The Russian America - http://therussianamerica.com/web_NEWS
Джорджия, штат Кавказ…

?????
 
By ?????
 
Published on 11/4/2010
 

Наш спецкор по заданию редакции "прорвал" транспортную блокаду Грузии

Игорь Елков | Опубликовано 12/01/2006

Жгучий брюнет в желтых ботинках

Пытаться осмысливать жизнь в современной Грузии шаг за шагом – занятие бессмысленное. Лучше погружаться в местную экзотику как в омут – одним броском, с головой. Здесь все – крайность. В Тбилиси нет средних машин. Либо экзотические развалюхи, преимущественно, "Жигули" и "Волги" советского производства, либо пафосные внедорожники "Лексус" и BMW последних моделей. При этом и первые, и вторые одинаково нахально игнорируют правила дорожного движения, и обожают парковаться на тротуарах. А иногда – и ездить по ним, виртуозно объезжая пешеходов.

Полиция – другая крайность. Еще пару лет назад местные органы правопорядка были своего рода эталоном коррумпированности в регионе. Сегодня на дорогах полицейского вообще не часто увидишь: дорожная полиция в виде хрестоматийного советского ГАИ упразднена, а пришедшие им на смену дорожные патрули появляются только тогда и там, где без их вмешательства уже на самом деле не обойтись.

– Клянусь мамой, они денег не берут! – с характерным кавказским темпераментом уверяет меня таксист по имени Бадри. – Нарушишь – выпишут штраф. А договориться по-хорошему, без квитанции, с ними нельзя. И все такие вежливые, как в Америке…

В Америке Бадри, впрочем, никогда не был. Но, как это ни странно, эту страну и обожает и недолюбливает одновременно (очередная крайность). Во всяком случае – вслух. Первый вопрос любого таксиста: "Ты откуда?". Если из Москвы, то тебе всю дорогу будут рассказывать о том, как глупо Грузии ссорится с Россией. Зима же на носу. Где та Европа, где та Америка – а вот Россия под боком, и незачем ее задирать…

Полагаю, что если бы я сказал, что прилетел из Нью-Йорка, мне бы всю дорогу рассказывали прямо противоположное. Что-то типа того: что нам та Россия, когда Америка с нами… Но проблема все-таки есть. Америка для среднестатистического грузина виртуальна. Да, в центре грузинской столицы стоит "Макдоналдс", но, пожалуй, для большинства грузин это единственная возможность "побывать в Америке". К американским грантам и программам тоже имеют доступ очень немногие. Члены правительства из неправительственных американских фондов ежемесячно получают доплату к зарплате (для снижения уровня коррупции). Плюс – щедрая Америка взяла на содержание несколько батальонов грузинской армии. Теперь грузинский капрал, которому посчастливилось попасть под программу правительства США "Трейнинг и экипировка" получает 200-250 долларов, офицер – $400-500. Это в 3-4 раза больше, чем платят в остальной грузинской армии.

Как результат – очередная крайность: грузинские военные Америку либо очень любят, либо, мягко говоря, не понимают.

В основе чувств, разумеется, лежит материальная основа. Например, от 800 до 900 грузинских штыков несут службу в Ираке. Там вообще фантастические, по местным меркам, заработки: от 600 до 1500 долларов, в зависимости от чина.

Иракских ветеранов в Грузии легко узнать по экипировке. Выглядит забавно, но факт: многие в городе носят американскую форму и обувь для боевых действий… в пустыне. В Тбилиси, у штаба российских военных, я осторожно поинтересовался у одного грузинского офицера: а нельзя ли где-то приобрести такие же замечательные желтые ботинки, как у него? Результат превзошел ожидания: мне тут же по секрету был сообщен адрес, где все это обмундирование можно недорого приобрести.

Честно говоря, не поверил. Беру такси, еду по указанному адресу. Рынок "Нафтлук" на окраине грузинской столицы, "военные" торговые ряды нахожу при помощи местного населения. Горы американского обмундирования. Цены на камуфлированные "натовские" куртки начинаются с 40 лари (чуть меньше 20 долларов), черные армейские ботинки идут по 80 лари, желтые американские ботинки для войны в пустыне – от 100.

Из командировок на войну местные военные возвращаются настоящими патриотами США. Мечта грузинского капрала: скопить в Ираке долларов, затем продать на базаре все выданное обмундирование, и – на гражданку, затеять какой-нибудь бизнес.

