Отец актера Харрисона Форда Кристофер был ирландцем по папиной линии и германо-американцем – по маминой, а мать Дороти – еврейка из семьи эмигрантов из России. Настоящее имя Дороти Форд – Дора Нидельман. Она поменяла Дору на Дороти еще в юности из чувства протеста: девочку раздражали еврейские традиции их семьи.
Дора родилась в Нью-Джерси в 1917 году. Мать Доры и, соответственно, бабушка Харрисона переехала в Нью-Йорк в 1907 году из Минска. Ее звали Анна Лифшуц. Там она встретилась с Гарри Нидельманом – тоже евреем, эмигрировавшим в США также из Минска, только годом ранее. Гарри удалось устроиться на работу водителем трамвая в районе Бруклин, и вскоре они поженились. Кстати, Харрисона Форда назвали именно в честь деда. Харрисон Форд, отвечая на вопрос о своих русско-еврейско-ирландских корнях, говорит: "Как человек я скорее ирландец. Как актер – я еврей".
Если бы в мире кино существовала награда "за целеустремленность и любовь к кинематографу" то Гаррисон Форд бесспорно был бы одним из главных претендентов на ее получение. Ибо к своей цели – стать актером – он шел долгие годы, пережив и разочарования и отчаяние... И тем не менее этот высокий плечистый парень с некрасивым но удивительно обаятельным лицом на сегодняшний день является едва ли не самым популярным актером в американском кино а его экранные персонажи – лихой космолетчик Хан Соло из "Звездных войн" и неутомимый искатель приключений археолог Индиана Джонс известны во всем мире.
Но в жизни Форд совсем не похож на бесшабашного смельчака и авантюриста. Немногословный старательно избегающий всяческой шумихи он живет на своем уединенном ранчо в Вайоминге наслаждаясь тишиной работой по хозяйству и длительными прогулками. Это тем более приятно что все увлечения Форда разделяет его жена – сценаристка Мелисса Мэтисон – автор знаменитого "Е. Т-Инопланетянина" – доброй сказки о дружбе "внеземного" существа с американским мальчиком.
Деньги – а сегодня гонорары Гаррисона за фильм измеряются семизначными цифрами – интересуют актера лишь как источник средств для ведения того образа жизни который ему нравится. Во всем остальном, став звездой, Форд мало изменился. Он имеет репутацию педанта, ответственного человека, а главное – надежного друга. Найдется немного актеров, которые в числе своих самых близких друзей могут назвать почти весь цвет режиссуры американского кино: Лукаса, Спилберга, Копполу.
Но это сейчас а если бросить ретроспективный взгляд в прошлое то в начале 60-х на студиях Калифорнии работал никому не известный плотник который отчаявшись прославиться как актер не мог покинуть мир своей мечты и работал в цехе декораций. А ведь вначале актерская карьера Форда складывалась вполне благополучно. В студенческие годы он с успехом участвовал в любительских постановках где был замечен агентом студии "МГМ". Затем последовало приглашение заключить контракт на три года со студией несколько эпизодических ролей... и признание актера "профессионально непригодным". Другой бы отчаялся но не Форд. Сменив несколько занятий он остановился на ремесле плотника и с той основательностью которую вкладывал в любое дело занялся изучением тайн этого столь нужного дела.
В 70-е необычного рабочего заметил молодой но уже известный режиссер Фрэнсис Форд Коппола который убедил Форда еще раз "рискнуть". Но если появление Гаррисона в копполовских лентах "Апокалипсис сегодня" (1979) и "Разговор" (1974) было эпизодическим то участие в знаменитом фильме Лукаса "Звездные войны" (1977) сделало Форда звездой первой величины. Его Хан Соло хотя и действовал в будущем по всем замашкам напоминал американцам их излюбленный типаж – одинокого ковбоя верного друга и благородного защитника который всегда придет на помощь слабому. А некоторая ироничная нотка внесенная Фордом только усилила обаяние героя.
Но еще больше прославил актера всемирно известный сериал Стивена Спилберга "Индиана Джонс". И если в лукасовском боевике немалая доля успеха приходилась на долю мастеров компьютерного монтажа и сложнейших технических трюков то в "Индиане" личная заслуга Форда не вызывает сомнений. Ему удалось показать на экране удивительно обаятельного человека в котором соединены такие симпатичные черты как доброта и находчивость смелость и благородство. Более того, Индиана Джонс – эрудит-ученый и вместе с тем "человек действия" он обладает внешностью "как у нас с вами" и вместе с тем "супермен". И все это с доброй улыбкой слегка не всерьез.
Не менее интересны и следующие работы Форда – "Бегущий по лезвию бритвы" (1981) где актером раскрыт процесс пробуждения человечности и доброты в безжалостном и холодном истребителе роботов; "Одержимый" (1988) – драма ученого у которого неожиданно похищают жену и он готов на все ради ее спасения; "Презумпция невиновности" (1990) – психологический детектив в центре которого судьба следователя волей обстоятельств оказавшегося в роли подозреваемого в убийстве; "Относительно Генри" (1991) картина вновь развивающая любимую тему актера: пробуждение в человеке внимания и доброты к окружающим людям предостережение против духовной "слепоты" которая была уделом его героя долгие годы.
В том, что Гаррисон Форд является звездой, сомнений нет, но к счастью его полностью миновала "звездная болезнь": ему чужды капризы и мания величия. Все режиссеры единодушно отмечают интеллигентность простоту и пунктуальность актера. Он остался скромным застенчивым и симпатичным человеком, который внимательно относится ко всем замечаниям режиссеров и стремится следовать им. Ну а все свободное время он проводит с женой и двумя маленькими детьми. (От первого брака у Форда два взрослых сына.) И хотя как признает сам актер "время Индианы Джонса прошло", творческий диапазон Гаррисона Форда достаточно велик и следовательно у актера есть будущее.