Синтезированная восточноевропейская скульптурная пластика художника-керамиста Саиды Ахвердиевой притягательна своим передовым и глубоко изысканным, изумрудным мышлением, характеризующим ее индивидуальность в искусстве...
О себе, о своих работах и скульптурно-хрупком (ибо фарфор – один из любимых ее материалов) мышлении Саида пишет так: «Наверное, это самое сложное – изложить подтекст выработанного и сделанного... Я всегда впитывала в себя все, что меня окружает: звук, цвет, форму, детали и лица. Все это в синтезированной форме отражается в моих работах: в поиске формы, ее легком искажении, трансформации идеи в скульптуру или сосуд. В керамике возможности неисчерпаемы, в зависимости от типа выбранной мною глины, создается работа. Иногда мысли опережают руки... И тут приходится использовать все терпение, чтобы работа соответствовала моей идее. Форма имеет свойство диктовать свое, и глина – в особенности... Иногда я воюю с фарфором, ломая все правила, и приходится поддерживать глину вручную, чтобы сохранить мягкость линий...»
Мастерство художника соизмеримо с лаконичностью его художественного изложения и очень часто одухотворяется в востребованности его идей... Счастливую стезю, которая адекватна ее имени, на поприще художника-керамиста Саида связывает со свободой, апробацией и красочностью решений: «Художественное училище им. А. Азимзаде я окончила в 1977 году, затем – в 1983 году факультет стекла и керамики в Институте искусств им. М. Алиева. Сразу по окончании института устроилась в керамический цех при Художественном фонде Союза художников. Это был настоящий рай, ибо делала я не только то, что люблю: расписывала вазы, блюда, различную продукцию, но и имела возможность делать свою керамику. Я начала выставляться. Моя работа «Национальный танец», состоящая из трех блюд, прошла конкурс, и со мною заключили контракт.
В дальнейшем этот триптих был приобретен Музеем народов Вocтока в Москве. Участие в выставках было интересным и очень ответственным делом. Мои братья и отец очень критично и серьезно относились к показу моих работ, поэтому свои работы я прежде показывала младшему брату Уджалу, ибо его боялась меньше (улыбается). Гусейн же (мой старший брат) хвалил очень редко, как наш папа Гасан, но и он всегда поддерживал. В нашей семье искусство занимало первое место: сколько себя помню, мы все время рисовали, отец же с превеликим удовольствием снабжал нас всякими необыкновенными материалами, но самыми любимыми для меня были и есть цветные карандаши. В этом году я выставляла преимущественно карандашные рисунки, которые почти все были проданы...»
Пластика и палитра, природа ее художественно-скульптурного замысла женственны... Восточноевропейское и национальное синтезирование – предмет ее гармоничных ощущений, которые она выражает в трактовке образов и в проявлении подсознательного: «...Моя композиция «Aбшеронские женщины» исполнена из терракоты, это настолько податливая, пластичная глина, не требующая дополнительного цвета, что я на какое-то время забросила фарфор. Три женщины, все в приглушенных тонах, цвет терракоты доминирующий, красный, желтый, черный и голубые глаза, исключительно для выразительности...
Когда я переехалa в Штаты, мое мировоззрение слегка изменилось, я хотелa отразить некоторые из моих новых впечатлений. Одним из таких новых произведений был проект, посвященный американской художнице Джорджии О'Киф. Меня поразили ее чувство времени, формы и цвета. Меня впечатлило ее умение находить прекрасное в простом; одной из композиций, посвященной Джорджии, были мои фарфоровые черепа коров и техасских буйволов, расположенные на синих плитах для контраста... Oдна из моих любимых композиций – «Oтражение времени», пять фарфоровых тел, расписанных подглазурными пигментами и люстрами. Скрытый смысл в виде неоконченных сообщений и рисунков, которыми покрыты женские тела, привлек огромное внимание. Некоторые посетители выставки долго пытали меня об истинном смысле, а идея была проста – я праздновала свой юбилей и посвятила эту композицию всем женщинам в моем лице...»
Саида Ахвердиева – дочь художника Гасана Ахвердиева, который являлся автором портрета основоположника азербайджанской школы живописи Азима Азимзаде. Преемственность и традиционность, прогрессивно-современное и углубленное, старинное начало стилизуют ее композиционное мышление в искусстве форм и в тембрах пастельных красок... С 1998 года она проживает с семьей Америке. Первое время преподавала в частной школе искусств City Artworks. Свободное время проводила с сыном Джамилем и в мастерской, которая располагается на 2-м этаже ее дома. По приезде в Америку она стала членом нового Центра современного декоративного искусства, где выставляла работы в Asher Gallery при центре, а также работала волонтером.
В 2001 году Саида выставляла свои работы в авторитетной галерее Anya Tish. Она выставлялась и продавала работы, участвовала в различных конкурсах, дважды проходила отбор на выставку, которая проводится каждые два года в центре декоративного искусства Texas Craft Show. С 2003 года Саида Ахвердиева стала арт-директором в Ассоциации городов-побратимов Хьюстон-Баку, где на добровольной основе работает с друзьями – бывшими бакинцами и хьюстонцами. Они участвуют в различных культурных мероприятиях Хьюстона, организуют празднование национальных праздников и событий, таких, как День независимости Азербайджана, Новруз; проводят популярные лекции, рассказывающие американцам об истории, культуре, достижениях и проблемах Азербайджана. В 2004 году у нее состоялась совместная выставка с американской художницей иранского происхождения Суди Шарифи. Выставка имела большой успех, почти все ее работы были проданы. В 2007 году состоялась ее вторая персональная выставка в русском центре «Наш Техас», в том же году она стала выставляться и в Галерее N3, в одном из Аrt districts Winter street studios, где также организовала показ работ замечательного художника Расима Бабаева. В 2010 году на выставке хьюстонских мастеров керамики Hanson gallery ее композиция «Три женщины» получила первое место. Сейчас она работает в школе, где преподает изобразительное искусство. Саида также продолжает сотрудничать с City Art works и с арт-школой, где начала свою деятельность в Хьюстоне. У нее много планов на будущее, но самая большая мечта – открыть собственную студию керамики…
Сейpан Кафаров