переносить естественным образом. И мы раза три попадали в хорошие шторма… Я понял, что тот шторм, который нас ожидает на мысе Горн, – он на порядок больше. Там инструментально замеренная высота волны – 38 метров.

Но я еще, может быть, и пошел бы, но все-таки со мной люди. Я подумал: может, правда это слишком самонадеянно? Но все само сложилось потом. Потому что нам пришлось этот корабль оставить в Сиэтле, поскольку американцы не продлили нам визы. Ну, завредничали – они же не объясняют почему. Отказали в визе капитану и еще двум членам экипажа. И мы вынуждены были подарить эту лодку детям в православной школе американской в Сиэтле. Ну и что: они попросили – мы оставили. В конце концов, корабль у нас не главное.

– А что главное?

– А главное – идея. Это был крестный ход. С нами были мощи святителя Иннокентия. Я прошел, чтобы лично прочувствовать, себя убедить, что Русская Америка – это моя Америка. Объяснить это детям, что это наша с вами земля. Что она полита кровью русских людей. Я русский человек, я ее наследник. И вообще, это просто мое дело, да и все. У меня еще будет много всяких дел, если Бог даст.

6 фактов об отце Евгении Старцеве

Родился в 1962 году в бурятском селе Ильинка.

Окончил Восточно-Сибирский технологический институт в 1985 году.

В 36 лет стал диаконом, священником, настоятелем храма в Улан-Удэ.

Восстановил несколько храмов в Бурятии.

Не раз выезжал в районы антитеррористических операций на Северном Кавказе, к местам захоронений советских воинов в Монголии.

С 2009 года – настоятель Михаило-Архангельской церкви в Иркутске.

Иннокентий – апостол Сибири и Америки

Святитель Иннокентий, митрополит Московский (в миру Иван Евсеевич Попов-Вениаминов), родился в 1797 году в сибирском селе Анга. В 26 лет он начал миссионерское служение и отдал 45 лет просвещению народов Камчатки, Алеутских островов, Северной Америки, Якутии, Хабаровского края в суровых условиях, с большими опасностями для жизни. Крестил десятки тысяч людей, строил храмы, открывал школы. Он сам создавал для местных народностей алфавит и грамматику, переводил книги и молитвы, обучал их медицине, ремеслам, сельскому хозяйству. Святитель практически непрерывно путешествовал морем, пешком, на собаках, преодолевая по 5 тысяч верст. При его содействии Амур был присоединен к России.

Он известен не только как миссионер и богослов, но и как крупный этнограф, лингвист, географ, почетный член Императорской Академии наук, Московского университета, лауреат государственных премий. Его труды переведены на многие языки мира. Год 200-летия со дня рождения апостола Сибири и Америки был объявлен ЮНЕСКО Годом святителя Иннокентия. В октябре 1977 года был прославлен в лике святых Русской Православной Церковью и Православной Церковью в Америке в лике святителей как апостол Сибири и Америки. В 1994 году был прославлен в лике святых Русской Православной Церковью Заграницей.

Владимир Медведев

Rate this article: 
No votes yet