90 указов за 30 дней. бурный первый месяц Трампа
Сообщение об ошибке
- Notice: Undefined index: taxonomy_term в функции similarterms_taxonomy_node_get_terms() (строка 518 в файле /hermes/bosnacweb02/bosnacweb02aj/b1224/ipw.therussianamerica/public_html/russian_newscenter/sites/all/modules/similarterms/similarterms.module).
- Notice: Undefined offset: 0 в функции similarterms_list() (строка 221 в файле /hermes/bosnacweb02/bosnacweb02aj/b1224/ipw.therussianamerica/public_html/russian_newscenter/sites/all/modules/similarterms/similarterms.module).
- Notice: Undefined offset: 1 в функции similarterms_list() (строка 222 в файле /hermes/bosnacweb02/bosnacweb02aj/b1224/ipw.therussianamerica/public_html/russian_newscenter/sites/all/modules/similarterms/similarterms.module).

Трамп против бюрократии: кто возьмет верх?
Первые тридцать дней второго президентства Дональда Трампа потрясли американский истеблишмент, который не ожидал столь бурного начала правления. За тридцать первых дней Трамп подписал 90 указов: об объявлении чрезвычайного положения на южной границе страны, депортации нелегальных мигрантов, сокращении численности госслужащих, приостановке финансирования Агентства по международному развитию, а также об отмене права на американское гражданство по рождению для детей иностранцев – права, которое, как считается, закреплено в американской конституции. Вопросы, связанные с указами, мы обсуждаем с правоведом, научным сотрудником института Independence в Колорадо Дэвидом Коппелом и политологом, историком, профессором университета Теннесси Андреем Коробковым.
– Что в действительности пытается осуществить президент Трамп?
– В Вашингтоне различные правительственные структуры – министерства, управления – возглавляют так называемые политические назначенцы, которые приходят и уходят по мере смены президентских администраций, – говорит Дэвид Коппел. – Но руководители более низкого уровня и большая часть работников этих структур – профессионалы, которые работают и при президентах-демократах, и при президентах-республиканцах. Дональд Трамп действует, исходя из тезиса о том, что значительное большинство среди этих служащих составляют демократы, которые руководствуются в работе своими убеждениями. То есть, когда президент и назначенные им высшие чиновники пытаются проводить консервативную политику, система оказывает сопротивление. Вполне очевидная цель президента Трампа сейчас – сократить число этих практически несменяемых профессиональных чиновников.
Он рассматривает государственных служащих как один из важнейших центров влияния демократов. Если мы посмотрим на одно из самых заметных его решений – приостановку деятельности Агентства США по международному развитию, то это явная попытка прервать государственное финансирование программ, близких леволиберальному крылу американского политического истеблишмента. Часть президентских указов направлена на уменьшение государственного регулирования экономики. И в этом смысле Трамп – традиционный республиканец, убежденный в том, что чем меньше государственного вмешательства в рыночные процессы, чем меньше бюрократов, навязывающих предпринимателям свои правила, тем больше процветания.
– Среди самых первых указов, подписанных президентом, был указ о лишении права гражданства по рождению для детей людей, находящихся на территории США незаконно. Указ вызвал громкую критику не только со стороны защитников иммигрантов, но и некоторых юристов, и его действие было приостановлено федеральным судьей. Президент издал указ о сокращении числа федеральных служащих, разрешив им добровольно увольняться с сохранением в течение нескольких месяцев зарплат и других льгот. Этот указ судья частично оставил в силе. Как вы думаете, могут суды остановить эти инициативы, эту, своего рода, революцию президента Трампа?
– Каждый случай – индивидуальный. Например, в вопросе о праве на гражданство по рождению у обеих сторон есть сильные аргументы. Если судьи будут при разбирательстве этого иска исходить из намерений авторов 14-й поправки к Конституции, принятой в 1868 году, то понятно, что тогда никому в голову не могло прийти, что в XXI веке появится такое явление, как «родильный туризм», что туристы из Китая будут приезжать на месяц перед родами в Калифорнию, чтобы получить американское гражданство для ребенка. Применима ли 14-я поправка к этой и другим подобным ситуациям? Вопрос сложный. Я подозреваю, что это дело дойдет до Верховного суда, и Дональд Трамп, скорее всего, потерпит поражение, хотя возможен и другой исход.
В том, что касается судьбы Агентства по международному развитию, то начало этому агентству положил указ президента Кеннеди, действовавшего из идеалистических соображений. Он считал, что помощь другим странам – в интересах Соединенных Штатов. И значительная доля средств, выделяемых этим агентством, расходуется ответственно, взять хотя бы программы борьбы со СПИДом в Африке. При этом немало денег идет на сомнительные программы, например, на постановку трансгендерной оперы в Колумбии. Я не думаю, что это разумное расходование американских средств и что такая помощь со стороны США укрепляет нашу дружбу с Колумбией. Есть ли у президента право закрыть это агентство, формально не являющееся правительственной структурой, может ли он прекратить ее финансирование, узаконенное Конгрессом? Это вопрос открытый, который будет решаться в судах. Президент Трамп пытается сократить штаты, уменьшить или лишить финансирования целого ряда агентств. Многие их имеют разный статус, их деятельность регулируется разными законами, какие-то из них являются формально независимыми от исполнительной ветви власти. Можно предположить, что какие-то из указов Дональда Трампа будут признаны законными, какие-то – нет.
