Вы здесь
Home › Право › Адвокат Алексей Тарасов об Указе об отмене права на гражданство по рождению и других и инициативах Трампа ›Адвокат Алексей Тарасов об Указе об отмене права на гражданство по рождению и других и инициативах Трампа

"Это дело обязательно дойдет до Верховного суда".
Президент США Дональд Трамп в первый же день после возвращения в Белый дом начал выполнять свое предвыборное обещание и подписал целый ряд указов, связанных с иммиграцией. О том, как это может отразиться на рядовых американцах, мы поговорили с адвокатом Алексеем Тарасовым.
– Алексей, президент Трамп в первый же день подписал несколько десятков исполнительных указов, так или иначе связанных с иммиграцией. Как это отразится на повседневной жизни американцев, как иммигрантов, так и тех, кто уже является гражданами США?
– Действительно, Трамп в первый же день своего президентства подписал ряд указов, касающихся иммиграции. Возможно, одна из самых главных тем – это то, что глава государства официально заявил, что приток иммигрантов на южную границу представляет собой вторжение и фактически позволил федеральным спецслужбам предпринимать меры, вплоть до депортации мигрантов, у которых нет документов. Эти депортации могут на самом деле принять форму высылки в ускоренном порядке.
Иными словами, при принятии таких решений вовсе необязательно будет соответствующее решение иммиграционного суда. По сути, Трамп расширил полномочия правоохранительных органов, таких, как Drug Enforcement Administration (DEA) или ATF. Теперь они могут депортировать иммигрантов из США.
Еще одно существенное изменение касается отмены гражданства по праву рождения. Новая администрация интерпретирует 14-ю поправку к конституции США так, что, если родители являются нелегалами или находятся здесь на визе, их дети не считаются американскими гражданами.
14-я поправка гласит, что все лица, родившиеся в США и подпадающие под юрисдикцию США, являются гражданами. Она была ратифицирована в 1868 году с конкретной целью: чтобы исключить из этой юрисдикции коренных жителей Америки (индейцев) и иностранных дипломатов, чьи дети не становились автоматически гражданами США. Но с тех пор многое изменилось. Сейчас очевидно, что все, кто приехал в США, попадают под американскую юрисдикцию, за исключением разве что дипломатов.
Этот указ уже оспаривается в судах. Уверен, дело дойдет до Верховного Суда.
Еще одно существенное изменение, предпринятое Трампом в первый же день президентства – это приостановка U.S. Refugee Admissions Program (USRAP). По сути, граница будет закрыта с 27 января на 90 дней. Люди, которые для въезда в США по гуманитарным причинам пользовались мобильным приложением CBP One, теперь не имеют такой возможности. Трамп прекратил его действие.
Все эти меры, прежде всего, признание вторжения на границе, позволяют Трампу применить позднее Alien Enemies Act 1798 года, который разрешает президенту задерживать или депортировать граждан враждебных государств, если США находятся в состоянии войны с этими государствами или подвергаются вторжению с их стороны.
Возможно, Трамп будет использовать это для осуществления массовой депортации. Зачастую рассмотрения дел в иммиграционных судах могут занимать до пяти или десяти лет. Но данный закон позволяет президенту отдавать распоряжения о депортации без судебных решений. Кроме того, он разрешает использовать для этого вооруженные силы.
– Вы уже упомянули указ, прекращающий автоматическое присвоение гражданства детям, родившимся в США. Он уже вызвал множество споров. Как Вы думаете, насколько все серьезно?
– Это серьезно. Хотя данный вопрос рассматривается в суде, могут последовать действия со стороны Конгресса. И теперь, когда сторонники Трампа из Республиканской партии контролируют обе палаты Конгресса, такие действия весьма вероятны. Статья 5 14-й поправки конституции гласит, что Конгресс имеет право обеспечивать соблюдение ее положений принятием соответствующего законодательства. Таким образом, на самом деле не потребуется внесение поправки в конституцию. Нужно просто принять закон, чтобы учесть то толкование данной поправки, которое использует Трамп, и исключить из нее детей тех иммигрантов или иностранцев, кому не разрешено находиться в США.
– То есть получается, что этот указ вовсе не является таким уж антиконституционным, как его характеризуют правозащитники?