Порой, любовь к Америке принимает неоднозначные формы. Переподготовка за океаном 40 грузинских военных пилотов закончилась потерей 10 процентов личного состава: четверо грузинских соколов решили остаться в Америке навсегда. В довершение всех напастей дезертировала самая известная женщина-офицер грузинской армии Ия Капанадзе, которую президент Михаил Саакашвили публично назвал образцом для подражания. Старшего лейтенанта Капанадзе направили в Техас изучать английский язык, а она, беспечно махнув рукой на карьеру грузинского артиллериста, устроилась официанткой в кафе. Причина проста: старшему лейтенанту грузинской армии платят 170 лари в месяц, то есть 95 долларов…

Кстати, о трудовых мигрантах. Российские власти организуют показательные депортации грузинских нелегалов на историческую родину. Выслано уже три или четыре сотни человек. Грузинская диаспора в России – миллионы людей. Часть из которых с немалым удовольствием сменит Москву на американские города.

Если, конечно, Америка готова их принять.

Ностальгия по империи

Эпитеты, которыми публично обмениваются российские и грузинские политики балансируют на грани ненормативной лексики. Недавно государственный министр Грузии по вопросам евро-атлантической интеграции Георгий Барамидзе на пресс-конференции в Брюсселе сравнил Россию с нацистской Германией. Россияне не остались в долгу, обвинив оппонентов в психической неадекватности.

Проблему усугубляет примитивизм оценок.

На весьма уважаемом Интернет-ресурсе натолкнулся на показательное интервью. Брюс Джексон, основатель и президент исследовательской организации Проект Переходных Демократий, профессиональный военный разведчик, комментирует стратегические последствия кризиса между Россией и Грузией. Вопрос: "Есть ли в этом конфликте некие скрытые пружины, которые не заметны неспециалистам?".

Ответ: "Российские политики не могут смириться с отделением Грузии, они не могут признать за маленькой страной, где многие привыкли проводить отпуск, права на независимость".

Интервью я читал в Грузии, и уверяю, знакомые грузины от души покатывались над глубиной умозаключений. Просто гениальная простота. Вообще-то, российская элита довольно давно изменила привычкам советских времен, и отвыкла проводить отпуск на Кавказе предпочитая горнолыжные курорты Франции и Австрии. Простые россияне пристрастились проводить отпуск на пляжах Египта, Турции, Туниса, Эмиратов и Таиланда. Сейчас интенсивно осваиваем индийские морские курорты. В Грузию нас калачом не заманишь. После Красного моря окунуться в Черное – это все равно, что с "Хонды" пересесть на "Волгу".

Ностальгия по прежним временам, по СССР, наблюдается как раз не в метрополии, а на окраинах бывшей империи.

При этом простые люди там толерантнее политиков. В Тбилиси абсолютное большинство горожан, к которым я обращался за помощью, по-прежнему весьма доброжелательны и отзывчивы. Охотно отвечают на русском. В полной мере сказанное относится и к полиции.

А обращаться приходится часто. Все надписи и указатели в Тбилиси только на грузинском. Магазины, улицы, переулки, остановки и даже схема метро – все без перевода на английский и русский. Ну, с русским, пожалуй, все ясно: от него отказались в период интенсивной суверенизации. Странно только, что английский кому-то здесь не угодил.

Ну а барометр Кавказа, как и всего Востока – базар.

Местные цены слегка шокируют. На центральном рынке Тбилиси виноград стоит от 1 до 2 лари (от 60 центов до 1,2 доллара) за килограмм, примерно в такую же цену яблоки, чуть дороже помидоры. Отдельный разговор – продажа вина по-тбилисски. Литр молодого белого – все те же 2 лари. Дегустация – бесплатно, хотя у нас, пожалуй, этот процесс назвали бы иначе: как минимум – застольем. Главное, не увлекаться беседой с виночерпием "за жизнь". Жизнь в Грузии тяжела, поэтому дегустировать надо долго и до дна. Продавец вина сам не местный, из деревни, за 80 лари снимает в Тбилиси квартиру, и за место на рынке платит 600 лари в месяц. Сводить концы с концами трудно, а раз так, то "Давай выпьем за Советский Союз, когда все были братьями!". В радиусе двух палаток все одобрительно улыбаются.

Налицо интенсивная терапия больных грузино-российских отношений доступными простому народу средствами. "Ты откуда?" – "Из Москвы" – "Скажи у себя в Москве, чтобы не боялись ехать к нам в Грузию! Мы, простые люди, нам нет дела до политики".