– Сторонники Трампа приветствуют затеянные им перемены, указывают на потрясающие примеры, мягко говоря, бестолкового расходования государственных средств. Вместе с тем довольно громко звучат голоса тех, кто видит в действиях президента если не попытку переворота, то масштабное нарушение законов, чреватое усилением президентской власти в стране, где всегда существовал баланс между разными ветвями власти. Как вы относитесь к таким предупреждениям?
– На мой взгляд, подписывая большую часть своих указов, президент Трамп действовал в рамках своих полномочий. В тех случаях, где есть обоснованные сомнения в конституционности его действий, будут разбираться суды. Так работает наша система. Тем, кто упрекает президента в превышении полномочий, не стоит забывать, что во время своего первого срока он безоговорочно выполнил все решения судебных органов. И до тех пор, пока он подчиняется вердиктам судов, нет никаких оснований говорить о конституционном кризисе.
– Президент Трамп инициировал масштабные перемены. Это и прекращение нелегальной миграции в США, и демонтаж системы расовых и иных преференций, это и сокращение государственного аппарата, и сокращение расходов, и дерегулирование экономики. Каковы его шансы на успех, как вы считаете?
– Я думаю, ему может сопутствовать успех в сокращении госаппарата, уменьшении государственных расходов, хотя едва ли экономия достигнет нескольких триллионов долларов, о которых говорит Дональд Трамп. Ему, скорее всего, удастся положить конец государственной политике расовых и гендерных преференций, проще говоря, дискриминации, запрещенной американскими законами. Президент Трамп уже достиг немалого в прекращении потока мигрантов через границу с Мексикой. Идет процесс депортации нелегальных иммигрантов. Если ему удастся выполнить большую часть задуманного, то он, без сомнения, гарантирует себе место в истории среди президентов, которые смогли изменить курс страны, таких, как Франклин Делано Рузвельт или Линдон Джонсон.
Президент Трамп действует так активно, что за его инициативами трудно уследить. За месяц пребывания в Белом доме он издал десятки указов. Законность некоторых из этих указов была оспорена в судах и их действие было приостановлено. Большинство указов, в том числе связанные с борьбой с нелегальной иммиграцией и сокращением числа госслужащих, остаются в силе. Какая картина видится вам за этими шагами президента? Что он пытается осуществить?
Мнение Андрея Коробкова
– Ясно, что у Трампа несколько целей. Первая – это общее сокращение расходов. Вторая – сокращение количества федеральных служащих. Их число сейчас составляет где-то 2 миллиона 300 тысяч. При Байдене оно выросло приблизительно на 150 тысяч. Трамп, так же, как и Маск, считает, что это неприемлемая цифра. Третье: Дональд Трамп, естественно, сразу начал резать офисы DEI, отвечавшие за разнообразие, инклюзивность, равноправие, как неприемлемые для него и республиканцев идеологически. И последнее: он, как, например, и президент Никсон до него, считает, что аппарат – это, в принципе, «глубинное государство», которое идеологически враждебно и всегда будет враждебно. Поэтому чем оно будет меньше, тем лучше.
Сократить госаппарат непросто, потому что госслужащие имеют гарантии стабильности на работе, их непросто уволить. Ясно, что Трамп пойдет по пути, который опробовали его предшественники. Поэтому он делает ставку на реорганизацию, слияние, поглощение ведомств другими, как случилось с Агентством международного развития. А тогда, если целое агентство ликвидируется, можно уволить даже служащих, которым вроде как работа гарантирована. Дональд Трамп пришел в Белый дом с холодной ожесточенной решимостью после своего первого срока, поскольку считал и считает, что аппарат полностью саботировал его деятельность в этой сфере.
Если говорить о USAID (Агентство международного развития) или о каких-то других внешнеполитических программах, то тут у Трампа гораздо больше свободы действий, поскольку, что бы он ни делал, это непосредственно на жизни американцев не сказывается. Это сказывается на зарубежных странах, на каких-то определенных группах, организациях в этих странах и на тех людях, которые работают в этих организациях. И мы знаем, что американский электорат в основной своей массе очень мало интересуется внешней политикой. А вот такие вещи, как сокращение расходов, сокращение госаппарата, естественно, в итоге скажутся на жизни рядовых американцев. Кто-то потеряет льготы, кто-то потеряет услуги, кто-то потеряет работу или придет в государственный офис, а окажется, что там больше некому с ним иметь дело. Это вот гораздо более потенциально болезненно. Еще более болезненный вопрос – это импортные тарифы. Все люди, занимающиеся бизнесом, понимают, что тарифы – это звучит привлекательно как лозунг, но реально результатом введения тарифов и последующего введения контртарифов в странах-партнерах является рост цен, сокращение притока зарубежных товаров и возможные перебои в поставках определенных видов продукции.
Алексей Калмыков, Би-би-си
Related articles
- А.Н. Дарчиев, новый посол России в США, дал интервью корреспонденту «Русской Америки» еще в 2008 году. Что он говорил?
- Настоящая причина отмены визита Вэнса и его жены в Гренландию
- Трамп отменил допуски к секретной информации для Байдена, Харрис, Клинтон и других своих политических врагов
- Евросоюз объявил об ответных пошлинах
- Александр Дарчиев – новый посол России в США