по-мнению литературоведа Александра Тимофеева такая ситуация вряд-ли скоро изменится
Служба новостей "Русской Америки" | Опубликовано 02/1/2006 | Служба информации
Наш собеседник – литературовед и историк из Санкт-Петербурга Александр Тимофеев. По приглашению университета Оклахомы и Oklahoma Humanity Council он гостит сейчас в штате Оклахома, где выступает с лекциями о российской литературе и политике в университетах и библиотеках. Александр Тимофеев – старший научный сотрудник Всероссийского музей имени Пушкина, автор нескольких литературоведческих книг и исследований. Его кандидатская диссертация была посвящена исследованию творчества яркого представителя «серебряного века» Михаила Кузьмина.
- Александр, в Америке вы не в первый раз: вы здесь выступали в 1998 году, здесь издавались ваши книги. Прошло достаточно много времени после той поездки. Чем Америка образца 2006 года отличается от Америки образца 1998-го?.. Какие изменения бросились в глаза?
- В первый раз мне бросилось в глаза удивительная свобода в общении и в передвижении, что резко контрастировало с тем, как мы жили тогда в России. На мой взгляд, это почти не изменилось. Возникло много проблем, связанных с въездом в США. В частности, резко увеличилось количество анкет и вопросов в них. Понятно, что это было практически неизбежно после трагедии 11 сентября, это вызвало определенные сожаления. Никаких существенных изменений внутри страны я не обнаружил. На мой взгляд, здесь дышится также легко и вольготно, как и раньше. Конечно, я достаточно знаю о внутренних политических проблемах, которые связывались с изменениями в законодательство после трагедии башень-близнецов.
- Для встреч с американской публикой вы выбрали такие книги как «Крестный отец Кремля» Пола Хлебникова, «Поколение зимы» Василия Аксенова и Inside Putin’s Russia Эндрю Джека. Что предопределило ваш выбор?
- Во-первых, я должен подчеркнуть, что эта идея не только моя, но и моего американского коллеги из Oklahoma State University, с которым мы знакомы и работаем уже очень давно. Идея этого проекта в том, чтобы представить слушателям из штата Оклахома подлинную картину жизни в России в 80-90 годы и в наши дни. Книги подобраны таким образом, чтобы можно было коснуться не только проблем литературной истории, но и оглянуться в драматические страницы первой половины 20 века – речь идет о книге Василия Аксенова. Исследование убитого в Москве Пола Хлебникова представляет собой анализ жизни в России в 90-годы, на мой взгляд, это выдающийся портрет грабительского, гангстерского, кумовского капитализма, системы, которая сформировалась у всех у нас на глазах в течении десятилетия. Ну, а что касается книги Эндрю Джека, он начинает ее с встречи с Путиным, которая произошла вскоре после того, как он стал президентом и далее очень интересный анализ происходившего в стране. Этот материал может быть дополнен нашими собственными впечатлениями о том, что сегодня происходит в России. Поэтому эти книги представляют собой как бы единый цикл.
- Александр, я была на ваших лекциях, и мне понравилось, что вы не зацикливаетесь на литературоведческих аспектах, а берете глубже, и разговариваете о реалиях сегодняшней России, ее проблемах… В чем вам лично видится самая большая проблема сегодняшней России?
- В том, что Россия упорно не хочет становиться свободным информационным обществом и пространством. По-прежнему существует масса проблем и неудобств, связанных с поиском необходимой и нужной информации. Не так много людей, которые могут пользоваться Интернетом через кабельную связь, недостаточно возможностей для поиска информации в библиотеках. Все чаще библиотеки требуют всевозможные обращения, бумаги, письма… Для меня это не составляет больших проблем, но это представляет проблемы для людей, которые, допустим, сейчас находятся без работы, но хотят серьезно исследовать какую-то тему…Наши библиотеки уже давно не получают обязательного экземпляра книг, которые выходят в стране. Это снижает возможности развития страны.
Вторая проблема – финансирование работников бюджетной сферы. Не случайно в последнее время говорится о геноциде против врачей, учителей, академических и музейных работников… Все люди, работающие в этих сферах получают абсолютно ничтожные зарплаты от государства. Только в случае, если человеку удается либо завязать контакты со своими зарубежными коллегами, либо предложить какой-то проект или исследование, которое может быть поддержано через какой-то фонд, он может работать в какой-то степени спокойно. Мы привыкли к тому, что уборщица в метро или в крупном магазине получает в два-три раза больше денег, чем научный сотрудник или врач в госполиклинике. На мой взгляд, это удар прямо в сердце страны. Делается это последовательно, преднамеренно, и будет продолжаться еще достаточно долго. Хотя наши масс-медиа утверждают, что состояние скоро изменится, честно говоря, есть большие сомнения…
- Александр, какие вопросы задают американские слушатели после ваших лекций?
- Их волнует действительное положение дел в России. Особенно тех, кто волей судеб был когда-то в нашей стране или имеет там друзей и знакомых. Несколько раз спрашивали, как россияне относятся к США и американцам. Видимо, это, действительно волнует. Я обычно говорю о том, насколько приветливыми могут быть простые люди, с которыми американцам довелось бы встретиться в России, особенно молодежь и студенты, но честно признаю, что многие в России не понимают иракской войны и ее причин. Наше телевидение дает только статистическую информацию о количестве жертв в Ираке и никакой аналитики.
- Спасибо за интервью. Плодотворной вам работы и интересных встреч в Оклахоме!