Разделы новостей

  • Репортажи

  • Это интересно

  • Бизнес
  • Yellow pages

  • Магазин

  • Реклама

  • Поиск
     

    Подробно
    Сегодня
  • Программа TV

  • Погода

  • Гороскоп
  •  »  Home  »  Magazine issue  »  2006.08.01  »  Матвей Визельман – человек-оптимист
    Матвей Визельман – человек-оптимист
    By ?????  | Published  11/3/2010 | Unrated
    Иммигранту из Далласа исполнилось 90 лет
    Леонид Белявский | Опубликовано 08/01/2006

     

    Вскоре после переезда в Даллас, я познакомился с супругами Матвеем и Натальей Визельман, приехавшими сюда в 1996 году из Киева.

    С первого дня знакомства с Матвеем мне стало очевидно, что у нас много общих интересов. Его, как и меня, сильно волновали и беспокоили вопросы, связанные с международной обстановкой в мире. И всякий раз у нас завязывались обстоятельные дискуссии о том, что происходило на земном шаре. А тематика наших бесед была чрезвычайно разнообразна. Обменивались мнениями о некоторых внешнеполитических акциях Белого дома, и о том, что происходит в России после распада единого союзного государства, и об обстановке на Ближнем Востоке. И не могли не высказывать вслух свои размышления о том, как нелегко и непросто происходит для нас адаптация к новым условиям жизни здесь в Америке. Ведь, совсем в другой стране, в совершенно других условиях прожита значительная часть нашей сознательной жизни! И хотя не всегда наши мнения совпадали, но это не мешало мне убедиться, в том, что Матвей Львович человек разносторонних и глубоких знаний по истории, экономике, философии, политологии. Не говоря уже о проектировании железных дорог, чем он непосредственно занимался почти 60 лет.

    Конечно, он, будучи человеком, по характеру скромным, не любил рассказывать о себе. Но даже из коротких реплик и отдельных пояснений стали вырисовываться основные вехи пройденного им жизненного пути.

    Ровно 90 лет назад, 31 июля 1916 года в небольшом украинском городке Коростень родился Матвей Львович Визельман. Там, в возрасте 16 лет, в 1932 году окончил местную семилетнюю школу, тогда же в слесарном цехе Коростеньского фарфорового завода началась его трудовая биография. А работу на заводе Матвей совмещал с учебой на рабфаке. Затем была учеба в Харьковском институте инженеров железнодорожного транспорта, который он окончил в 1939 году с отличием. Его жизненный путь был во многом похож на тот, который прошло подавляющее большинство его ровесников. После окончания института был направлен на работу в "Киевтрансузелпроект". Там, работая на различных инженерных должностях Матвей Львович сформировался в крупного специалиста, профессионала высшего класса, Стал автором многих важных проектов строительства объектов железнодорожного транспорта. Большим испытанием для Матвея Визельмана, как и для большинства людей этого поколения, явилась вторая мировая война. После нападения фашисткой Германии институт "Киевтрансузелпроект" был эвакуирован в уральский город Магнитогорск, а Матвей Визельман был командирован для выполнения важных и ответственных заданий в прифронтовую полосу. Там, он, в частности, разработал проект железнодорожного обхода путей узла Касторное юго-восточной железной дороги. Это позволило осуществить переброску советских войск на Курскую дугу, где шло тогда одно из решающих сражений второй мировой войны. В 1942-1943 годы, когда советские войска перешли в контрнаступление, он вместе со своими коллегами участвовал в разработке проектно-сметной документации для восстановления Московско-Донбасской железной дороги, а в 1944-1945 годы на Украине Винницкой и Львовской дорог.

    За свой скромный вклад в общенародную борьбу с гитлеровцами Матвей Визельман был награжден 8-ю медалями. В том числе медалью "За доблестный труд в годы Великой Отечественной войны".

     В послевоенные годы распоряжением Госстроя СССР был переведен в Харьковское отделение института "Промтрансниипроект" Там он первоначально занимал должность начальника киевской экспедиции №1, которое переросло в самостоятельное отделение. А затем стал руководить киевским отделом комплексного проектирования объектов железнодорожного транспорта. Закономерным результатом его профессионального роста было назначение Матвея Львовича на должность главного инженера киевского отделения института "Промтрансниипроект", где под его началом работало более 400 инженерно технических работников. В эти годы от Матвея Львовича, прежде всего, потребовалось незаурядная работоспособность, проверенные на практике организаторские способности, а главное – отличное знание своего дела. Свидетельством того, насколько он отвечал своей высокой должности, явились тысячи километров, успешно построенных и эксплуатируемых на основе проектов, разработанных под его руководством.

