"Россия и Америка будут мировыми лидерами по созданию альтернативных источников энергии"
Алексей Тарасов | Опубликовано 12/15/2006
Сенатор Тэд Стивенс от штата Аляска – "долгожитель" американского Конгресса. Так долго в Сенате не служил никто. Летчик Второй мировой войны, в которой советские и американские солдаты воевали бок о бок, сенатор Стивенс питает особые чувства к русским. Придя в 1968 году в высший законодательный орган страны, он приложил немало усилий для того, чтобы оживить российско-американские отношения. Во время "холодной войны" Стивенс часто ездил в Советский Союз, пытаясь улучшить отношения между двумя странами. В конце 90-х сенатор Стивенс инициировал программу Open World, призванную улучшить российско-американское деловое и политическое сотрудничество. Во время первых семи лет работы программы более 11 тысяч молодых лидеров России и бывших республик Советского Союза побывали в США.
– Сенатор, откуда возник ваш интерес к России?
– Я воевал во второй мировой войне. Русские солдаты были нашими союзниками. На самом деле, буквально недавно мы отмечали юбилей сотрудничества русских и американцев во время Второй мировой войны. В городе Фэрбанкс, на Аляске был открыт монумент, посвященный ленд-лизу. Мы вместе воевали с немцами, но после войны советские руководители почему-то решили рассматривать США как врага. Так мы думали в конце сороковых и начале пятидесятых. Я очень много ездил в Советский Союз во время своих первых лет в Сенате. А я впервые попал сюда в 1968-м. Я и мои единомышленники поставили своей целью сделать все, что в наших силах, чтобы сделать русских и американцев друзьями и союзниками опять. Мы очень много работали в этом направлении, и я изъездил Советский Союз вдоль и поперек.
– Пожалуй, ваш самый большой вклад в улучшение российско-американских отношений – это знаменитая программа “Open World”. Как вы оцениваете ее?
– По-моему, программа действительно удалась. Изначально мы решили попытаться привезти в США тех русских, у которых не было шанса приехать в США по другим каналам. Мы начали с местных официальных лиц, затем подключили местных судей и других выборных представителей… Я встречался со многими россиянами, которые принимали участие в этой программе. Все из них оценили ее как экстремально полезную. Впоследствии Ротари клуб взял эту инициативу на вооружение и стал проводить мировые обмены.
За время работы этой программы, несколько ее участников стали членами российской Госдумы, судебной власти. Программа помогла им открыть глаза и по-другому посмотреть на мир.
– Президенты Путин и Буш имеют очень доверительные личные отношения. На ваш взгляд, способствовала ли дружба двух лидеров развитию российско-американских отношений?
– Я считаю очень полезным, когда два президента знают друг друга достаточно хорошо, что они без проблем могут позвонить друг другу и обсудить волнующие их проблемы. Если лидеры стран дружат – граждане обычно следуют их примеру. Я считаю, президент Буш делает все возможное, чтобы усилить партнерство с Россией и уменьшить существующие трения.
– Сенатор, вы работали во многих ключевых комитетах и подкомитетах. Сейчас вы – председатель комитета по коммерции. Какие направления российско-американского сотрудничества по-вашему, наиболее перспективны?
– Не буду оригинальным, если скажу, что энергетика бьет все другие направления. Несколько наших энергетических компаний работают в России, пытаясь развивать новейшие технологии. В дополнение к этому, очень перспективно сотрудничество в области турбин газового отопления. Мы пытаемся использовать отходы плутония, для того чтобы разработать альтернативные источники энергии. Я уверен, что Россия и Америка будут мировыми лидерами в разработке альтернативных форм энергоносителей. Естественно, отношения, которые складываются в частном предпринимательстве, стимулируются все большей открытостью и заинтересованностью представителей российского бизнеса к международному сотрудничеству.
– Многие критиковали президента Путина за его нововведения в избирательную систему. Вы считаете, это может повлиять на стабильность российско-американских деловых отношений?
– Недавно как раз читал об этом. Я лично не обсуждал эту тему с российскими лидерами. До сих пор ничего не изменилось, ничего не дестабилизировалось. Я считаю это внутренним делом России. Действительная проблема не в том, как Западу нравятся те или иные перемены в России, а как сами россияне относятся к ним.
– Сенатор, так сколько же раз вы были в России?
– Не могу ответить точно, поскольку давно уже сбился со счета. Я очень много раз был в России. Очень часто также работал с русскими политиками за рубежом – по линии НАТО или энергетических дискуссий.
– Ваш прогноз на будущее российско-американских отношений?
– Только сотрудничество. Я уже сказал, что Россия и Америка будут мировыми лидерами по созданию альтернативных источников энергии.