Претенденты на пост президента США от Республиканской партии обещают в случае победы на выборах 2012 года усилить поддержку Израиля и принять решительные меры против Ирана и Сирии. Это общие пункты их внешнеполитических платформ, которые они озвучили во вторник в ходе очередного тура президентских дебатов. В то же время они не стали касаться вопросов политики в отношении России. Бывший губернатор штата Массачусетс Митт Ромни сообщил своим потенциальным избирателям, что в случае избрания президентом страны он совершит свой первый зарубежный визит в Израиль.
Он сделал это заявление, находясь в нескольких сотнях метров от Белого дома, в который надеется вселиться после выборов 2012 года.
Ромни участвовал в президентских дебатах, проходивших в «Конститьюшн-холле» в Вашингтоне вместе с еще семью политиками-республиканцами: экс-спикером палаты представителей Ньютом Гингричем, губернатором штата Техас Риком Перри, темнокожим бизнесменом Германом Кейном, конгрессвумен Мишель Бакман, бывшим сенатором Риком Санторумом, а также конгрессменом Роном Полом и бывшим послом США в Китае Джоном Хантсмэном.
Ромни долгое время лидировал в президентской гонке, но в последнее время вдруг стал отставать от Гингрича. И вот решил бросить на стол козырную карту – показать, что он больше своих соперников ценит отношения с Тель-Авивом. Другие участники дебатов постарались не отступать от Ромни в выражении солидарности с Израилем, и каждый пытался выпукло подать свою жесткую позицию в отношении Ирана. Кейн предложил оказать содействие вооруженной акции Израиля против Ирана. А Гингрич – за то, чтобы поддержать удар лишь как «крайнее средство». Он сам предпочел бы «сломать Иран в течение года», осуществив вместе с союзниками правильную стратегию: прекращение поставок Тегерану бензина и вывод из строя иранских нефтеперерабатывающих заводов. Это «неизбежно приведет к смене режима» и отказу от ядерных амбиций. Республиканцы высказывались также за усиление нажима на Сирию.
Были и разногласия. Так, претенденты заспорили о том, надо ли прекращать помощь Пакистану или продолжать ее, хотя его власти «продолжают лгать». Ромни осудил планы поспешного, как он считает, отзыва войск США из Афганистана, в то время как Хантсмэн, наоборот, считает, что США должны поскорее выйти из войны.
Не имеют претенденты общего подхода и к проблеме наплыва нелегальных иммигрантов в США. В частности, Гингрич высказался за то, чтобы не прибегать к высылке нелегальных иммигрантов, длительное время живущих в США, соблюдающих законы и аккуратно платящих налоги. Однако, по мнению Бахман, это крамола: «Гингрич хочет узаконить 11 миллионов нелегалов».
Отношения с Россией на теледебатах не обсуждались. С чем это связано? Отвечая на этот вопрос, ведущий научный сотрудник Института проблем международной безопасности РАН Алексей Фененко отметил, что на нынешний раунд теледебатов претенденты вынесли наиболее выигрышные для них темы. Они исходят из того, что их соперник на будущих выборах – Барак Обама – дал им удобный повод для критики, прибегнув к нажиму на Израиль. Это дает им возможность сыграть на произраильских настроениях части избирателей. Для этого претенденты делают усиленный акцент на декларацию поддержки Тель-Авиву и резкие слова об Иране и Сирии.
Как отметил эксперт, республиканцы уже затрагивали отношения между США и Россией в ходе предыдущих дебатов. Они, в частности, критиковали главное достижение Обамы в отношениях с Россией – заключение Договора по СНВ. С точки зрения республиканцев, договор невыгоден США и должен быть модифицирован. В целом, по словам эксперта, республиканцы придают важное значение именно военно-стратегической теме в отношениях с Россией и высказываются за всемерное усиление США.
Лишь один кандидат в президенты США Рик Санторум дал понять, что в случае своего избрания санкционировал бы тайные операции американских спецслужб, в результате которых могли бы быть убиты российские физики-ядерщики, принимающие участие в работе над ядерной программой Ирана.
«У Ирана не должно появиться ядерное оружие. И мы пойдем на все, чтобы этого не произошло. Я надеюсь... Мы тут говорили о тайных операциях (американских спецслужб). Уже находили трупы ученых-ядерщиков в России и Иране. Были компьютерные вирусы, были проблемы на (ядерных) объектах. Я надеюсь, что США были вовлечены (во все эти операции). Я надеюсь, что в ходе тайных операций мы предпринимаем все необходимые шаги, чтобы ядерная программа Ирана не продвигалась вперед».
Россию в ходе дебатов упоминал еще раз бывший губернатор Массачусетса Митт Ромни. Он высказался в том смысле, что Москва добилась от администрации Обамы выполнения своих приоритетных задач, в то время как американский Белый дом не может похвастаться такими же успехами, в том числе по иранскому вопросу. Основной озабоченностью Москвы, по мнению Ромни, было размещение объектов ПРО США в странах – бывших сателлитах СССР. Как он считает, Обама пошел на уступки России в этом вопросе. «Президент не смог заставить Россию согласиться с введением серьезных санкций против Тегерана», – констатировал Ромни.
Артур Блинов