– Мне кажется, что этот указ будет сложно защитить с конституционной точки зрения. Здесь как в русском выражении «Казнить нельзя помиловать», где очень многое зависит от того, куда поставить запятую. В данном случае тоже важно смотреть на то, где стоят запятые в 14-й поправке. В ней говорится, что «все лица, рожденные или натурализованные в США, и подвергнутые юрисдикции таковых, являются гражданами США». Что значит, что они находятся под юрисдикцией США? Многие иммигранты, которые приехали сюда нелегально, считаются «недопустимыми» в США. То есть, физически они находятся здесь, но юридически остаются за пределами страны, их как бы не впустили сюда.
Вопрос заключается в том, имеет ли какой-то смысл выражение subject to the jurisdiction («субъект юрисдикции»), или оно является историческим атавизмом? Принимая данную поправку, американские власти вставили в нее эту фразу для того, чтобы, к примеру, дети индейцев не становились автоматически гражданами США, поскольку индейцы на тот момент не находились в юрисдикции Соединенных Штатов. Можно ли в современном мире это сказать о людях, которые переходят границу, физически находятся здесь, но с точки зрения закона их ноги границу еще не перешли? Это касается тех, кто приехал сюда нелегально, прибыл по паролю, кто оказался здесь через приложение CBP One. Физически они здесь, но юридически остаются за пределами страны.
В то же время, американские законы, конечно же, распространяются на них. Если, они, например, совершат преступление, то их посадят в американскую тюрьму.
– И налоги они должны платить…
– Да, они действительно платят налоги.
Другое дело, что этот исполнительный указ Трампа, возможно, и не «выстоит» в суде, когда штаты – либеральные, в первую очередь, будут требовать его отмены. Однако республиканский конгресс может принять необходимый закон, как гласит 5-я статья 14-й поправки. Вовсе не нужно менять конституцию, собирать конституционную конвенцию и получать одобрение двух третей штатов, что было бы, конечно, очень и очень трудно. И если палата представителей и сенат одобрят закон о том, что дети, рожденные от иммигрантов, не получают американское гражданство, то это решение вступит в силу. Получается, Трамп запустил механизм, который может запросто сработать. Возможно, такие законы будут приняты уже в нынешнем году.
– Могут ли власти теперь отозвать гражданство у детей, которые уже родились и его получили?
– Это крайне маловероятно. Это практически невозможно. Для того, чтобы отнять гражданство, надо устраивать отдельный процесс, доказывать факты мошенничества. А закон обратной силы не имеет. Таким образом, он будет касаться только тех детей, которые родятся после его появления.
– С нелегалами в данном случае все более или менее понятно. А чем «про-винились» люди, которые приехали сюда на законных основаниях – например, на работу – и здесь родили детей?
– Я думаю, они не «провинились». Просто законодатели хотят это ограничить. На мой взгляд, сейчас в США существует предубеждение, будто иностранцы приезжают сюда лишь для того, чтобы здесь родить.
Безусловно, есть некоторые скандальные случаи, когда руководители и врачи ряда клиник были привлечены к ответственности. Сразу на ум приходит организация Miami Mama, куда женщины из постсоветских стран приезжали рожать детей и получать для них американское гражданство.
Понятно, что это, наверное, лишь маленькое проявление тенденции. Однако этот установленный Трампом нарратив о том, что приезжают иммигранты и забирают наши рабочие места, укоренился. И я думаю, законодатели, если их попросят, примут закон, не позволяющий получать гражданство детям тех, кто находится здесь на визах.
– А если муж работает по визе H1B, например, а жена его сопровождает?
– Это опять же вопрос о том самом предубеждении. Даже существует такой термин – anchor baby, «якорный ребенок»: будто эмигранты приезжают и первым делом рожают здесь детей, чтобы эти дети помогли им тут остаться. Это глубоко ошибочное представление, потому что, на самом деле, наличие детей не дает никаких выгод с точки зрения иммиграции.
Преимущество может быть только одно: если ты прожил здесь десять лет, за тобой нет криминала, и ты столкнулся с депортацией, то можно сделать cancellation of removal на том основании, что ты находишься в стране уже давно, у тебя есть дети – граждане США, и выдворение приведет к экстремальным трудностям для них. Но этим может воспользоваться, наверное, только один процент или даже меньше из всех иммигрантов.
