The Russian America - http://therussianamerica.com/web_NEWS
Внук посла шил платья для звезд

?????
 
By ?????
 
Published on 07/14/2010
 

Первый посол России в США и его потомки в США

На протяжении почти всего девятнадцатого века русские дипломатические представители в США имели ранг посланника. Первым послом в Вашингтоне стал Артур Павлович Кассини (1835-1919). Предками Кассини были итальянцы из Болоньи, и, по всей видимости, он приходился родственником знаменитому астроному, в честь которого назван известный космический зонд.

До назначения в Соединенные Штаты Кассини был российским посланником в Китае, и именно в период его пребывания там Россия добилась от Поднебесной империи значительных уступок, включая строительство Китайской Восточной Железной дороги, телеграфную концессию и начал переговоры об аренде Порт-Артура (в некоторых источниках передают даже, будто Порт-Артур назван в честь Кассини, что, конечно же, не так: название восходит к фамилии британского моряка Уильяма Артура). В тот период Дальний Восток оказался на пересечении интересов России и США, а потому перевод Кассини в Вашингтон был логичным шагом российского МИДа (следом за ним в США будет назначен барон Розен, также имевший солидный дальневосточный опыт).

«Нью-Йорк таймс» пересказывала анекдот о русском дипломате. По сведениям газеты, по прибытии в Пекин Кассини отказался представить свои верительные грамоты китайскому императору, который потребовал, в соответствии с обычаем, сделать это в императорских конюшнях. Несмотря на то, что именно там принимались грамоты у других послов «варварских держав», и несмотря на уверения китайских дипломатов, что «конюшни» на самом деле вполне приличное место, российский дипломат сообщил, что будет готов встретиться с императором только во дворце. Когда дуайен дипломатического корпуса германский посол фон Брандт попытался урезонить Кассини, сказав, что рад встретиться с императором в любом месте, где тот пожелает, российский посланник резко ответил, что похоже, что тот готов пойти, даже если местом аудиенции будет уборная. Довольно долго Кассини выполнял обязанности дипломата, не вручая верительных грамот (он отправил в китайский МИД их заверенную копию). Через некоторое время Китай стал настолько зависеть от российской помощи, что император сначала наградил российского посланника орденом Дракона, а потом и принял во дворце (после чего старая традиция рухнула. До того, как рухнет сама Поднебесная империя, оставалось около пятнадцати лет).

В США Артур Кассини прибыл в 1897 в ранге посланника, а в 1898 неожиданно получил повышение до чрезвычайного и полномочного посла. В инструкциях Кассини министр Муравьев подчеркивал важность событий на Дальнем Востоке, необходимость сдерживания Японии и поддержки американского владения Гавайями, этой «Мальтой Тихого океана», которые в противном случае могут стать японскими. На время пребывания Кассини послом пришлось резкое ухудшение отношений между США и Россией, вызванное как дальневосточными трениями, так и сообщениями о погромах (особенно подробно американские газеты освещали кишиневский погром). Оправдания Кассини выглядели неумело: «Еврей не занят в сельском хозяйстве» – объяснял он «Нью-Йорк Таймс» в мае 1903 года, – «и потому угнетает русского крестьянина, подчиняет его себе и разрушает». В разговорах с госсекретарем Хеем и президентом Рузвельтом Кассини указывал на продолжающиеся линчевания негров и избиения итальянцев и китайцев в самой Америке.

В последующие месяцы Кассини боролся против намечавшегося американо-японского альянса. «Вы притворяетесь, будто делаете все для поддержания мира», – выговаривал русский дипломат помощнику госсекретаря Хея Френсису Лумису, – «но на самом деле подталкиваете Японию к войне. Вы говорите, будто ваша единственная цель на Дальнем Востоке это защита вашей коммерции и открытие двух портов. ... Но вы делаете все возможное, чтобы пробудить подозрения, что вы на стороне наших врагов».

После начала русско-японской войны Кассини опубликовал статью в North American Review под заголовком «Россия и Дальний Восток», в которой возлагал всю вину за начало кровопролития на Японию и уверял американских читателей, что Россия всегда дружественно относилась к Америке. «Россия не перестает удивляться, почему в США так распространено представление, будто Россия хотела этой войны», – писал дипломат.

Теодор Рузвельт не скрывал своего раздражения русским дипломатом. Назначение Кассини в Испанию и отъезд из Вашингтона в 1905 году были частью процесса урегулирования и предшествовало Портсмутскому миру. Но на этом не закончилась история, связавшая Россию, Америку и фамилию Кассини.

Младшие Кассини

Дочь русского дипломата Маргарита Кассини вышла замуж за Александра Лоевского, в 1913 году у них родился сын Олег, а спустя несколько лет – Игорь. Лоевский в то время был первым секретарем российского посольства в Копенгагене. Однако, в России грянула революция.

