Леонид Белявский | 1 октября 2007 г.
В последнее время русскоязычная община Далласа постоянно пополняется интересными людьми: талантливыми врачами, экономистами, изобретателями, научными работниками. В числе них музыкант, виртуозный исполнитель многих произведений американских и европейских композиторов на классической гитаре – Вадим Тиминский.
С ним встретился наш собкор Леонид Белявский.
– Вадим, поскольку с вашей творческой деятельностью мало знакомы читатели нашей газеты, не могли бы вы немного рассказать себе?
– Я родился в 1969 году в Эстонии, в городе Таллинне, где прошли мои детские и юношеские годы. Свое образование получил в местном музыкальном училище, где окончил отделение классической гитары у очень опытного и талантливого педагога Tiit Peterson.
– Как сложилась ваша дальнейшая творческая биография?
– В 1992 году после достижения Эстонией государственной независимости, в возрасте 22-х лет, уехал в Израиль. Там в Иерусалиме окончил Академию музыки и танца, мне очень повезло, что смог заниматься у одного из крупнейших специалистов в области классической гитары у профессора Joseph Ursalmi. Мое обучение в этой академии завершилось получением звания бакалавра первой степени. Но, к сожалению, в Израиле классическая гитара менее популярна по сравнению со странами западной Европы. Потому найти интересную работу там оказалось нелегко. Мне в этом помог скрипач Миша Шварцман, репатриант из Красноярска. В дуэте вместе с ним я много гастролировал по Израилю. Позднее познакомился с израильской звездой, первой флейтисткой Рони Берман, пригласившей меня выступать в составе Камерного ансамбля Израиля. Благодаря им я смог заняться большой концертной деятельностью.
– Когда же и почему вы переехали в США?
– В 2001 году моя жена Елена выиграла по лотерее грин-карту и мы переехали в штат Техас, в город Даллас, где тогда проживали ее родители. Откровенно говоря, покидал Израиль без особого энтузиазма. Последние два года жизни в этой стране были для меня крайне плодотворными. Помимо концертной деятельности, я преподавал в трех музыкальных школах, имел уже своих учеников, продолжавших традиции исполнительского мастерства на классических гитарах. Все это далось нелегко и оставить в одночасье было очень жаль.
– А теперь настроение у вас изменилось, адаптировались ли к жизни в Америке?
– Да, конечно. Первый год присматривался, побывал в университете SMU на концертах профессора Robert Guthrie, широко известного специалиста в области исполнения музыкальных произведений на классической гитаре. А потом попросил прослушать меня. Он должным образом оценил мою игру. Благодаря его ходатайству руководство университета предоставило мне на два года грант. И это позволило мне успешно окончить университет. В годы учебы в SMU я преподавал спецдисциплины для студентов младших курсов. Это была очень хорошая школа для дальнейшего совершенствования моей педагогической деятельности. Сейчас я в Далласе веду занятия в трех музыкальных школах: Coppell Conservatory, Rockwall School of Music, Suzuky Institute of Dallas.Кроме того, с отдельными, наиболее одаренными, учениками провожу большое число индивидуальных занятий. Признаюсь, что занятия с детьми меня очень увлекают. Но в то же время они требуют отдавать им весь свой опыт и мастерство, требуют всегда помнить, что от того, в какой мере это мне удается, во многом зависит их будущее. Иначе говоря, это большая и ответственная работа.
– Продолжаете ли вы свою концертную деятельность?
– Разумеется. Но если в целом в Америке неограниченные возможности для выступлений на классической гитаре, то в Далласе они значительно меньше. Здесь публика предпочитает другую музыку, полнее отражающую ковбойский быт. А в классической гитаре есть свой шарм, здесь все в миниатюре: мелодии, тембр, гармония музыки. В то же время, классическая гитара прекрасный аккомпониаторский инструмент, потому я дал много концертов в дуэте с прекрасным скрипачом Валерием Глава, иммигрантом из Молдавии. А в скором времени в Нью-Йорке выйдет пластинка наших совместных выступлений.
– А каков репертуар ваших концертов? Произведения каких композиторов вы исполняете?
На классической гитаре можно исполнять произведения любой музыки, от популярных шлягеров, шансонов до музыки сегодняшних дней, включая джаз, рок. Но мои любимые произведения: барокко Bach, Scarlatti, Albeniz Turina, Takkega, бразильца Villa-Lobos, аргентинца Piazzola, испанца Rodrigo.
– Можно ли сделать вывод о том, что вы адаптировались к условиям жизни в Америке?
– Разумеется. Я мог убедиться, что Америка страна больших возможностей. И здесь человек, особенно творческий, при определенной целенаправленности может многого добиться. Это я могу судить по результатам своего труда и надеюсь, что сумею выйти на еще более значимые рубежи. Из тех стран, в которых мне довелось жить и бывать наиболее предпочтительна жизнь в США. Здесь есть благоприятные условия для всестороннего развития и в том числе творческой деятельности. Тем более, что буквально несколько дней назад я, сдав экзамены, стал гражданином США и принес соответствующую клятву о верности этой стране.
– Вадим, спасибо за ваши обстоятельные ответы на наши вопросы. Примите от редакции нашей газеты искренние пожелания дальнейших успехов в вашей концертной и педагогической деятельности, надеемся что вы еще не раз доставите эстетическое удовольствие жителям Далласа и других городов США.
– Большое спасибо, за ваши пожелания. Благодарю так же за внимание и заботу о русскоязычных музыкантах. Хотелось бы, чтобы вы чаще писали о нашей творческой жизни.