Из досье "Русской Америки"
Хвостов, Михаил. Родился 27 июня 1949 в Витебской области. Закончил Минский государственный институт иностранных языков по специальности "романские языки" и Белорусский госуниверситет по специальности международное право. С 1982 года – на дипломатической работе в Министерстве иностранных дел Беларуси. 1991-первый секретарь постоянной миссии Беларуси в ООН. 1992-1993 – первый секретарь посольства Беларуси в США. 1994-1997 – заместитель министра иностранных дел Беларуси. 1997-2000 – посол Беларуси в Канаде. 2000-2003 – заместитель премьер-министра Беларуси, министр иностранных дел. 2003 – настоящее время – посол Беларуси в США.
– Когда не стало Советского Союза, у Беларуси возникла необходимость устанавливать себя на международной арене. Михаил Михайлович, вы помните как проходило это становление?
– После распада СССР, стало возможным понять, что такое многосторонняя дипломатия. До этого велась лишь двухсторонняя дипломатия. Период, который последовал распаду Советского Союза, когда страны СНГ получили независимость, был довольно бурный для Беларуси. Открывались многочисленные загранучреждения, посольства, генеральные консульства. Мы расширяли свои представительства при международных организациях, подключились активно к установлению дипломатических отношений. С 1990 по 1994 годы шло установление чисто политического протокола. Министерство иностранных дел в меньшей степени занималось экономикой и международной торговлей. Начиная с 1994 года, мы стали больше развивать двухстороннюю торговлю, привлекать связи и контакты с деловыми людьми. Это принесло желаемые и ожидаемые результаты.
Существовала необходимость увеличить продажи нашего конечного продукта зарубеж, и мы почувствовали, что кроме наших загранучреждений, нам вряд ли кто-нибудь даст объективную информацию. В странах, где мы присутствуем, дела по развитию двухсторонних контактов и бизнеса идут гораздо лучше.
– Михаил Михайлович, какое у вас образование?
– Я в свое время закончил переводческий факультет Минского государственного института иностранных языков. Специализировался на французской литературе и языке. В последствии, когда я работал с юридическом комитетом Генеральной Ассамблеи ООН, где английский язык был очень важным, мне пришлось всерьез заняться английским. Далее я закончил юридический факультет нашего Белорусского государственного университета. В общем-то, эти два образования позволили мне достаточно уверенно себя чувствовать и двигаться вперед. Я начал свою работу как замначальник консульского отдела в Министерстве иностранных дел. С 1997 по 2000 год был послом в Канаде, и с 2003 года – в Соединенных Штатах Америки.
– И это любимая работа?
Конечно. Работа интересная, она действительно мне очень нравится. Во-первых, опыт у меня порядочный. Мне многое известно, я много знаю. Знаю, как действовать, как вести дела.
– Интересно, как выглядит распорядок рабочего дня посла?
– Обычно утро я начинаю с просмотров материалов из Беларуси. На это уходит примерно минут сорок. Информация достаточно структурированная, из Министерства иностранных дел. Потом, чтобы углубить какие-то сведения, смотрю на Интернете нужные сайты. Далее, обязательно просматриваю "Вашингтон Пост". Это закон. Также изучаю пару-тройку сайтов, к которым я всегда обращаюсь: госдепартамент, Конгресс США, Белый дом. Дальше, как правило, у меня есть какие-то звонки или встречи - чаще всего в Конгрессе или в государственном департаменте. После этого – совещание с сотрудниками посольства. Дальше идут какие-то текущие дела.
– А как насчет дипломатических приемов?
– Жизнь сегодня немножко другая, и мы стали более прагматичны в этом вопросе... Безусловно, стараемся посещать те мероприятия, которые проводит здесь дипломатический корпус. Это очень важно, чтобы понять, как живут другие регионы мира, у которых есть посланники в Вашингтоне.
Нам также очень важно понять, как развиваются регионы США, посмотреть на жизнь штатов. Единственная проблема заключается в том, что некоторые штаты не ведут сейчас торгово-экономических отношений с Беларусью.
– Какие из штатов активно работают с Республикой Беларусь?
– Я бы назвал такие регионы, как Калифорния, Нью-Йорк, Нью-Джерси, Вермонт. Также есть много других регионов. В основном это штаты, которые имеют сельскохозяйственную промышленность, требующую наши трактора и удобрения, либо те штаты, которые используют нашу готовую продукцию.
– На каком месте сейчас США в списке торговых партнеров Беларуси?
– По количеству совместных предприятий белорусско-американских и собственно американских у нас в Беларуси, Соединенные Штаты занимают сейчас второе место после России. Это очень приятно осознавать. Мелкий бизнес в сотрудничестве заинтересован.
– А Беларусь у Соединенных Штатов в каком ряду стоит?
– Я не думаю, что мы занимаем какие-то лидирующие позиции в списке экономических партнеров Америки, но ряд наших товаров очень даже востребован здесь. Мы вторые после самих США поставщики на местный рынок стекловолокна. У нас есть уникальное предприятие, выпускающее стекловолокно. Оно очень активно на международном рынке. Мы также увеличили поставки текстиля. Вы сегодня можете легко найти изделия, сделанные в Беларуси в американских магазинах.
– Один мой знакомый генерал, кстати, из Беларуси родом, во время командировки в Штаты искал своей жене в подарок курточку. Наконец нашел – самую замечательную. Расплатился и прочитал: "Сделано в республике Беларусь".
