Сергей Николаев | Опубликовано 03/15/2006 | Белые пятна истории , Это интересно
В США до сих пор занимаются розыском дезертиров времен вьетнамской войны. Спустя три десятилетия после окончания войны сотни дезертиров времен Вьетнама остаются на свободе. Адвокаты Луис Фонт и Тод Энсайн говорят, что Пентагон, а в особенности – морская пехота, вытаскивают старые дела в попытке предупредить военнослужащих, находящихся в Ираке, об опасностях дезертирства, пишет USA Today.
Летом 1965 года капрал морской пехоты Джерри Тексиеро тихо исчез со своей базы в Калифорнии, терзаемый личными страхами и растущим неодобрением войны во Вьетнаме. Спустя 40 лет, летом 2005 года, Тексиеро, которого теперь зовут Жером Конти, был арестован полицией в Тарпон Спрингсе, штат Флорида, после того как его выследили морские пехотинцы.
"Я убежден в том, что морская пехота посылает сигнал нынешним военнослужащим, от которых тоже могут потребовать участия в войне, вне зависимости от того, считают ли они ее незаконной и безнравственной", – говорит адвокат Фонт.
Пресс-секретарь морской пехоты капитан Джей Делароза говорит, что в истории Конти нет ничего необычного. Однако представитель морской пехоты, отвечающий за поимку дезертиров, после ареста Конти сказал, что его служба становится агрессивнее.
Джеймс Аверхарт, возглавляющий Центр морской пехоты по розыску уклоняющихся от службы с сентября 2004 года, заявил газете St. Petersburg Times (Флорида), что он приказал вновь открыть старые дела, и за первые 11 месяцев его работы были пойманы 27 дезертиров. Он полагает, что это больше, чем удалось его предшественникам. В январе были опубликованы новые данные: количество дел увеличилось до 33. "У меня иной стиль руководства, чем у тех, кто занимал этот пост до меня. Моя задача – ловить дезертиров. Этим я и занимаюсь", – сказал Аверхарт.
65-летний Конти говорит, что был удивлен. "Я думал, что меня уже не будут искать. Я думал, что они перестали искать тех, кто ушел так давно". Конти держали под стражей пять месяцев, четыре из них – в одиночном заключении, а в январе уволили в запас без всяких почестей и привилегий. Если бы его судил и вынес приговор трибунал, ему грозило бы три года заключения на корабле для арестантов до отставки.
Еще один старый дезертир, Эрнест Маккуин, был арестован в Форт Уорте в январе. Маккуина звали Эрнест Джонсон, когда он ушел из лагеря в Северной Каролине в ноябре 1969 года из страха, что его отправят во Вьетнам. 55-летнего Маккуина тоже демобилизовали, не заводя судебного дела.
Маккуин говорит, что не пытался скрываться под другим именем. В его карте социального страхования значится "Маккуин". Он говорит, что при рождении был назван Эрнестом Джонсоном, но его биологический отец ушел из семьи, и мать растила сына под фамилией, полученной ею в браке, то есть Маккуин. Когда он стал морским пехотинцем, говорит он, в армии настояли на имени Эрнест Джонсон.
Людей призывали в армию в военное время с Гражданской войны до 1973 года. Конти и Маккуин пошли в армию добровольно.
В 1974 году президент Форд предложил помилование уклонявшимся от призыва и дезертирам времен Вьетнама. Заявления подали лишь 27 тысяч из 350 тысяч человек. Срок действия предложения истек 1 апреля 1975 года. В 1977 году президент Картер помиловал тех, кто уклонился от участия в войне, не зарегистрировавшись или убежав из страны. Ни Конти, ни Маккуин не подавали заявлений на помилование Форда. Они десятилетиями скрывали свое прошлое от родственников и работодателей. Маккуин скрыл свой военный опыт от двух жен и двоих детей, и даже лучшая подруга Конти, Элен Смит, не знала о его прошлом в морской пехоте.
Маккуин говорит, что прослужил в морской пехоте всего два года, когда узнал о бойне в Ми Лай в 1968 году, когда американские солдаты убили сотни мирных вьетнамцев. "Я увидел фотографии парней с ушами на цепочках. У меня пропало желание в этом участвовать".
Военные подчеркивают, что те, кто дезертировал, должны отвечать по закону, несмотря на популярность или непопулярность войны. "Мы расследуем все случаи дезертирства, – говорит Фред Холл, возглавляющий кадровую службу ВМФ. – На каждого дезертира в нашем списке – 1190 человек на 31 января 2006 года – выдан федеральный ордер на арест".