Ольга Чудакова | Опубликовано 11/01/2006
Побратимские связи между российскими и американскими городами стали развиваться сразу после перестройки. Русские браться росли как грибы после солнечного дождика. Когда-то в свое время и мне впервые в качестве журналиста довелось приехать в штат Мэн по такой программе между городами Архангельск-Портленд. Однако в последнее время эти отношения стали кое-где затухать. А вот отношения Даллас-Саратов, напротив, развиваются из года в год. Наше интервью – с членом побратимского комитета из Далласа Ольгой Ивановой-Насс.
– Ольга, с чего все начиналось?
– В 1993 году одна из самых больших и популярных церквей здесь в Далласе хотела сделать доброе дело и помочь своей благотворительной деятельностью кому-то в России. Они поступили мудро, потому что прежде чем отсылать деньги и подарки, они решили изучить, что же происходит в стране. К тому времени они решили, что если посылать деньги в какие-то государственные структуры, то это пропадет, где-то растает и до нуждающихся так и не дойдет. Далласчане установили где же ситуация одна из самых худших. Каким-то образом они наткнулись на Саратов, который показался им наиболее интересным местом. Это в глубине России, на Волге. И по статистике они решили, что это и есть то самое место, куда надо вкладывать гуманитарную помощь. С тех пор участники церкви каждый год ездили в Саратов, везли чемоданы, тюки, коробки для пожилых людей, для детей в детдомах. Еду, одежду, канцелярские принадлежности. То есть, они помогали, как только могли.
По мере улучшения ситуации в России они поняли, что таким образом помогать нет смысла, и где-то в 1998 году поняли, что надо переходить на новый уровень сотрудничества. Хотя по-прежнему мы возим туда игрушки для детей из двух подшефных детских домов, книги и другие подарки. С другой стороны именно с 1998 года появился интерес к полноправному сотрудничеству.
Саратов был закрытым городом для иностранцев, поэтому сами жители города мало знали, как работать с иностранцами. Поэтому интерес к обучению был огромный. И не только среди студентов, но и среди взрослых, рабочих. Уже в 1999 году у нас начались переговоры с властями Саратова о том, чтобы начать полноправное сотрудничество. Они проявили интерес и стали включать в делегации Саратова официальных лиц мэрии. Не спеша – по одному – два человека. Мы им показали, как работают городские власти, как работают предприятия. С тех пор, кроме благотворительности, стало развиваться полноправное сотрудничество, которое закончилось подписанием договора о побратимстве городов 8 декабря 2004 года. И сегодня из 8 городов, с которыми Даллас установил побратимские связи, наш комитет – самый активный.
– Какие направления сотрудничества главные в работе вашего комитета?
– Мы развиваем не только культурные обмены. Безусловно, мы стараемся привлекать саратовских артистов на наши ежегодные фестивали "Русская зима". Но мы развиваем и другие направления. Постепенно, не сразу, потому что мы же – добровольцы, у нас нет оплачиваемых должностей. Кстати, подавляющее большинство членов нашего комитета – американцы. Так вот, на сегодня я могу перечислить наши подкомитеты. Социальный подкомитет – с которого все началось, по-прежнему оказывает помощь детским домам и домам престарелых в Саратове. Второе направление – это сотрудничество медицинских учреждений. У нас есть один доктор, психиатр, хороший энтузиаст, который уже пять лет занимается сбором средств для больниц. В последние три года мы стали также проводить семинары для врачей. Каждый год 4-5 врачей едут в Саратов, проводят там семинары, занятия, в последнюю нашу поездку в этом августе они даже оперировали. Сейчас мы получили грант, который позволит пригласить сюда в Даллас на две-три недели несколько врачей из Саратова, чтобы им показать как устроены и работают американские больницы. Третье направление – это образовательный подкомитет, который я и возглавляю. Мы его организовали совсем недавно, в прошлом году, когда к нам приехали два преподавателя саратовского госуниверситета. С ними приехали и студенты, изучающие английский язык. Это и дало мне идею, почему бы нам не начать более серьезное сотрудничество. Я нашла в Далласе поддержку одного из колледжей Саратова и университета Далласа. Оба университета подписали протоколы о намерениях с учебными заведениями Саратова. Самым активным со стороны Саратова сейчас является Саратовский госуниверситет. Совместно с Даласским университетом они планируют начать в следующем семестре совместную МВА программу. В комьюнити колледже у нас уже занимаются 14 студентов из Саратова в режиме Интернета. Во время последней поездки я встретилась с мэром Саратова, с руководителем департамента образования губернии, и они организовали мне встречу с руководителями образовательных учреждений области. И у меня уже наметился список особо активных организаций. Один детский садик ищет сотрудничества в Далласе. Есть одна очень хорошая средняя специальная школа – в области компьютеров и иностранных языков. Есть предложение о проведении совместных конкурсов, например, поэзии – на английском языке. И мы получили приглашения на десятую международную конференцию для школьников по компьютерам, которая проводится в Саратове. Так что планов у нас громадье. Идеи – увлекательные. И такое движение теперь – не остановить.
Четвертый комитет у нас – культурный. Все это связано с музыкой, с выставками, с концертами. Губернатор области и мэр Саратова будут спонсировать приезд группы на наш традиционный фестиваль "Русская зима".
И наконец, последний комитет, который мы хотим развивать – экономический. Бизнесмены Саратова, мэр и губернатор хотят развивать экономические отношения. Хотелось бы, чтобы компании двух городов нашли взаимопонимание не только чисто человеческое, но и деловое, начать совместные бизнесы, торговлю и так далее. Это самая большая задача.
– То есть основой побратимства должны быть полноценный экономические связи?
– Да. К сожаленью, мы начали немного с другого конца, поэтому у нас это развитие отняло столько времени, но мы двигаемся к намеченной цели – развитию экономического сотрудничества.
– Есть у Далласа и Саратова какие-то схожие сферы потенциального сотрудничества?
– У нас как раз очень сходные профили. И по местоположению на карте: большинство транспортных путей пересекаются в Далласе между Канадой и Мексикой, включая недавно построенный, один из самых больших международных аэропортов. То же самое и в Саратове – на пересечении транссибирской магистрали. Конечно, им нужен большой аэропорт, он у них слишком маленький. По количеству населения мы близки, по качеству образования. Сельское хозяйство – безусловно. Но мы сейчас как раз пытаемся понять, стоит ли нам строить экономическое сотрудничество на схожести или, наоборот, на различиях.
– Иногда местные власти в России не охотно идут на развитее отношений с Америкой, им ближе Китай, Азия…
– Я их понимаю, поскольку бизнесменам куда ближе везти товары из Азии, чем из Америки. Но сотрудничество между нашими странами может быть, например, и в интеллектуальной области. У нас прорыв в экономических отношениях случился, когда к власти пришел новый саратовский губернатор, кстати, он недавно отметил первую годовщину своего правления.