В воскресенье 23 октября в 6 часов вечера в Хьюстоне состоится концерт знаменитой Светланы Крючковой «Назначь мне свидание...» Концерт пройдет в The Becker Theater at the Emery/Weiner School по адресу: 9825 Stella Link Road Houston, TX 77025.
Накануне концерта мы публикуем небольшое интервью Крючковой о времени ее детства и о том, как в один день она стала знаменитой.
Обаятельная, взрывная, непредсказуемая, любимая – все эти эпитеты имеют равное отношение к Народной артистке России Светлане Крючковой.
Уроженка Кишинева, она родилась в семье военного. Еще до поступления в Школу-студию МХАТ Светлана Николаевна успела поработать оператором вычислительного центра и даже слесарем-сборщиком. Ее артистический дебют состоялся в 1973 году на сцене МХАТа, а спустя два года она приняла предложение режиссера Георгия Товстоногова и стала актрисой Большого драматического театра в Ленинграде.
Все эти десятилетия вполне успешно развивалась и кинематографическая биография Светланы Крючковой, создавшей на экране около 80 ролей, в том числе, в фильмах «Премия», «Старший сын», «Родня», «Чучело», «Царская охота», «Утомленные солнцем», «Старые клячи».
К своей известности Светлана Николаевна относится спокойно. По этому поводу актриса вспомнила забавную историю, как ее младший сын однажды принес из школы потрясающую новость: «Мама, ты представляешь, у нас в классе есть один мальчик, который тебя не знает!».
– Светлана Николаевна, самый распространенный слух о вас гласит, что вы внебрачная дочь артиста Николая Афанасьевича Крючкова. Это правда?
– Нет, конечно! Хотя раньше ходили такие разговоры. Когда выступаю перед зрителями, я всегда говорю, что я не дочь известного и замечательного актера. Я была знакома с ним и его семьей, его дочка Катя – такая же рыжая, как я в детстве и мои дети сейчас.
– Рыжим людям часто приходится чувствовать себя «гадким утенком». Особенно в детстве…
– Так оно и было! Это сейчас можно перекраситься в любой цвет, а вы представляете, что такое в 50-х годах прошлого века родиться рыжей?! Это объект всяческого рода дразнилок. Я еще была с белыми ресницами, в общем, совсем не такая, как все. И меня дразнили очень сильно. «Рыжая-бесстыжая», «рыжий пес на паре колес», «рыжий-конопатый, убил дедушку лопатой»… А бабушка учила меня отвечать: «Чем рыжей, тем дорожей»!
– Вы родились в Кишиневе, но очень мало рассказываете о том времени. Только недавно в одном израильском издании рассказали про свой двор…
– Потому что весь мой двор теперь живет в Израиле! (Смеется.) Однажды я туда приехала (а у меня там кроме двоюродных сестер моего второго мужа никого нет) и тут же, не успела я войти в гостиницу, как посыпались звонки. Звонили те самые девочки, с кем я выросла в одном дворе. Там и учителя мои, и врачи, и много знакомых теперь обитает… У нас на самом деле был уникальный двор, да и время было другое какое-то. Недавно закончилась война. Люди были добрее, еще хорошо помнили горе – нам не зря говорили: «Только бы не было войны». В нашем дворе были русские семьи, украинские, очень много еврейских. И жили мы все очень дружно, как одна семья. Двор был замкнутый – одноэтажные домики, входишь, ворота, арка. У нас там даже свой театр был – мы ставили кукольные спектакли и показывали их соседским ребятам. Выпускали дворовую стенгазету.
– Вы дебютировали в кино в картине «Большая перемена». Как вы туда попали?
– Совершенно случайно. Меня попросили занести на киностудию сценарий и, выходя из кабинета, я в дверях столкнулась с мужчиной лет сорока. Он пристально посмотрел на меня, спросил, что я делаю сегодня вечером. Я так испугалась, что переспросила: «А в чем, собственно, дело?» Он говорит: «Я вас хочу пригласить на репетицию». Оказалось, что это Коренев – режиссер «Большой перемены». И в этот же вечер, безвестная студентка, пришла на репетицию и увидела двух известных артистов – Михаила Кононова и Александра Збруева.
– Рассказывают, что Збруева вы сильно покусали…
– Не так-то и сильно! Я пришла пробоваться на роль учительницы Светланы Афанасьевны, которую сыграла потом другая актриса. А ее «мужа Ганжу» играл как раз Збруев. На пробах Ганжа должен был меня втаскивать в комнату, а я – любым способом помешать ему сделать это. Когда он меня потащил, я поняла, что массой его не возьму, потому пришлось укусить его за палец. У него потекла кровь, а режиссер сказал: «Спасибо». Я разревелась, подумала, что опять что-то не так сделала, и пошла домой. Не успела зайти в квартиру, как раздался звонок ассистента режиссера: Алексей Александрович берет меня в фильм, только предлагает мне роль Нелли Ледневой. Так в моей жизни на самом деле произошла большая перемена: 30 апреля 1973 года я легла спать никому не известной студенткой четвертого курса, а 1 мая проснулась знаменитой на всю страну актрисой: дети кричали мне вслед цитаты из фильма, а взрослые улыбались...
– Популярность как-то изменила вашу жизнь?
– Жить стало намного легче. Помню, Олег Янковский в свое время сказал фразу, которая мне очень понравилась: «У нас в стране надо быть либо очень богатым, либо очень знаменитым». Это чистая правда. Богатой я никогда не была, а знаменитой… есть немножко.
Марина Васильева