Организаторы хьюстонского FotoFest International открывают для российских фотографов двери в мировое фотографическое пространство.
В Москве c 29 августа по 2 сентября прошло первое международное портфолио ревю.
24 августа в Хьюстоне состоялся телемост Хьюстон-Москва, организованный РИА Новости, посвященный этому событию. Как помочь таланту не упустить свой шанс в интервью РИА Новости рассказали президент-основатель FotoFest International в Хьюстоне Фредерик Болдуин и арт-директор фестиваля Венди Вотрисс.
– Почему вы, организаторы хьюстонского FotoFest International, выбрали российскую фотографию в качестве основной темы предстоящей биеннале 2012 года?
Вотрисс: У России очень богатая визуальная история фотографии, но лишь немногие знают, чем сейчас занимаются молодые фотографы в России. В 90-е годы и в начале 21 века к России на рынке проявляли огромный интерес, а затем он резко упал. Думаю, молодым художникам сейчас нелегко, несмотря на возможности Интернета и прочее. У них по-прежнему есть финансовые трудности, проблемы с языком, они не выезжают за рубеж, а известные издатели, представители музеев и галеристы не знают, что здесь происходит.
Болдуин: Наверное, это еще и инстинкт. У нас есть чутье… Мы много путешествуем. В прошлом году около 90 000 миль по всему миру. И во время таких путешествий появляется некое чувство – осознание того, что с нами происходит. По образованию мы оба фотографы, а Венди еще журналист и писатель. Так что нам всегда интересно поговорить, у нас чутье на интересных людей. Разговаривая с художниками и другими деятелями культуры, мы узнаем, что происходит в конкретной стране. Кажется, что когда-то культурная жизнь в России бурлила, а теперь все успокоилось. И дело не в отсутствии талантливых людей. Целое поколение прошло незамеченным, о них просто не знали, они остались в тени. Мы считаем, что настало время вернуться и заново открыть Россию.
Вотрисс: Мы выставляли много работ русских фотографов, показывали мастеров периода с 1890-х до 1925 года. Затем мы сделали выставку известного журнала «СССР на стройке» – 40 выпусков в оригинале. Затем были работы из 1980-х – начала 1990-х годов.
Болдуин: Даже «Советская фотография» – наша первая выставка советской фотографии прошла еще в далеком 1990 году.
Вотрисс: Вообще-то, я думаю, что после периода авангарда публика не очень интересовалась советским периодом, скажем, 1940-1950-х годов. Но был большой интерес во время перестройки и гласности. Интерес не угасал 15 лет, и рынок тоже развивался. Затем рынок повернулся к Китаю. В Лондоне сейчас очень мало российского искусства на аукционах, не так много на выставках, и совсем мало представлена фотография. Мы надеемся это исправить. В 2012 году мы планируем подготовить серию выставок, где будут представлены три поколения фотографов. Это период с конца 1950-годов – хрущевское время, когда начинает появляться индивидуальность в редакционной политике, фотожурналистике и в персональной, творческой фотографии. Затем популярный период с 80-90-х до, примерно, 2006 года. И третий – это молодые современные фотографы.
– Как думаете, что-то изменится? С вашей помощью, с помощью других людей?
Вотрисс: Я думаю, да. И наше портфолио, которое прошло в Москве с 29 августа по 2 сентября в «Гараже» – это первый шаг. Приезжали очень влиятельные люди из мира фотографии из Европы, Азии, США, Латинской Америки, Канады. Они приезжали посмотреть на российскую фотографию.
– Отбирала фотографии специальная комиссия?
Вотрисс: Жюри. В нем профессионалы из России и из-за рубежа. Пять человек. Двое из них – русские. Для московского портфолио мы объявили о предварительном отборе на сайте portfolioreview-russia.org. Участвовать могли фотографы любого возраста из России, Украины и Белоруссии.
– Какие тенденции сегодня формируют рынок фотографии в Европе и в США?
Вотрисс: Очень много постановочной концептуальной фотографии, работ на социально значимые темы или очень личные, часто с эротическим подтекстом. Сейчас их стало больше, чем раньше. Отчасти потому, что это постановочная фотография, а не фотожурналистика, когда фотограф выходит на улицу и ищет тему. Поэтому на современном рынке преобладают постановочные кадры, крупные размеры, очень яркие цвета. Черно-белой фотографии немного.
