The Russian America - http://therussianamerica.com/web_NEWS
Усиление сепаратизма в США

?????
 
By ?????
 
Published on 02/1/2008
 

72 процента американских индейцев не владеют родным языком

"Индеец" или "коренной американец"?

Важнейшим фундаментальным основанием США является принцип равноправия. Это означает, как утверждает журналист-политолог Г. Чаплин что "равенство в этой стране должно быть полным и всеобъемлющим во всем: правах, обязанностях и возможностях перед Богом, государством и людьми, равенство всех, независимо от цвета кожи, национальности, пола, разреза глаз". Однако соблюдение этого основополагающего принципа встречает множество трудностей, требующих определенных усилий для их преодоления. Так, из американского английского языка было вычеркнуто и стало восприниматься как страшное ругательство слово "негр". Сначала оно было заменено на "чернокожий", а позднее на "афро-амерканец".

Слово "индеец", хотя ругательством не стало, но было заменено на "коренной американец". В промежутке между ними предлагалось нелепое и потому неприжившееся "амереиндеец". Но если назвать коренного американца "краснокожим", то он воспримет это как проявление расизма.

Термин "краснокожий" появился среди британских колонистов, осевших в Новой Англии. С ними соседствовало индейское племя беофакс, воины которого раскрашивали свои тела охрой. Впоследствии это слово действительно приобрело расовый оттенок, отделяющий их от белых европейцев, черных африканцев и желтых азиатов.

Перепись населения, проведенная в 2000 году, позволила установить, что число чистокровных индейцев составляло около 1,8 млн. человек, а число индейцев, у которых один или более из ближайших предков относятся к этой этнической группе, достигло 2,9 млн. человек.

Индейцы, в большинстве своем, утратили родные языки: 72% американских индейцев не владеют никаким языком, кроме английского, а 18% одинаково хорошо говорят, как по-английски, так и на языке своего племени. Наиболее существенных результатов в сохранении своего родного языка добились индейцы из племен навахо и пуэбло, живущие в южной части США, на границе с Мексикой.

Социальные льготы

Нельзя игнорировать кровавые страницы американской истории, период истребления индейских племен в годы освоения Нового Света и создания США. Учитывая, что треть населения индейцев в возрасте моложе 18 лет, а среднестатистический индеец не старше 29 лет федеральное правительство предоставило им значительные льготы при поступлении в университеты, а обучение для них - бесплатное.

Поскольку индейцы были в свое время вытеснены в неплодородные места, не имеющие полезных ископаемых, то они не могут заниматься традиционными для них промыслом. Стремясь компенсировать эти негативные ограничения, федеральное правительство еще в 1997 году разрешило индейским резервациям заниматься игорным бизнесом. И это при том, что в большинстве штатов игорные дома были запрещены! Потому индейские казино стали своеобразными островками азарта, привлекающими большое количество посетителей и средств из многих регионов страны.

По данным National Indian Gaming Association, игорные заведения действуют из 563 резерваций в 227. В 2006 году индейцы заработали на любителях азартных игр 25,7 млрд. долларов. Более того, игорный бизнес создал 670 тыс. рабочих мест. А власти резерваций ежегодно 20% доходов от казино направляют на поддержку образовательных программ, 19% на экономическое развитие, по 17% на финансирование правоохранительных органов и здравоохранение. При этом нельзя не отметить вклад индейцев в современное развитие общества. По данным журнала National Geographic, коренные американцы первыми изобрели и начали использовать многие предметы, без которых трудно представить нынешний этап развития общества. В их активе выращивание картофеля, табака, перца, шоколада, ванили, арахиса, кукурузы, применение каучука, идея заморозки продуктов, камуфляжная одежда, шприцы, игра в мяч. Спецподразделения рейнджеров возникли в американской армии в 1756 году на основе опыта, приобретенного его воинами в ходе боев с индейцами. Это были отряды легкой пехоты, которые применяли индейскую тактику засад и внезапных нападений. Индейцы-шифровальщики появились в армии США еще в годы первой мировой войны, а в 1942-1945 годы вооруженные силы, действовавшие на Тихом океане, использовали в качестве шифровальщиков индейцев племени навахо. Их сообщения не могли расшифровать японские криптологи. Ветеран первой мировой войны Филип Джонстон, один из немногих белых свободно владевших языком племени навахо, доказал, как сложно расшифровать сообщения на этом языке: индеец из племени навахо мог перевести сообщения состоявшее из трех предложений за 20 секунд, а шифровальные машины справлялись с этой задачей за 20 минут. Многие слова из языка индейцев перекочевали первоначально в английский, а затем в другие европейские языки. Среди них, например, каноэ, лакросс, мокасин и целый ряд других слов. И еще: 38 из 50 штатов имеют индейские названия. Все это показывает, что к вопросам деятельности коренных американцев нельзя подходить легковесно, их следует рассматривать достаточно серьезно и основательно.

