Леонид Белявский | Опубликовано 03/15/2006 | Полит. обзор , Вам расскажет репортер
Совет Европы, основанный после окончания второй мировой войны с целью защиты прав человека и законности, принял сравнительно недавно принципиально важное решение. Он первый среди международных организаций, осудил преступления против человечности, совершенные коммунистическими режимами Советского Союза и другими государствами, входившими в так называемый соцлагерь.
Это решение было принято после длительной дискуссии в странах Западной Европы, посчитавших, что Сталина следует рассматривать в одном ряду с Гитлером. Следует отметить, что такой оценке сталинизма сопротивлялись левые силы во Франции, Греции и ряде других стран Западной Европы, где марксистская доктрина и компартии пользуются до сих пор определенной поддержкой. Потому во время обсуждения в Совете Европы этого вопроса шведскому проекту резолюции более жесткому и категоричному по содержанию, не удалось собрать необходимых для таких решений двух третей голосов. А он призывал бывшие коммунистические государства рассказать правду об имевших место расправах в странах с тоталитарным режимом и учредить день памяти этих жертв.
Но все же ассамблея Парламентского Совета Европы (ПАСЕ) простым большинством голосов утвердила заявление, порицающего тот факт, что до сих пор не проведено ни одного международного расследования преступлений, совершенных коммунистами в этих государствах. Тот факт, что принять более жесткий документ не удалось, свидетельствует о разногласиях среди парламентариев по поводу того, стоит ли пересматривать болезненные страницы истории и выступать с их осуждением. Однако, нельзя не подчеркнуть, что делегации Венгрии, Болгарии, Эстонии и некоторых других государств, находившихся до распада СССР в зависимости от Кремля, дружно поддержали решение ПАСЕ.
Делегация российских парламентариев, за исключением лидера ЛДРП В. Жириновского, не скрывала своего возмущения, посчитала, что ПАСЕ совершила акт, враждебный по отношению к России. Лидер КПРФ Г. Зюганов, полагает, что все, что было совершено советскими коммунистами на протяжении почти всего ХХ века не должно рассматриваться как преступления, поскольку это делалось в интересах всего трудового народа. Зато он пообещал обнародовать меморандум о преступлениях капиталистических режимов. Член российской делегации, заместитель главы думского комитета по международным делам Н. Нарочницкая заявила, что в таком случае Европа должна осудить террор, имевший место во время Великой французской революции, и выразила недоумение в связи с тем, что действия Оливера Кромвеля никогда нигде не осуждались. Признаюсь, что меня лично более всего огорчило заявление Н. Нарочницкой, одного из крупнейших историков советского времени, автора ряда учебников, по которым занимались многие студенты исторических факультетов.
И, откровенно говоря, мне трудно понять, почему такой крупный специалист исторических проблем не смогла до сих пор переосмыслить и переоценить тот путь, который прошла Россия после 1917 года. Конечно, трудно согласиться, что для этого ей не хватило знаний, кругозора, эрудиции. Но этот пример говорит, на мой взгляд, о другом: насколько забито сознание даже таких известных людей совковым идеологическим мусором, отжившими стереотипами.
Казалось бы, лидеры КПРФ должны были благодарить ПАСЕ, которая, по крайней мере, попыталась сделать то, что давно должны были они сделать сами. Но они не пожелали воспользоваться этой возможностью, не решились расстаться с кровавым прошлым коммунистической системы. Но дело не только в позиции КПРФ, а в позиции всей делегации российской Госдумы, в которой представлены все основные политические партии России и, прежде всего пропутинская «Единая Россия». И именно она выступила с заявлением о недопустимости приравнивать коммунистическую партию с национал-социализмом Адольфа Гитлера. В этом вопросе сошлись, таким образом, позиции политических противников- «единороссов» и коммунистов.
Как говорится, правда колет глаза и возможно стыдно кое-кому признаться в своем идейном родстве с гитлеровцами. Но факты упрямая вещь и игнорировать их практически невозможно. Конечно, преступления немецких фашистов чудовищны, но преступления, совершенные в условиях господства коммунистических режимов, еще ужаснее. По данным, приведенным в документах Совета Европы, от рук коммунистов погибло за период с 1917 по 1989 годы 94,5 млн. человек, в том числе в СССР 20 млн. человек. Сюда включены жертвы партийных чисток, массовых убийств, депортаций, погибших от голода на Украине в 1930-х годах, репрессий военного и послевоенного времени. Но пальма первенства в этих позорных деяниях принадлежит Компартии Китая, которая уничтожила 65 млн. человек. Для полноты картины коммунистического произвола следует назвать жертвы репрессий в Северной Корее (2 млн. чел), во Вьетнаме (1 млн.), Камбодже (2 млн.) и Восточной Европе (1 млн.).
Различие террора в фашистских и социалистических странах состоит в том, что Гитлер своих сторонников не уничтожал, а Сталин не пожалел даже тех, кто был лично ему предан. По его приказу расстреляны ветераны партии, активные участники октябрьской революции и гражданской войны. Безжалостным катком прошла репрессивная машина по самым близким родственникам, включая семью его жены. Был обескровлен командный состав армии, уничтожены лучшие представители научно-технической и творческой интеллигенции. И наряду с уничтожением лучшего генофонда страны, одновременно внедрилась в сознание людей рабская психология, страх и неуверенность в завтрашнем дне, потеря чувства собственного достоинства, элементарная человеческая порядочность.
