Почему все говорят о сериале «Переходный возраст»

Подростки, мизогиния, насилие.
Новый хит Netflix – британский мини-сериал «Переходный возраст» (Adolescence), каждая серия которого снята одним дублем. Он уже получил восторженные отзывы критиков и собрал у экранов более 24 млн зрителей. Би-би-си рассказывает, как «Переходный возраст» вызвал общественную дискуссию в Британии и почему у него есть все шансы стать главным сериалом года.
Ажиотаж, вызванный в мире четырехчасовым минисериалом, можно сравнить разве что с прошлым хитом Netflix – шоу «Олененок».
«Вау. Просто вау. Я мог бы напечатать слово «вау» еще примерно 700 раз, сопроводив его словами «Не пропустите ‚Переходный возраст' на Netflix» и закончить на этом», – так начинается рецензия на сериал в почтенной британской газете Times.
Не менее восторженными были и критики других изданий. Люси Мэнган из Guardian назвала сериал «самым близким к совершенству» на телевидении за последние десятилетия, а Алан Сепинволл из Rolling Stone написал, что это «одна из лучших вещей – и ранний претендент на звание лучшей, – которую вы увидите на экранах в этом году».
«Переходный возраст» описывает события после убийства британской школьницы. Ранним утром в дом местного водопроводчика врывается вооруженная полиция, они вытаскивают плачущего, обмочившегося от страха 13-летнего мальчика из кровати и к ужасу его родителей и сестры увозят в участок.
Все говорит о том, что произошла какая-то ошибка, и уже к концу первой серии зрителю станет понятно, действительно ли это так. Убил ли подозреваемый Джейми (его играет Оуэн Купер – это дебютная роль 14-летнего актера, который поразил критиков своей игрой) свою одноклассницу Кейти.
Как подчеркивают создатели сериала, его жанр можно обозначить не как классический «whodunnit?» («кто это сделал»), а скорее «why dunnit?» («почему это сделал»). Зрители пытаются найти объяснение произошедшему, понять мотив убийства – сначала вместе с полицейскими, потом вместе с психологом, а в последней серии – вместе с родными преступника.
Все они сталкиваются с вопросами: зло было заложено природой или воспитанием? Что заставило убийцу совершить этот ужасный поступок?
И полицейским, и зрителям хочется найти одно из стандартных объяснений: у нападавшего жестокий отец, врожденные проблемы, он столкнулся с насилием в семье, буллингом или находился в состоянии аффекта.
Однако простых ответов создатели сериала не дают. В сериале нет привычной для детективного жанра сцены, где становится понятно все произошедшее, как нет и привычно исчерпывающего объяснения, почему произошло убийство.
Если судить по отзывам, для многих зрителей «Переходный возраст» стал универсальной притчей о природе насилия, однако в Британии сериал был воспринят как остросоциальное высказывание.
В прессе активно обсуждается, стоит ли показывать сериал в британских школах и даже парламенте.
Нападения с ножом, а также мизогиния, которую распространяют в интернете инфлюэнсеры, в том числе упоминаемый в сериале Эндрю Тейт, – все это постоянно обсуждаемые в стране проблемы.
Британский премьер-министр Кир Стармер рассказал, что смотрел шоу со своим 16-летним сыном и 14-летней дочерью. «Это очень хорошая драма. Насилие, совершаемое молодыми людьми, на которых повлияло то, что они видят в интернете, стало реальной проблемой. Это отвратительно, и мы должны с этим бороться», – заявил он во время выступления в парламенте.
Идея «Переходного возраста» пришла к одному из создателей сериала Стивену Грэму после серии реальных преступлений в Британии.
В 2021 году 12-летняя Ава Уайт была смертельно ранена ножом 14-летним мальчиком в родном городе Грэма Ливерпуле. В 2023 году 15-летняя Элиан Андам подверглась нападению с кухонным ножом со стороны 17-летнего Хассана Сентаму возле торгового центра в Кройдоне.
«Я просто подумал, что происходит в обществе, где подобные вещи становятся обычным явлением? – сказал Грэм в программе The One Show. – Я просто не мог этого понять. Поэтому я хотел попытаться пролить свет на эту конкретную вещь».
Соавтор Грэма Джек Торн в свою очередь признался, что создатели хотели «посмотреть в глаза мужской ярости».
По его словам, главный герой был «подвергнут идеологической обработке» такими людьми, как Эндрю Тейт, и людьми, «гораздо более опасными».
Критики сходятся в мысли, что получившаяся семейная драма неизбежно подогреет тревогу у современных родителей, которые непременно зададутся вопросом – как соцсети влияют на подростков, пока этого не замечают их близкие.
Елизавета Подшивалова