Хиллари Клинтон высказала свое мнение по текущей политике президента Трампа в статье в издании NYT

Насколько же глупее это ещё может быть? How Much Dumber Will This Get?

Меня раздражает не столько лицемерие, сколько откровенная глупость. Все мы якобы «шокированы» тем, что президент Трамп и его администрация не заботятся о защите секретной информации или соблюдении законов о хранении государственных документов. Но разве это было секретом? Куда страшнее, что высокопоставленные чиновники его администрации подвергают опасности наших военных, обсуждая стратегические планы в коммерческом мессенджере, причём случайно добавив в чат журналиста. Это не просто безответственно – это вопиюще глупо. 

И это лишь очередная самодельная мина, подрывающая Америку изнутри, ослабляющая её позиции и ставящая под угрозу национальную безопасность. Увольнять сотни специалистов, отвечающих за защиту ядерного арсенала страны? Глупо. Сворачивать программы по борьбе с пандемиями на фоне вспышки Эболы в Африке? Глупо. Избавляться от талантливых генералов, дипломатов и разведчиков, когда такие государства, как Китай и Россия, расширяют своё влияние? Это не просто нелепо – это опасно. 

В современном мире, полном угроз и вызовов, недостаточно быть просто сильным. Нужно быть умным. Будучи госсекретарём в администрации Обамы, я всегда выступала за концепцию «умной силы» – сочетание военной мощи с дипломатией, экономическим влиянием, развитием международных связей и культурным присутствием. По отдельности эти инструменты недостаточны, но вместе они делают Америку сверхдержавой. Трамп же предлагает концепцию «глупой силы». Вместо того чтобы использовать весь спектр национальных ресурсов для укрепления лидерства и сдерживания противников, его Америка становится слепой, неуклюжей, слабой и изолированной. 

Начнём с армии, ведь именно ею Трамп любит прикрываться. Но не дайте себя обмануть: за бравадой нет никакой стратегии. Трамп и его министр обороны Пит Хегсет (из того самого скандального чата) больше озабочены показными боями с «вокизмом», чем реальной подготовкой к угрозам. Кто-нибудь действительно верит, что удаление упоминаний о лётчиках «Таскиги» делает нас безопаснее? Министерство обороны Трампа даже убрало изображения бомбардировщика Enola Gay, который завершил Вторую мировую войну, – лишь из-за его названия. Глупо. 

Вместо того чтобы вместе с Конгрессом модернизировать военный бюджет в соответствии с новыми вызовами, Трамп увольняет генералов без обоснования. Пять бывших министров обороны – как республиканцы, так и демократы – справедливо предупредили, что такие шаги «подрывают систему добровольной службы и ослабляют национальную безопасность». Массовые увольнения накрыли и разведку. Как выразился один бывший высокопоставленный разведчик: «Мы стреляем себе в голову, а не в ногу». Это неразумно. 

Но если они так беспечно относятся к жёсткой силе, неудивительно, что мягкую силу они попросту разрушают. Как бывший госсекретарь, я особенно обеспокоена планами администрации закрывать посольства и консульства, сокращать число дипломатов и уничтожать Агентство США по международному развитию (USAID). Возможно, это менее очевидно, чем важность танков и истребителей, но от этого не менее значимо. 

Будучи главой дипломатии, я посетила 112 стран и преодолела почти миллион миль, и я знаю, насколько важно присутствие Америки в разных уголках мира. Военные давно понимают, что для эффективного сдерживания угроз нужно находиться на передовой. Для дипломатов это столь же критично. Посольства – это наши глаза и уши, они формируют внешнюю политику, способствуют безопасности и процветанию. Через них мы обучаем контртеррористические подразделения за рубежом и помогаем американским компаниям осваивать новые рынки. 

Китай понимает ценность такой стратегии. Он открывает всё новые дипломатические представительства и уже обогнал США по числу посольств и консульств. Отступление Америки оставляет пространство для Пекина, позволяя ему без помех распространять своё влияние.

Дипломаты создают Америке друзей, чтобы мы не оставались в одиночестве в конкурентном мире. Именно благодаря этому мы в своё время добились введения жёстких санкций ООН против ядерной программы Ирана, вынудив Тегеран заморозить её развитие – в отличие от угроз Трампа, которые не привели ни к чему, кроме ослабления контроля за иранскими объектами. Это – глупо. 

Дипломатия экономит деньги, особенно по сравнению с военными операциями. Предотвращать войны дешевле, чем их вести. Бывший министр обороны Джим Мэттис, четырёхзвёздный генерал морской пехоты, однажды сказал: «Если вы не финансируете Госдепартамент в полной мере, мне придётся закупать больше боеприпасов». 

Экономическая помощь США всегда занимала небольшую долю бюджета, но её влияние на глобальную стабильность огромно. Когда американские инвестиции помогают предотвратить голод или вспышку болезни, когда мы оперативно реагируем на стихийные бедствия или строим школы, мы завоёвываем доверие людей, которые иначе могли бы обратиться к террористам или государствам-конкурентам. Мы уменьшаем потоки беженцев, укрепляем дружественные правительства, предотвращая их крах. 

Я не пытаюсь сказать, что всё это просто, или отрицать, что американская внешняя политика не совершала ошибок. Лидерство – это сложная задача. Но лучший способ обеспечить безопасность страны – это укреплять государственные институты, а не разрушать их. Мы должны вкладываться в патриотов, служащих нации, а не оскорблять их. 

Разумные реформы могут сделать федеральные агентства более эффективными. В администрации Клинтона программа «Реинжиниринг правительства» под руководством вице-президента Эла Гора модернизировала бюрократию, сделав её более гибкой и сэкономив миллиарды долларов. В отличие от Трампа, который не реформирует правительство – он его уничтожает. 

Всё это одновременно глупо и опасно. И я ещё не сказала о том, как Трамп заигрывает с диктаторами вроде Путина, разрушает альянсы – те самые, которые усиливают нас, – и подрывает моральный авторитет Америки, попирая законность внутри страны. Или о том, как он рушит экономику и наращивает гигантский госдолг. В Москве и Пекине внимательно следят за нашей демократической системой: сможет ли она по-прежнему приносить мир и процветание? Если Америка превращается в банановую республику, погрязшую в коррупции, с лидером, ставящим себя выше закона, мы проиграем это сражение. Мы утратим всё, что делало нас исключительной и незаменимой державой. 

Если у этой политики есть какая-то большая стратегия, я её не вижу. Возможно, Трамп хочет вернуть мир к разделу сфер влияния XIX века. А может, его просто ведут личные обиды, и он не понимает, во что ввязался. Когда-то он довёл до банкротства свои казино в Атлантик-Сити. Теперь он играет в азартную игру с национальной безопасностью США. Если так будет продолжаться, ошибка с групповым чатом станет нашей наименьшей проблемой. И никакие эмодзи с кулаками и флагами нас не спасут.

Rate this article: 
Average: 5 (1 vote)