В решении ПАСЕ по требованию российской делегации было исключено упоминание СССР, а акцент был сделан на преступлениях сталинского периода. А разве постсталинский коммунистический режим не продолжал совершать гнусные преступления? Ведь нельзя вычеркнуть из истории судебный процесс над Синявским и Даниэлем, высылку из России известного поэта Иосифа Бродского, расстрел по указанию Хрущева рабочих в Новочеркасске, подавления народных восстаний в Чехословакии и Венгрии. Много лет спустя после смерти Сталина по распоряжению кремлевского руководства против лучших представителей творческой интеллигенции были применены методы карательной медицины, а один из выдающихся ученых нашего времени Андрей Сахаров был отправлен в ссылку. За 10 лет до краха, СССР его войска вели позорную войну в Афганистане, угрожали миру своими сверхмощными ракетами. Разве такая политика не заслуживает осуждения?
Кремлю следовало в этом отношении поучиться у руководства Германии и в частности у канцлера Ангелы Меркель. Будучи недавно в Израиле, она попросила прощения за преступления немецких фашистов во время второй мировой войны, хотя это до нее делали предыдущие руководители этой страны. Но ни один руководитель СССР и КПСС, а также Российской федерации, включая В. Путина, ни разу не сделали подобного заявления. И трудно считать серьезным утверждение спикера российской Госдумы Б. Грызлова о том, что коммунистическая система была осуждена на ХХ съезде КПСС. Неужели он не знает, что там разоблачалась и далеко не в полной мере деятельность, как говорили тогда, «отдельно взятого лидера», а не всей партии. И если быть точным культ «вождя народов» разоблачался на закрытом заседании съезда. И все так называемое «разоблачение» свелось к заслушиванию делегатами партийного форума доклада Никиты Хрущева. Но никакого обсуждения там не было: молча выслушали и молча разошлись. Рядовые партийцы и комсомольцы получили через некоторое время в весьма дозированном объеме информацию об этом закрытом заседании съезда. И опять, конечно, никакого обсуждения не было. А в открытой советской печати вообще ничего не сообщалось. Правда, за рубежом был опубликован, неизвестно как там оказавшийся, доклад Н. Хрущева. Там раньше, чем советские граждане узнали об этом событии. Остается только представить, как активно и эффективно работали тогда западные спецслужбы.
После распада СССР и роспуска КПСС общественность требовала официального осуждения преступлений коммунистического режима. Пытался это сделать Б. Ельцин, но у него не хватило политической воли, чтобы начатый процесс приостановления деятельности КПСС довести до конца. И сегодня становиться все более очевидным, к чему приводит половинчатость мер, когда решение важных задач приостанавливается на полпути. КПРФ сумела придти в себя после неудачи путча в августе 1991 года и даже восстановила в определенной мере утраченные позиции. Почти во всех субъектах федерации действуют ее организации, на всех состоявшихся президентских выборах, начиная с 1992 года, КПРФ выдвигала своего кандидата в президенты. И хотя ни разу не побеждала, но, как правило, шла на втором месте, собирая не менее 10-15 млн. голосов избирателей. В составе Госдумы фракция КПРФ всегда имела значительное число мест.
При всей важности этих результатов в деятельности КПРФ, главное на наш взгляд, состоит в том, что идеи сталинизма не были до конца выкорчеваны из сознания людей, а значительная часть населения сохранила приверженность к стереотипам и штампам сталинского времени. Как показал опрос, проведенный в декабре 2005 года Всероссийским центром общественного мнения, 42% россиян считают, что Сталин сыграл положительную роль в жизни страны. Среди них, значительное число представителей старшего поколения, которые никак не могут согласиться с тем, что к старому времени возврата нет и не может быть. Но в последнее время в составе сторонников КПРФ появилось немало молодежи, не сумевшей найти своего места в системе рыночных отношений. Разочаровавшиеся в реформах нынешнего руководства, они полагают, что без реставрации сталинских порядков страна вернуть себе статус сверхдержавы не сможет. А их недостаточную политическую опытность в своих корыстных целях пытаются использовать многие политики старшего поколения
Безусловно, негативную роль играет отсутствие закона о люстрации, который позволил бы очистить органы государственной власти и правоохранительной системы от тех, кто творил беззаконие, участвовал в кровавых преступлениях. А ведь хорошо известно, что вчерашние партократы и опричники удобно пристроились в новых условиях и продолжают жить и работать по старым правилам и принципам. Они только сменили формы своей деятельности, но не содержание. Среди нынешних руководителей подавляющее большинство бывшие члены КПСС, определенная их часть несет ответственность за сталинский беспредел.
Неудивительно, что нынешнее кремлевское руководство ни разу не осудило коммунистические порядки, не извинилось перед своим народом за все то, что пришлось ему в течение 70 лет пережить. Зато Путин неоднократно с сожалением говорил о распаде СССР как о величайшей геополитической катастрофе и в то же время подчеркивал заслуги Сталина, особенно в годы Отечественной войны. Правда, Путин, будучи недавно с визитом в Венгрии и Чехии, извинился перед народами этих стран за участие советских войск в подавлении восстаний, добивавшихся ликвидации тоталитарного строя и реальной независимости от кремлевского диктата. Пойдет ли он дальше в этом направлении? Навряд ли, во всяком случае, сейчас представить крайне трудно.
Но в то же время совершенно очевидно, что такая позиция Кремля означает молчаливую поддержку сталинизма. Это не может не вызвать растущей озабоченности и беспокойства в США и западноевропейских государствах, сомнений в искренности демократического курса России. Такие настроения особенно усиливаются в связи с тем, что наряду с председательствованием России в большой восьмерке добавляется председательствование с мая месяца в Совете Европы. Сумеет ли выполнить путинская администрация на должном уровне эту высокую и почетную роль, подтвердить свою приверженность демократическим ценностям?