    В 70-80-е годы М. Визельману благодаря своему высокому служебному положению довелось побывать почти на всех крупных объектах железнодорожного транспорта СССР. И всюду он вносил своими творческими и конструктивными предложениями определенный вклад в эффективное решение задач, стоящих перед работниками отделения.

    В 1991 году М. Визельману был поручен новый ответственный участок работы, он был назначен заместителем директора института "Трансстройпроект" Очевидно, те, кто принимал такое решение, не могли не учитывать огромный профессиональный и жизненный опыт Матвея Львовича, накопленные им знания и возможность щедро делиться с молодым поколением проектировщиков. На этой должности он проработал до 1996 года, до своего переезда с семьей на постоянное жительство в США.

     "Конечно, – говорит Матвей Визельман, – я чрезвычайно благодарен американскому правительству за возможность в непростое время, переживаемое Украиной, переехать сюда и за ту заботу и внимание, которым оно окружило таких пожилых людей, как я и моя супруга. За 10 лет жизни здесь я многое узнал и понял, обстоятельно познакомился с традициями и образом жизни американского народа. Вся моя небольшая семья живет в Далласе. Дочь Елена и внук Евгений хорошо трудоустроились и вполне довольны своей жизнью в Америке. Внук порадовал деда двумя прелестными правнуками. Сам я и супруга получаем социальные пособия, обеспечены медицинской страховкой и сравнительно дешевой квартирой. Но при всех этих положительных моментах моей жизни в Далласе, не могу до конца вычеркнуть из своей памяти все, что было связано с жизнью и работой в Украине. Часто переписываюсь со своими друзьями, коллегами, постоянно хочется знать, как решают они свои проблемы там сейчас. Живя в Америке, я не могу забыть годы войны, когда приходилось работать в прифронтовой полосе и видеть страдания людей в только что освобожденных районах от фашистских оккупантов. Люди жили по подвалам, в землянках, так как почти все было разрушено, землю пахали на запряженных коровах и даже на запряженных многострадальных женщинах. Полагаю, что все мы, живущие сегодня должны помнить о беспримерном героизме советских воинов, благодаря которому удалось избежать продолжения Холокоста".

    В семейном архиве Матвея Львовича храниться немало реликвий, писем и благодарностей его старых друзей.

    Но, признаюсь, что одно из них я не мог прочитать без волнения и гордости за своего друга. Это письмо сокурсников по учебе в Харькове, написанное в связи с его 70-летием.

    "С тех давних студенческих лет, – говорится в нем – в твоем лице мы всегда чувствовали отзывчивого и доброго товарища. Своей честностью и сердечностью к людям ты снискал к себе уважение однокурсников. Мы знаем, что ты оставался таким и в годы твоей последующей трудовой деятельности. Скромность и порядочность всегда украшали тебя". Прочитал эти строки из письма его друзей написанное 20 лет назад и не могу не отметить, что названные ими черты его характера сохранились и по сей день, мало изменились. Как человек, постоянно общавшийся с ним в течение последних 10 лет хочу подтвердить, что Матвей Львович остался честным, порядочным и справедливым человеком, добрым, чутким и отзывчивым товарищем .

    90 лет – это значительный срок, если учитывать ту непростую и напряженную жизнь, которую ведут пожилые люди. Но отношение к жизни у каждого, кто достиг этого рубежа, самое различное. У одних преобладает равнодушие и безразличие, у других, напротив, все представляется в самых мрачных тонах, у третьих – зависть, недоверие и даже некоторая озлобленность. А для Матвея характерно сохранение интереса к жизни, неподдельная любознательность, постоянное стремление узнавать новое и поделиться им с друзьями и знакомыми. Если вам доведется оказаться в Далласе у дома Мидпарк, то вы, скорее всего, увидите Матвея Львовича на скамеечке у входа, читающего свежий номер газеты или журнала. Есть у него и свои хобби: плавание, и, если возможно, то круглый год, до фанатичности увлечение игрой в шахматы.

    Доброго вам здоровья, глубокоуважаемый Матвей Львович, счастья и радости в вашей семейной жизни, чтобы ваша супруга, дочь, внук и правнуки были всегда для вас источником вашего неистощимого оптимизма! Ведь без их поддержки и помощи вы навряд ли смогли бы прожить такую интересную жизнь.


    How would you rate the quality of this article?
    1 2 3 4 5
    Poor Excellent
    Tell us why you rated this way (optional):

    Send to Author Post on Site

    Comments


                                                



    © Copyright 2000-2013. New Ad Age International, INC.
    Газета "Русская Америка"