Я хочу подчеркнуть, что наличие ребенка – гражданина США само по себе не позволяет иммигранту получить здесь юридический статус. Поэтому представления о существовании каких-то «якорных детей» ошибочны. Но так или иначе, они укоренились среди сторонников Республиканской партии. Все просто-напросто устали от бесконтрольной иммиграции, и все, что касается ее, воспринимается отрицательно.
Но я все-таки надеюсь, что Трамп выполнит свое предвыборное обещание выдавать грин-карту тем иностранцам, кто закончил американский университет. Это реально помогло бы США: многие приезжают сюда учиться, получают степень бакалавра, магистра и даже доктора, а потом не находят работу и уезжают обратно в свои страны.
Таким иностранцам, даже если они окончили американский университет, очень нелегко найти здесь место, потому что для этого нужен работодатель, который спонсировал бы их на грин-карту. А это очень трудно, поскольку компании не любят нанимать граждан других стран. Но зачем отторгать человека, который долго учился здесь, уже ассимилировался и хочет трудиться?
– Более половины штатов уже объявили, что обжалуют в суде указ об отмене права на гражданство по рождению. Когда могут быть приняты решения по этому поводу? Когда этот указ может вступить или не вступить в силу, и что для этого нужно?
– Указ уже вступил в силу, но суд в Вашингтоне приостановил его действие на время разбирательства. Но, как я уже говорил, указ – указом. Трамп подписал его для того, чтобы внести данную тему в повестку. Если президент захочет это зацементировать, ему будет нужен всего-навсего принятый конгрессом закон. Если он будет принят, то в судах у его сторонников будет гораздо более твердая позиция.
– Как Вы считаете, дело может дойти до Верховного суда?
– Оно обязательно дойдет до Верховного суда. Это очень существенное изменение американской политики.
– Трамп направил войска на южную границу. Как это решение повлияет на ситуацию там? Позволит ли оно стабилизировать положение или, наоборот, может привести к провокациям?
– Президент направил на южную границу 1,5 тыс. военнослужащих. На данный момент, у них вспомогательные функции, то есть они сами по себе не могут претворять в жизнь иммиграционное законодательство. В их полномочия входит только поддержка операций Customs and Border Patrol (CBP). Сейчас обсуждается идея увеличения численности войск до 10 тысяч военнослужащих. Трамп пользуется исключениями из Posse Comitatus Act 1878 г., которые позволяют использовать военных для проведения внутренних правоохранительных операций в интересах национальной безопасности. Кроме того, военные будут задействованы в строительстве стены на южной границе и в установлении там дополнительных барьеров.
В конечном счете, если будет применен Alien Enemies Act 1798 года, то армия в теории может быть использована для фактического осуществления депортаций. И тогда это будет уже совсем другой масштаб.
– Поможет ли стена остановить нелегальную иммиграцию?
– Я думаю, она позволит существенно ограничить ее. Люди больше не смогут переходить границу и скрываться от правоохранительных органов. Кроме того, теперь не получится приезжать в США с помощью мобильного приложения, которое позволяло получить разрешение и находиться здесь годами.
Легальным иммигрантам очень трудно обеспечить свое пребывание здесь. Нужно найти работодателя, или посещать занятия в университете не менее 12 часов в неделю. Кроме того, необходимо доказать, что вы не отнимаете рабочие места у американцев. Это очень сложный процесс.
В то же время тем, кто оказывался в США с помощью этого мобильного приложения, вообще не нужно было заботиться о подобных вещах. Они получали разрешение на работу, нанимались к любому работодателю, и могли жить так довольно долго, пока их дело рассматривалось в суде. Теперь такого не будет.
– Власти уже начали проводить рейды против иммигрантов. Может ли в США сложиться такая ситуация, когда обычных законопослушных граждан арестовывают прямо на улице или требуют предъявить документы? В России это в свое время происходило, да и в других странах случается, но здесь нечто подобное мне представляется с трудом.
– Мне кажется, нет. В то же время, я отмечу, что, если у человека есть грин-карта, то по закону он обязан всегда носить ее с собой. Мало кто об этом знает, но такое положение действительно существует. Но в принципе, власти могут досматривать человека только при наличии веских подозрений.