Болдуин: На рынке все происходит несколько по-другому, потому что здесь роль играют деньги. Вот и появляются такие проекты, как Art Basel, Art Basel Miami, Paris Photo. Когда вы идете в галерею, сколько работ вы видите? Вы увидите одну, две или три работы автора, а остальные лежат в шкафу. Галеристов интересует возможность продать. Тенденции, которые они создают, по моему мнению – лишь малая часть того, что в принципе существует, что интересно. Есть много неконцептуальных работ, хороших работ, но очень многие остаются в тени и не доходят до людей, которые пытаются заработать на фотографиях деньги. Рынок нас не интересует. Мы пытаемся найти среди того, что нам присылают, идеи, творчество, энергию, страсть, некую последовательность. Возможно, эта работа потом выйдет на рынок, но не в этом наша цель. Сейчас нас интересует весь спектр. Мы сами через это прошли, ведь мы – фотографы, были внештатными фотокорреспондентами и документалистами. И нам нравится помогать людям, у которых есть энергия, преданность делу, смелость выйти на улицу и начать фотографировать. Это не просто. Это процесс выживания, и очень многие выпадают из него, потому что им либо не хватает упорства, либо таланта, а иногда и того, и другого. Сейчас появляются тысячи фотографов, а все потому, что те, которых не устраивает временная работа, идут в преподаватели. Когда мы только начинали, никаких курсов не было. Фотографы были самоучками. Ты выходил и снимал. И либо делал это, либо нет. А сейчас в каждом штате США энное количество школ, где можно научиться фотографии. То же самое происходит и в Европе. Оттуда выходят тысячи фотографов. И в этой толпе есть несколько действительно хороших фотографов, которые решаются посвятить фотографии всю жизнь. Остальные пробуют, а потом устают, переключаются на другое, или сами начинают преподавать.
Приходится с этим мириться, но мы не хотим забывать о тех, кому хватает силы духа и таланта серьезно заниматься фотографией, потому что мы знаем: этому миру нужны художники. Мы ищем людей, неважно каких профессий – музыкантов, скульпторов, фотографов, архитекторов. Нам нужны те, кто умеет мыслить нестандартно.
Вотрисс: Мы пытаемся открыть двери, дать людям шанс, а остальное уже зависит от них. Большинству фотографов закрыт путь в Музей современного искусства или Международный центр фотографии в Нью-Йорке или в Музей Стеделек в Амстердаме. Мы пытаемся помочь им. Мы говорим: «Смотрите, вот хорошая работа, дайте ей шанс». И все эти люди приходят посмотреть на фотографов, о которых они не знают. Что будет дальше – никто сказать не может. Но мы можем сделать хотя бы это.
– Каких фотографов вы считаете наиболее талантливыми на сегодняшний день?
Вотрисс: Думаю, это Дуг и Майк Старн, они называют себя Starn Brothers. Они входят в число лучших. Из тех, кто использует фотографию в работе, я бы назвал Альфредо Джаара, чилийского фотографа, который сейчас живет в Нью-Йорке. Художник из Гватемалы Луис Гонсалез Палма. Британский художник Саймон Норфолк – он много работал в Афганистане и Ираке.
Вотрисс: Что касается художников из России, я бы выделила еще и Сергея Браткова.
– Как, по-вашему, для настоящего искусства фотографии является ли препятствием рекламная, так называемая коммерческая фотография?
Болдуин: Нет, я так не думаю.
Вотрисс: Я тоже. На самом деле ею занимаются очень творческие люди. Когда мы говорим о рынке, где тенденции очень отличаются от остальной фотографии, это лишь малая часть. Но очень многие из концептуальных постановочных работ на самом деле используются в рекламе. Творческие люди всегда ищут себе применение.
Между тем в Хьюстоне уже полным ходом идет прием конкурсных работ на фестиваль 2012. Сам фестиваль состоится с 16 марта по 29 апреля следующего года. Его главной темой объявлен поствоенный авангард – современная фотография, то есть временной период с 1945 года по настоящее время.
Плата фотографа за участие в фестивале совсем не дешевая – 850 долларов. Но сюда входит профессиональный обзор художественного портфолио, что немаловажно для всех фотографов. Дело в том, что организаторы выставки приглашают самых знаменитых экспертов в этой области, которые и оценивают все работы. И не просто оценивают. Каждый фотограф получает как минимум 16 письменных обзоров своих работ от этих самых экспертов.
Кроме того все фотографы могут участвовать во всех сессиях выставки, в программах обучения, которые готовят и ведут знаменитые фотографы и эксперты и во многих других мероприятиях фестиваля. Подробнее об участии в фестивале в Хьюстоне можно узнать на сайте http://www.fotofest.org/.
Ну, и наконец, самым главным и строгими ценителями фотографий на фестивале будут зрители. Каждый год на фестивале их бывает более 300 тысяч.