Замечу, что хотя в Грузии относительно дешевы овощи, фрукты и вино, но очень дорогие энергоносители. И, соответственно, высокие коммунальные расходы. Счета за скромную двухкомнатную квартиру в Тбилиси зимой достигают 150 лари. Причем, такая коммуналка достигается в режиме жесткой экономии: популярные здесь газовые печи все зажигают только тогда, когда в доме становится по-настоящему холодно. Цены на бензин приближаются к московским (литр грузинского "супер" вообще достиг доллара), но заработки отнюдь не российские.

– Чтобы сводить концы с концами в Тбилиси, надо зарабатывать не меньше 500 лари, – утверждает один из грузинов, работающий на нашей военной базе и потому попросивший сохранить анонимность. – Рабочих мест в городе очень мало, в основном, люди устраиваются торговать на рынок, реже – на стройки. Если повезет, и есть машина, можно пойти в такси. Но строят мало, а таксистов и торговцев уже больше, чем клиентов и покупателей. Нашей грузинской пенсии в 45 лари не хватит даже на хлеб.

Дай миллиардик

– Подорожание газа в этом году обошлось нам где-то в 1 процент ВВП, а прекращение сообщений – еще в 1 процент, – считает государственный министр по координации экономических реформ Грузии Каха Бендукидзе. – Таким образом, российские санкции против Грузии не дали ощутимого эффекта.

Господин Бендукидзе еще недавно был российским олигархом, и к его экономическим комментариям в обоих странах многие прислушиваются. По оценке грузинского госминистра, все не так уж и трагично.

– В Европе два крупнейших импортных рынка вина – это английский и немецкий, – говорит Бендукидзе. – Вместе взятое это около $10 млрд. У нас задача – продать на этом рынке вина на $100 млн., то есть занять всего 1 процент. Это не является задачей фантастической.

Остается еще проблема энергоносителей. В настоящее время в Грузию из России ежегодно поставляется от 1,2 до 1,5 млрд. кубометров газа. До недавнего времени цена российского газа составляет 110 долларов за тысячу кубометров, однако с января 2007 года стоимость увеличится до 230 долларов.

Президент Михаил Саакашвили, выступая недавно в Страсбурге, заявил, что не будет платить 230 долларов, потому что "эта цена не является рыночной – некоторые из наших соседей платят 65 долларов, а некоторые – 110 долларов". При этом президент отметил: "Это совершенно не трагично для нас, и я думаю, мы можем найти способ, чтобы обойти эту политическую цену".

Итак, попытаемся перевести грузино-российский шпионский скандал на сухой язык фактов. Потери России сводятся к военным и политическим издержкам. До конца года будет осуществлен досрочный вывод Тбилисского гарнизона. Это 387 военнослужащих и 484 гражданских лица, 300 из которых граждане Грузии. Грузины, разумеется, никуда не уедут, а всего лишь потеряют работу и российскую зарплату. Скверно, но не смертельно.

Российские политические издержки, в основном, сводятся к граду обвинений в имперских амбициях. Россия – большая, Грузия – маленькая. А маленьких, как известно, нехорошо обижать.

Непонятно другое: практически все комментаторы российско-грузинского кризиса постоянно используют слово "империя" в отношении России, а потом театрально изумляются: а почему это Россия демонстрирует имперские замашки? Читай: ведет себя в Грузии подобно слону в посудной лавке. Но разве история знает примеры какого-то иного поведения какой-либо империи? Тактичного, деликатного, скромного? Смешно…

Теперь – о грузинских потерях. Грузия лишилась практически всех видов прямого сообщения с Россией, потеряла рынок минеральной воды и вина, и рискует недополучить сотни миллионов долларов переводов от российской диаспоры и гастарбайтеров. Эти потери грузинская экономика, если Саакашвили и Бендукидзе говорят правду, в состоянии вынести. Впрочем, даже если оба блефуют, то и это не фатально. В Грузии рассчитывают на экономическую помощь со стороны Европы и Америки.

– Ну, не сможем мы этой зимой самостоятельно покупать газ, – доверительно поделился со мной своим видением проблемы один известный грузинский режиссер. – Что за трагедия! Неужели Запад нам не подбросит, скажем, миллиард долларов? Для них это что – большие деньги?!

Вообще-то, соседей у России много, и на всех спонсорских миллиардов может не хватить. Но Грузию определенно в беде этой зимой не бросят.

И представьте себе, далеко не всех в России это огорчает.