Как оклохомские индейцы с бурятами искали общего предка в Сибири

Сообщение об ошибке

  • Notice: Undefined index: taxonomy_term в функции similarterms_taxonomy_node_get_terms() (строка 518 в файле /hermes/bosnacweb02/bosnacweb02aj/b1224/ipw.therussianamerica/public_html/russian_newscenter/sites/all/modules/similarterms/similarterms.module).
  • Notice: Undefined offset: 0 в функции similarterms_list() (строка 221 в файле /hermes/bosnacweb02/bosnacweb02aj/b1224/ipw.therussianamerica/public_html/russian_newscenter/sites/all/modules/similarterms/similarterms.module).
  • Notice: Undefined offset: 1 в функции similarterms_list() (строка 222 в файле /hermes/bosnacweb02/bosnacweb02aj/b1224/ipw.therussianamerica/public_html/russian_newscenter/sites/all/modules/similarterms/similarterms.module).

Индейцы племени кайова из Оклахомы побывали в Сибири.


Индейцы из Оклахомы совершили большое путешествие по Прибайкалью, чтобы отыскать связь с коренными народами Сибири.

Не так давно мир потрясла научная сенсация – международная группа ученых из США, Европы и России, при исследовании ДНК скелета мальчика, жившего 24 тысячи лет назад, выявила генетическую связь индейцев и древних жителей Предбайкалья. Скелет этот был обнаружен в Иркутской области в конце 1920-х годов, на месте известной позднепалеолитической стоянки древнего человека в селе Мальта и хранился в Эрмитаже. Генетики также выявили, что ДНК ребенка совпадает с ДНК современных североамериканских индейцев на 38%, а это значит, что между этими народами мог существовать один общий предок. Воодушевившись этими данными, делегация североамериканских индейцев из Оклахомы прибыли в Сибирь, чтобы лично убедиться, насколько индейский и бурятский народы похожи, а также найти параллели в таких разных на первый взгляд культурах. Гости путешествовали по Иркутской области и Бурятии.

По зову предков

Американские гости шутят, что если просверлить дыру в земле насквозь, то мы окажемся в Оклахоме. То есть буряты и индейцы живут ровно на противоположной стороне земного шара. Между нами 12 часов разницы, тысячи километров дорог и океанов, и при этом общая, хоть и такая далекая, история. По российской версии, предок бурят и индейцев проживал в Сибири и из-за суровых климатических условий около 10 тыс. лет назад через Берингов перешеек мигрировал через Аляску в Новый свет. По американской же версии, все произошло с точностью до наоборот. Ясно одно, что между двумя народами много общего и тесные культурные связи непременно должны быть построены.

Всего из Оклахомы в Сибирь приехали шестеро человек, трое из них – коренные индейцы. Супруги Кевин и Крикет Роадс Конниверди из племени кайова: Кевин – режиссер, танцор, художник, мастер народного искусства, известен своими работами в традиционной индийской технике с перьями и бисером, его работы заказываются музеями и частными коллекционерами. Кевин – чемпион мира как военный танцор, кроме того он занимается культурно- просветительской деятельностью и рассказывает об американских индейцах в Оклахоме на национальном и международном уровнях. Его супруга Крикет известна на родине как народная сказительница, снималась в таких известных фильмах как «Последний из могикан» и «Легенда о Билли Файле», имеет степень бакалавра Университета штата Оклахома по специальности «Исследование американских индейцев». Третий представитель индейцев из племени шайены: Брент Лернит – художник и скульптор. Его работы находятся во многих музеях изобразительного искусства Америки.

Поездка стала возможной благодаря американскому межкультурному проекту «Peer to Peer» («От человека к человеку») и общественной организации «Центр бурятской культуры» из Иркутска. Планированием визита американцев центр начал заниматься еще в начале этого года.

Маршрут для индейцев был продуман достаточно сложный, но интересный: Иркутск – Усть-Орда – Ольхон – Баргузин – Курумкан – Улан-Удэ – Иркутск. И в каждой точке своего путешествия гости знакомились с бурятскими художниками, музыкантами, изобретателями и простыми людьми.

Во время каждой встречи американцы с радостью демонстрировали собственные традиции: танцы, песни и игру на народных инструментах. Удивительные облачения коренных индейцев вкупе со старинными народными напевами создавали очень зрелищный эффект, перенося в ту далекую эпоху, когда люди еще верили в мир духов.

Особенно большой ажиотаж появление индейцев вызывало в бурятских деревнях Усть-Ордынского округа. И взрослые, и дети с большим интересом общались с гостями, фотографировались и наперебой зазывали в гости. А самым ярким впечатлением для индейцев, пожалуй, стала местная традиционная кухня: буузы, по форме напоминающие юрты и вигвамы, а также бурятский хоровод ехор. Кстати, в культуре коренных народов Америки тоже распространены круговые танцы.