– Ну вот видите… Калийные удобрения – также очень интересный сектор. Далее идет древесина. Мы поставляем в США продукцию нефтехимического комплекса. Она достаточно высоко ценится. Есть и другие категории экспортных товаров. Пусть еще объем торговли не так велик, но мы уже понимаем, на какую продукцию есть спрос. Разовые сделки нам не нужны. Задача не в том, чтобы что-то продать, а в том, чтобы устойчиво занять нишу на американском рынке.
– Если брать белорусские брэнды, то американцы сейчас уже хорошо знают, что такое "БелКапСтил", "Белорусский трактор"… Как можно продолжить этот ряд?
– Я считаю, что смело в этот ряд можно поставить такую компанию, как "Беларусь калий". Это самое крупное наше предприятие, которое поставляет на внешний рынок калийные удобрения.
– Сегодня все больше малых и средних бизнесов в обеих странах понимают, насколько взаимовыгодным может оказаться совместное сотрудничество. Насколько интересен этот процесс для правительства Беларуси?
– Вообще, это связано с нашим пониманием того, что мелкий и средний бизнес дает самые большие поступления в государственную казну. Эта тенденция справедлива в любой стране: и в Беларуси, и в Германии, и в Соединенных Штатах. Налоговые отчисления формируются в большей степени за счет налогообложения мелкого и среднего бизнеса. Малое предпринимательство необходимо развить. Правительство Беларуси прекрасно понимает это. У нас существует недавно утвержденная программа фонда для укрепления малого и среднего бизнеса, что очень важно. Государство стимулирует предпринимателей.
– Михаил Михайлович, пиком вашей политической карьеры был пост министра иностранных дел Беларуси. Ваше назначение на должность посла было прокомментировано многими СМИ мира как попытку Александра Лукашенко укрепить и улучшить белорусско-американские отношения ценой жертвы ключевой фигуры…
– До назначения послом в США я являлся заместителем премьер-министра и министром иностранных дел. Для такой страны, как Беларусь, посол в Соединенных Штатах – это очень важный человек. Как политические, так и торгово-экономические отношения с этой страной очень важны для нас. Задача моя, как посла эти связи укрепить. Сделать это достаточно сложно в силу разных причин. Сложились обстоятельства, что правительство Соединенных Штатов уделяло меньше внимания Беларуси, чем Украине или России. Это началось буквально сразу после распада Советского Союза. США было необходимо понять, что произойдет с Россией и Украиной, странами, обладающими огромными территориями, экономиками, многомиллионным населением. Беларусь – сравнительно маленькое государство с 10-миллионным населением. Страна всегда была спокойной, без каких-либо серьезных проблем. В 1992 – 1996 годах, мы осуществили полный вывод ядерного оружия с нашей территории. Беларусь не представляла проблем для региона, в то время как непредсказуемость развития других стран захватывала внимание Америки. Мы остались в стороне от большой внешней политики США. Я считаю, что это неправильно. Не совсем правильный подход был применен тогда по отношению к Белоруссии.
– А сейчас?
– Сейчас присутствует по-прежнему непонимание того, чего мы хотим. Мы хотим устойчивого развития, стабильности, и мы не хотим революции. Достаточно того, что мы пережили с октября 1917 года. Есть яркие эпизоды нашей той жизни, которые достойны того, чтобы их помнить. Однако социальные потрясения всегда пагубно влияют на жизнь населения. Эволюционный путь очень важен для нашей страны. Именно в этом плане мы и ведем сегодня нашу внешнюю политику.
Я не вижу, как можно сегодня обеспечить безопасность Европы без участия Беларуси, которая является транзитной страной на пути к востоку. Все транспортные пути, нефтяные, газовые трубопроводы, линии электропередач пролегают через Беларусь. Любому должно быть ясно, что сотрудничество гораздо лучше, чем подход, направленный на изоляцию.
На данный момент, мы хотим стабильности, мы хотим нормальных отношений, и мы предлагаем сотрудничество США. Предлагаем, но не выпрашиваем. Вы хотите с нами сотрудничать? Пожалуйста! Не хотите? Вам нужно время, чтобы подумать?.. Думайте!
– Михаил Михайлович, вы являетесь послом уже более трех лет. Какое ваше самое большое достижение на этом посту?
– Самое главное достижение посольства – это укрепление экономических связей между нашими странами настолько, что сейчас уже создана база для дальнейшего развития. Мы очень просто позиционируем себя во внешнем мире. У нас нет геополитических задач. Наш интерес – продать продукт, который мы производим. Мы не богаты нефтью. У нас нет газа. У нас есть калийные удобрения и готовая продукция, которая должна быть продана, для того, чтобы население получило зарплату.
– Михаил Михайлович, когда политические отношения между США и Беларусью наладятся и войдут в позитивный режим? Ваш прогноз?
– Я, безусловно, в это верю и считаю, что это обязательно произойдет. Однако все зависит от того, как на это посмотрит правительство Соединенных Штатов… Я считаю, что администрация сейчас сама себя вводит в заблуждение по отношению к Беларуси. Информация неправильно оценивается, информация неправильно поставляется. Задача посольства заключается в способствовании распространению той информации, которая сейчас отражает действительность жизни в Беларуси – и политической, и социально, и экономической. Если брать информацию по внешней торговле Мирового банка и Валютного фонда, то ситуация у нас гораздо лучше, чем у многих стран СНГ, с которыми администрация США сотрудничает. Она лучше, чем у многих восточноевропейских стран.
Есть политика, которая проводится нынешним правительством США, и реальная жизнь, которая говорит о другом. Эту реальную жизнь уже невозможно замалчивать. Мы готовы к сотрудничеству и просто ждем, когда администрация США оценит Беларусь не как противника, а как партнера.
');