США готовят сделку с Лукашенко
Сообщение об ошибке
- Notice: Undefined index: taxonomy_term в функции similarterms_taxonomy_node_get_terms() (строка 518 в файле /hermes/bosnacweb02/bosnacweb02aj/b1224/ipw.therussianamerica/public_html/russian_newscenter/sites/all/modules/similarterms/similarterms.module).
- Notice: Undefined offset: 0 в функции similarterms_list() (строка 221 в файле /hermes/bosnacweb02/bosnacweb02aj/b1224/ipw.therussianamerica/public_html/russian_newscenter/sites/all/modules/similarterms/similarterms.module).
- Notice: Undefined offset: 1 в функции similarterms_list() (строка 222 в файле /hermes/bosnacweb02/bosnacweb02aj/b1224/ipw.therussianamerica/public_html/russian_newscenter/sites/all/modules/similarterms/similarterms.module).

Лукашенко может освободить политзаключенных, взамен с Беларуси снимут санкции.
Администрация Дональда Трампа ведет переговоры с Александром Лукашенко об освобождении белорусских политзаключенных в обмен на смягчение санкций, сообщает New York Times. Однако эксперты отмечают, что такие шаги для Лукашенко не новы и не свидетельствуют о кардинальных изменениях в его политике.
После визита представителя Госдепартамента США Кристофера Смита в Минск были освобождены трое заключенных, включая гражданина США. Как рассказали NYT источники, на встрече западных дипломатов в Вильнюсе Смит назвал это огромной победой и ответом на политику президента Трампа «мир посредством силы». По его словам, следующим этапом должно стать освобождение значительно большего числа заключенных, в том числе известных фигур, в обмен на ослабление санкционного давления на белорусские банки и калийную промышленность.
По мнению бывшего посла США в Беларуси Кеннета Яловица, эта ситуация полностью вписывается в стратегию Лукашенко, который всегда пытался балансировать между Москвой и Западом:
«С гуманитарной точки зрения, конечно, любое освобождение политических заключенных в Беларуси можно только приветствовать. Это шаг вперед. Но давайте не забывать, что в белорусских тюрьмах по-прежнему остаются более тысячи человек по политическим мотивам. Сам характер режима – жесткая авторитарная диктатура – остается неизменным. И вряд ли стоит питать иллюзии насчет того, что будет дальше. Если вспомнить предыдущую администрацию Трампа, то тогда, например, высокопоставленные чиновники, такие как Джон Болтон, встречались с Лукашенко, и многие надеялись на потепление отношений. Но потом прошли президентские выборы в Беларуси, за которыми последовали жестокие репрессии, и отношения с Западом снова оказались в состоянии глубокого кризиса, который продолжается уже пять лет. Поэтому сейчас важно сохранять осторожность и скепсис по поводу возможных перспектив».
Яловиц также подчеркивает, что на решения Лукашенко влияет ситуация в Украине. По его мнению, белорусский лидер внимательно следит за развитием событий и реагирует на возможное сближение США и России. Освобождение политзаключенных может быть для Лукашенко способом обозначить свою роль в этом процессе и напомнить о себе как о возможном игроке.
Белорусский политический аналитик Вадим Можейко считает, что подобная сделка укладывается в логику санкционной политики: «На мой взгляд, это яркая иллюстрация того, как санкции работают. Если Минск готов идти на уступки, освобождать политзаключенных в обмен на то, чтобы смягчить санкции, – это результат довольно успешного давления. И самое главное, что во время обсуждения в том числе речь шла не только про освобождение политзаключенных, но и про приостановку репрессий. Репрессии не прекращаются, и важно не только освободить тех, кто за решеткой, но и не допустить, чтобы новые люди там оказались».
Историк и политический обозреватель Александр Фридман сомневается в том, что сделка приведет к ослаблению влияния России на Беларусь: «Если будет какое-то заключено соглашение по Украине, то значение Беларуси для России резко уменьшится. И наоборот, такое давление России на Беларусь резко возрастет. У Лукашенко и так небольшое поле для маневра, а в этом случае оно предельно сузится. То есть, попытка выйти из вот этого тупика, получить какие-то новые возможности – это, с точки зрения Лукашенко, понятно.
Кроме того, что санкции против калийной индустрии и против банковского сектора, они очень болезненны. Так что Лукашенко, может быть, бы и не прочь был на это пойти. Но есть российский фактор, если даже он договорится с Соединенными Штатами, разве Россия в сегодняшних условиях позволит ему это сделать?»
Журналистка и экс-заключенная Ольга Лойко, представляющая группу белорусов, которые сами отбыли сроки по политическим обвинениям или чьи родственники остаются за решеткой, признает: первая реакция на публикацию The New York Times была позитивной: «Беларусь оказывается все-таки в поле зрения. Потому что самый большой страх у нас у всех был выпасть полностью из всех возможных сделок, не участвовать ни в каких обменах, различных договоренностях по тому, как будет устроен мир после войны, не попасть ни на переговоры, никуда, просто остаться за бортом всех договоренностей. Слава богу, это не случилось. Белорусских политзаключенных замечают, помнят. Безусловно, в этом всем есть нюансы. Мы все знаем, что Лукашенко мастер такие сделки не выполнять со своей стороны. И все окажутся в начале не совсем всеми, потом вовсе не всеми. А потом репрессии продолжатся и ничего не изменится».
Тем временем, группа нобелевских лауреатов обратилась к президенту США и лидерам Евросоюза с призывом принять «срочные и решительные меры» для освобождения всех политзаключенных в Беларуси. Среди подписавших обращение – писательница Светлана Алексиевич, украинская правозащитница Александра Матвийчук, сооснователь «Новой газеты» Дмитрий Муратов и другие.
Наташа Фрост
Related articles
- А.Н. Дарчиев, новый посол России в США, дал интервью корреспонденту «Русской Америки» еще в 2008 году. Что он говорил?
- Настоящая причина отмены визита Вэнса и его жены в Гренландию
- Трамп отменил допуски к секретной информации для Байдена, Харрис, Клинтон и других своих политических врагов
- Евросоюз объявил об ответных пошлинах
- Александр Дарчиев – новый посол России в США