Ольхон – место силы

Конечно же, самым желанным пунктом в путешествии стал остров Ольхон. Жители его «столицы» – села Хужир подготовились ко встрече с «родственниками» основательно: в программе знакомства были интересные и познавательные спектакли, постановки, танцы с национальным колоритом. Наши гости с удовольствием учились танцевать ехор и петь бурятские песни. А в ответ провели для сельчан мастер-классы по живописи от Брента и по танцам от Кевина и Крикет. Сдержанная, но торжественная красота острова поразила супругов Конниверди. Они часами гуляли у берегов Байкала, особенно по утрам. По их словам именно утром, в безлюдное время можно почувствовать энергию этого места.

«Прежде чем ехать сюда, я много читал об Ольхоне, – рассказывает Кевин, – здесь много священных для бурят мест. Но приехав сюда, мне показалось, что эти места больше для туристов, поэтому хочется, чтобы остров был более закрытым для посещений людей. Сейчас в Америке есть такая же проблема: все заполонили туристы. Практически не осталось мест, где сохраняется дикая природа в ее первозданном виде».

Монгольские пятна

В столице Бурятии Улан-Удэ индейцы встретились с председателем Гуннского фонда Олегом Булутовым. Он рассказал зарубежным гостям о знаменитом археологическом комплексе «Гуннское городище», который находится в Иволгинском районе. Именно это городище способно пролить свет на происхождение многих народов и племен. К сожалению, в настоящее время раскопки там приостановлены и неизвестно, когда археологи смогут вновь к ним приступить.

Много параллелей между бурятами и индейцами привел Олег Булутов. К примеру, у индейских детей, как и у бурятских, на крестце при рождении можно наблюдать «мон-гольские пятна» – характерную для монголоидов синеватую окраску кожи в районе крестца и бедер. А в племени навахо в почете орнамент похожий на свастику, как и у монгольских племен. Даже в некоторых словах индейский и бурятский язык созвучны. Например, слово «ухал» – обряд умывания у индейцев – в том же звучании существует у бурят и имеет такое же значение.

Индейцы были приятно удивлены, что и в Прибайкалье серьезно занимаются изучением родства между народами Сибири и индейцами.

Особенно много сходства можно найти у обоих народов в части верований. Индейцы – как и большая часть бурят – шаманисты. Они поклоняются предкам, духам местности, небу и огню. Главные тотемные животные для обоих народов – кони, волки, орлы и быки.

«В бурятской культуре, как и у нас, очень почитается лошадь, – говорит художник Брент Лернит, – Лошадь – первый помощник и самый главный друг. Благодаря быстроте и стремительности этих животных наши народы воевали, кочевали и выживали в суровые времена. Было приятно увидеть, сколько уважения здесь отводится этому животному. У меня самого много картин с изображением лошадей и всадников. Так я отдаю дань памяти своих предков».

Последние из «могикан»?

Путешествие – совсем не главная цель приезда американцев в Сибирь. На своем примере гости попытались донести до представителей бурятского народа, что их судьба уже почти на волосок от судьбы индейцев, язык которых стоит на грани полного исчезновения. Носителей родного языка племени кайова практически нет, на нем сейчас общаются лишь 10-15 человек пожилого возраста, и вся его красота и богатство уже практически ушли в небытие. В Оклахоме Крикет активно ратует за сохранение языка, разрабатывает программы, составляют словари и записывают легенды, развивают учебные центры, где все желающие индейцы племени кайова могли бы изучать свой родной язык. Но, как отмечает Кевин, желающих его изучать совсем немного, поэтому они делают все возможное, чтобы сохранить свою культуру в танцах и песнях.

Точно такие же проблемы уже остро стоят перед бурятской нацией. Язык постепенно выходит из употребления, в школах его не преподают, да и желающих изучать самостоятельно наберется немного. В ближайшие 40 лет бурятский язык может полностью исчезнуть.

«Нам безумно понравилась природа и очень простые, отзывчивые люди, живущие на бурятской земле, – говорит Брент Лернит. «Я очень рада, что почувствовала душу бурятского народа и единение с ним, – комментирует Крикет. – Я чувствовала себя как дома. Наша поездка превзошла все мои ожидания и по практической части, и по эмоциональной составляющей. Теперь с нетерпением будем ждать бурятскую делегацию у нас в Оклахоме».

Сергей Шоткинов, председатель общественной организации «Центр бурятской культуры « рассказал о совместном российско-американском проекте, благодаря которому стала возможной поездка.

– Цель нашего проекта, который называется «Две стороны земного шара: соединяя коренные народы», и который является частью программы «От человека к человеку», -показать культуру наших народов. Найти точки соприкосновения в традициях, верованиях и даже языке. А также показать схожесть мироощущения. Такие связи, прежде всего, помогают лучше понять собственную культуру, принять ее и воспитать в себе бережное к ней отношение. В настоящий момент мы завершили первый этап – визит индейцев на нашу землю. Далее нам предстоит совместно с американскими коллегами издать сборник интервью с лучшими представителями наших народов и детскую книгу. Также у нас запланирован ответный визит в Северную Америку».

Николай Багдуев,

Иркутск

Rate this article: 
Average: 5 (1 vote)