Леонид Белявский | Опубликовано 1 мая 2007 г.
Многие политические обозреватели уже давно отмечали, что в России неуклонно увеличивается число людей симпатизирующих КПРФ. На выборах, состоявшихся 11 марта этого года в законодательные собрания 14 регионов, КПРФ собрала в среднем 16% голосов, что сравнительно больше, чем на выборах в Госдуму в 2003 году. А все левые партии (КПРФ, "Справедливая Россия", "Патриоты России") набрали около 35% голосов.
Эту тенденцию подтвердили выборы, состоявшиеся 15 апреля 2007 года, в законодательное собрание Красноярского края. На этих выборах, последних перед думскими выборами в декабре 2007 года, коммунисты подтвердили, что не случайно занимают по итогам голосования второе место. На этот раз за них голосовало более 20% избирателей, а за "Справедливую Россию – 12%.
Конечно, больше других партий собирает пропрезидентская партия "Единая Россия", получающая голоса не менее, чем в 2 раза больше по сравнению с КПРФ. На апрельских выборах в Красноярском крае, за ее кандидатов проголосовало более 42% избирателей. Но это не абсолютное большинство, и не учитывать рост левых сил было бы неразумно, проявлением верхоглядства и отсутствия умения критически анализировать ситуацию.
Почему же происходят в политической жизни России такие явления? Случайны ли они или обусловлены определенными социально-экономическими причинами? По мнению генерального директора Всероссийского центра изучения общественного мнения В. Федорова, когда в 90-е годы страна беднела и стояла на грани развала, вырос запрос на сильную руку, которая должна была укрепить единство страны и заставить работать экономику. В этих условиях в начале 2000-х годов возникла и поднялась при поддержке В.Путина партия "Единая Россия".
Но сегодня, по утверждению этого социолога, проблема единства страны в значительной мере решена Путиным, а экономика неуклонно укрепляет свои позиции. Потому на первый план выдвигаются требования социального характера.
Большое число аналитиков полагает, что выборы в Госдуму пройдут под популистскими лозунгами: "Стабилизационный фонд – народу", "Обеспечить рост зарплат и пенсий", "Олигарх, поделись с народом". Оппозиции будет легче выкрикивать эти требования по сравнению с "Единой Россией", которая обязана не отступать от политического курса президента и правительства. И не удивительно, что рейтинги левых партий в последнее время растут, что все популярнее становится идея перераспределения национального дохода в пользу бедных. Ряд социологов, опираясь на проведенные ими опросы, утверждают, что сейчас в России гораздо больше людей, которые хотят все делить, чем создавать.
И эти идеи возникают не на пустом месте. Конечно, не может быть речи о социальном равенстве, о котором упорно говорили пропагандисты советских времен. Но по оценке известного российского политолога Г. Сатарова, "в более или менее нормальных странах со здоровой экономикой разрыв между доходами 10% богатейших и 10% беднейших жителей колеблется в интервале от 4 до 7 раз. Причем цифра "7" считается тревожной". А в России, по заявлению министра экономразвития Г. Грефа этот разрыв составил в 2006 году 15,3 раза. Более того, патриарх Алексей II в своем выступлении на ХI Всемирном русском народном соборе утверждал, что этот разрыв достиг 25 раз. Разве это не повод для роста в обществе левых настроений? Ведь, люди не могут не ощущать, как подорожали почти все товары и услуги. По сравнению с США российские цены на одежду и бытовую технику в 2 раза выше, а на продукты питания на 70%. Россияне уже пережили монетизацию льгот, все чаще вынуждены платить за услуги образования, медицины, познали непосредственно на себе суть реформы ЖКХ. Дороже им стало звонить по телефону, ездить в метро. И все это, конечно бьет по кошелькам значительной части населения. Пенсии россиян составляют 26% от их прежнего заработка, а на Западе -40-60%. В западных странах ставки по ипотечным кредитам – 3-4%, в России формально 10-11%, фактически в 3 раза больше.
Все это убедительно показывает, что рост рейтинга левых партий не случаен. Конечно, его недостаточно, чтобы выиграть предвыборную гонку у единороcсов. Да и сами левые партии разобщены. И даже трудно представить, чтобы руководство КПРФ и "Справедли-вой России" могли найти общий язык и договориться о совместных действиях в период выборов в Госдуму. Неприязнь к коммунистической идеологии у справороссов остается еще весьма сильной. Тем более, что недавно состоявшийся, в конце марта 2007 года, пленум ЦК КПРФ, не оставил сомнений в том, что эта партия не изменила своих националистических позиций. На нем продолжали твердить, что русские в России находятся в угнетенном состоянии, а правят страной так называемые "этнические меньшинства" А один из руководителей КПРФ, секретарь ЦК Ракшин не исключил, что так называемое "психологическое наступление на русский народ" ведется идеологами-инородцами из-за ненависти к нему.
Какая же левая партия, придерживающая демократической ориентации, согласится после таких выступлений лидеров коммунистов на сотрудничество с ней? Неужели не понимает Зюганов и его единомышленники, что для достижения серьезного успеха им давно следовало перейти на другие позиции, по крайней мере, принять идеи социал-демократизма? Но видимо догматизм, овладевший их умами со времени господства КПСС, не позволяет сделать им такой решительный шаг. Поэтому, думается, что левый поворот в России, несмотря на созревание ряда объективных условий, невозможен. При этом нельзя не учитывать, что почти на всех региональных выборах, состоявшихся в марте-апреле 2007 года, партия " Единая Россия" постоянно занимала первое место, оставляя далеко позади себя другие политические партии. Конечно, срабатывал административный ресурс. Ведь, почти все губернаторы и мэры, руководители крупных компаний – члены этой партии. И одолеть такую партию невозможно. Во всяком случае, у нее сегодня нет реального конкурента.
Нельзя не согласиться с тем, что курс Путина на создание сильной, пропрезидентской партии дал свои конкретные результаты. Правда, на этих выборах, после создания партии
"Справедливая Россия" единороссы собирали меньше половины голосов избирателей, в среднем 45%. И таким образом, не имели во всех вновь избранных законодательных собраниях абсолютного большинства, как это имеет место в нынешнем составе Госдумы.
Но согласится ли кремлевское руководство с тем, что в новом составе Госдумы, который будет избран в декабре 2007 года, пропрезидентская партия будет иметь только относительное, а не абсолютное большинство?
Скорее всего, нет. Видимо, тогда придется использовать свое влияние, чтобы "Справедливая Россия" пошла, хотя бы в тактических целях, на контакты с "единороссами". Ведь только тогда Кремль сможет проводить через Думу все свои решения и быть полновластным хозяином в политической жизни страны.
Одним словом, Россия вступает в сложный и ответственный этап своей политической жизни, ей предстоит дать ответ на многие актуальные вопросы современности. Но какими будут эти ответы мы пока не знаем, а прогнозировать крайне трудно.