В отдельных штатах – не во всех – есть законы, которые обязывают человека идентифицировать себя, если того требует полицейский. Но как правило, вы не обязаны разговаривать с представителями правоохранительных органов. Если к вам подходит полицейский или иммиграционный офицер, вы можете смело сказать ему: «Извините, я сейчас тороплюсь, у меня нет времени говорить». Вы не обязаны с ним общаться.
– Может ли вся эта ситуация отразиться на людях, которые легально находятся на визах в США и уже подали или планируют подать на иммиграционную визу или грин-карту? Скажется ли это на сроках рассмотрения иммиграционных кейсов? Что людям делать, как обезопасить себя?
– Я тоже думал об этом. Если приоритетом иммиграционных служб будут поимка и выдворение беженцев и прочих лиц, которые приехали в Америку – а речь здесь идет о миллионах людей – то, соответственно, административного ресурса не будет хватать на то, чтобы выполнять какие-то рутинные процедуры. Получается, от этого будет страдать легальная иммиграция.
Я надеюсь, что легальную иммиграцию в некоторых направлениях можно будет упростить. В первую очередь, не вызывать людей на ненужные интервью. Например, если речь идет о семейной грин-карте, у соискателей все в порядке и нет оснований для отказа – зачем это дело рассматривать 16 или 12 месяцев и потом вызывать человека на личную беседу, когда все очевидно? Ему можно просто дать грин-карту и таким образом сэкономить административный ресурс.
То же самое и с рабочими петициями. Если у заявителя и работодателя по документам все в порядке, то можно сократить срок рассмотрения и, соответственно, перераспределить свои силы. Хотелось бы, чтобы власти либо автоматизировали, либо существенно упростили такие рутинные процессы. Это неправильно, когда человек ждет полтора-два года грин-карту в национальных интересах. Пройдет два года, и необходимости в нем для США просто уже не будет. Он нужен здесь и сейчас, в национальных интересах. Я надеюсь, Трамп, как бизнесмен, для которого эффективность процессов является приоритетом, понимает это.
– А что может произойти с лотерей грин-карты? Трамп уже грозился отменить ее. Насколько легко или сложно это сделать?
– Отмена лотереи грин-карты – задача не из простых. Хотя администрация Трампа высказывала угрозы отменить ее, для реального прекращения этой программы потребуется внесение изменений в законодательство, что означает необходимость одобрения Конгрессом. Кроме того, подобное решение может столкнуться с юридическими спорами и критикой со стороны общественности и иммиграционных экспертов, поскольку программа играет важную роль в поддержании разнообразия иммиграционных потоков в США.
– И заключительный вопрос: чем все это закончится?
– Я думаю, это закончится существенной модернизацией иммиграционной системы. Та система, которая существует сейчас, сформировалась в 1950-1960-е годы. Определенные изменения произошли при Рейгане в 1980-е годы, но в целом она уже устарела и является пережитком прошлого, эхом противостояния между коммунистическим и американским капиталистическим строем. Данная система очень плохо вписывается в реалии 21-го века, и она должна быть серьезно реформирована. Конечно, это нелегкий путь, одним шагом его не преодолеть, но в конечном счете, я думаю, США реформируют свою иммиграционную систему, чтобы сделать ее более подходящей для современных реалий.
– Для страны это будет хорошо? Не может это закончиться всплеском протестов, насилия уже в ближайшем будущем?
– Думаю, нет. Я сомневаюсь, что будут какие-то рейды, когда военные станут ходить по домам и разыскивать нелегальных иммигрантов. Но если человек совершил криминальное поступление и находится в США без разрешения, то, конечно он будет депортирован. Если это нормальный человек, который приезжает в США строить и созидать, у него будет возможность здесь закрепиться.
Дмитрий Злодорев
Телефон адвоката: (405) 410-5631.
Related articles
- Судья приказал администрации Трампа объяснить задержание студентки университета Тафтса
- Руководство ICE поменяли из-за низких показателей по депортациям
- Адвокат Алексей Тарасов об Указе об отмене права на гражданство по рождению и других и инициативах Трампа
- NYT: США ограничат въезд для граждан 43 стран, включая Россию и Белоруссию
- В Майами еврей расстрелял двух евреев