Муж вскоре возьмет фамилию жены, а их сыновья, повзрослев, станут известными американцами. Первым добился известности младший брат Игорь Кассини, который перебрался в США и стал знаменитым журналистом, собирающим сплетни (gossip columnist), писавшим под псевдонимом «Cholly Knickerbocker». По меньшей мере один раз за публикацию какого-то слуха Игоря Кассини вываляли в смоле и перьях. После войны Игорь, среди прочего, вещал на Италию по радио с целью повлиять на самоопределение итальянцев. Позже он уйдет в тень старшего брата и умрет в 2002 году.

Но более знаменитым стал все же старший брат. Олег родился в Париже и вырос в Италии, но в 1936 году перебрался в США, сначала в Нью-Йорк, а позже в Голливуд. В конце 1930-х он стал работать помощником дизайнера костюмов Эдит Хит, а в начале 1940-х получил работу в «Парамаунт Пикчерс». Он принял американское гражданство, а во время Второй мировой войны служил в чине второго лейтенанта в кавалерии. Первоначально он хотел служить в береговой охране, но, как написано в некрологе в Нью-Йорк Таймс, решил, что служить в кавалерии намного гламурнее (a bit more glamorous). Его первая женитьба была неудачной. Для жены он был четвертым мужем, после двух лет супружества они расстались, а Мери быстро вышла замуж за пятого, а еще через пару лет за шестого. «Я был для нее лишь очередным скальпом», – вздыхал позднее Кассини.

Олег стал главным художником по костюмам в целом ряде фильмов, чему помогла его женитьба на голливудской звезде Джин Тирни, которая потом появлялась в кино только в нарядах, созданных мужем. Правда, семейная жизнь у них тоже не заладилась. Старшая дочь родилась умственно отсталой, потому что мать перенесла корь, будучи беременной. В 1946 году у Джин случился роман с молодым офицером Джоном Кеннеди (но клан Кеннеди не согласился на брак Джона с актрисой и она вернулась к Кассини), а в 1954 году семья окончательно распалась. Сам Кассини потом писал, что роман Агаты Кристи «И треснув, зеркало звенит» (или «Зеркало треснуло» в другом переводе) основан на их семейной драме.

Карьера же Олега Кассини шла в гору. Он изготовлял платья для звезд кино, телевидения и Бродвея. Среди его клиенток – такие звезды, как Ава Гарднер, Кэтрин Хепберн, Мэрилин Монро, Джуди Гарланд, Натали Вуд и многие другие знаменитости. Олег не скрывал своего уважения к Казанове. Он называл своих моделей гаремом, но отрицал, что обманывал кого-то из них. «Мне нужно восхищение, и я получаю его старомодным способом. Я его заслужил», – говорил Кассини. Он любил вспоминать свои увлечения. «Это всегда были красивые девушки» – писал он в автобиографии. Его всегда окружали дебютантки, старлетки, инженю и модели. Он встречался в Бетти Грабл и Ланой Тернер, Урсулой Андрес и Грейс Келли. С Грейс Келли у Олега Кассини был серьезный роман, и он с ней был даже помолвлен в 1954 году. Однако красавица разорвала помолвку, чтобы выйти замуж за князя Гримальди и стать правительницей Монако.

Пика же популярность модельера достигла в 1960-е годы. По иронии судьбы, она связана с тем, что Олег Кассини стал модельером жены президента Джона Кеннеди – Жаклин. Модельная индустрия была шокирована выбором Белого дома. Спустя несколько лет освещающий моду журналист Джон Фэйрчайлд писал: «Все были удивлены. Олег Кассини был на виду долгое время. Он был веселым, занимательным, общительным, но никто из интеллектуалов моды не считал его серьезным модельером». Кассини создал около 300 нарядов для первой леди, которая сама стала символом элегантности для целого поколения. Оплачивал эти наряды свекр Жаклин Джозеф Кеннеди-старший. Вашингтонские острословы называли его Secretary of Style администрации Кеннеди (по аналогии с Secretary of State).

«Все, что я помню о тех днях, это нервы и Джеки на проводе: «Скорее, Олег, поторопись, мне нечего надеть!», – писал Кассини в своей книге «Тысяча дней волшебства: Одевая Жаклин Кеннеди для Белого дома», вышедшей в 1995 г. Пользуясь свалившейся славой, Олег Кассини начал создавать и платья для массового производства, но наиболее известными стали его свадебные наряды, в который до сих пор венчаются многие американки. Среди его заказчиц были Хиллари Клинтон, Ким Бейсингер и Рене Зеллвегер. Его имя стало брендом не только одежды, но и духов, бижутерии, косметики, и даже дизайна автомобильного салона. Оно используется и после смерти Олега Кассини в 2006 году.