Национальное самосознание

Социальная политика федерального правительства в отношении коренных американцев, предоставление им прав и свобод которых не имели другие слои населения, способствовало росту их национального сознания, полагавших, что их правовое положение недостаточно защищено правительством. Так, в 1992 году семь индейцев обратились в управление по патентным и торговым маркам США. Они требовали запретить использование слова "краснокожий" в названиях фирм, спортивных команд, торговых марок и т.п., поскольку, по их мнению, исключительным правом на данный термин должны обладать только сами краснокожие. В 1999 году индейцы подали иск в суд, утверждая, что название бейсбольной команды "Вашингтонские краснокожие" оскорбляет их национальные чувства. Правда, суд отклонил их иск на том основании, что истцы не представили убедительные доказательства о принадлежности оспариваемого термина исключительно в отношении к коренным жителям США. Более того, в 2005 году парламент штата Массачусетс отменил закон, действовавший 330 лет, который запрещал индейцам посещать город Бостон. Конечно, закон принят со значительным опозданием. Но все же хорошо, что такой закон принят, что здравый смысл на этот раз восторжествовал.

Рост национального самосознания опирается на положения Конституции, в которой нет статьи, лишающей отдельные штаты права выхода из состава федерации. Наиболее активно по вопросу мирного расчленения страны выступают в штате Вермонт. Там осудили войну в Ираке, не приемлют "глобализацию", указывая, что надо было позаботиться в первую очередь о своих рабочих, а не переводить бизнесы за границу, а в повышении цен на бензин видят "руку Вашингтона". Организатор групп "Вторая Вермонтская республика" Томас Нейлор, в прошлом, до выхода на пенсию профессор университета Дьюка, выступая на ее съезде, заявил: "Перспективы страны самые мрачные, сепаратистское движение набирает силу примерно в трех дюжинах штатов". В соседнем с Вермонтом широкую деятельность развернуло движение под лозунгом "Свободу Мэну!", а рядом все настойчивее раздается требование о создании "Нью-Гэмпширской республики". А глава Лиги сепаратистов из города Киллен штата Алабама М. Хилл, заявляя о солидарности с сепаратистами штата Вермонт, утверждал, "независимый Юг, Гавайи, Аляска, Вермонт смогут лучше служить интересам людей разных рас и этнического происхождения".

В последнее время сепаратистское движение значительно расширилось. Даже в Калифорнии в самом населенном штате и третьем по площади, сепаратисты утверждают, что если бы он отделился и не должен был выплачивать баснословные налоги в федеральный бюджет, то заняла бы по уровню богатства шестое место в мире. А глава сепаратистов Южно-Калифорнийского региона К. Эллис выразил недоумение, для чего Калифорнии нужно было выходить из состава Великобритании, если у нее есть все необходимое для независимого существования. В конце концов, заявил он, мы говорим по-английски, практически одинаково смотрим на мир и схоже вели себя в прошлом.

Еще более глубоки корни сепаратизма проявляются в штате Техас, втором по площади и населению. Это единственный штат, которому не надо доказывать свое право на самоопределение: после войны с Мексикой он выделился в самостоятельное государство - Республика Техас - и сохранял суверенитет с 1836 по 1845 год. Техасцы платят только один налог с продажи, при этом они не платят никаких федеральных, штатных, городских или подоходных поборов. Благодаря этому бюджет штата в 27 млрд. долларов позволяет 11-миллионному населению решать свои проблемы самостоятельно. В этом штате наряду с официальным правительством создано еще одно, которое называют теневым. Его возглавляет Ден Миллер, а размещено оно в одном из городов штата Овертоне. Основное свое внимание оно сосредотачивает на проблемах нефти и возможной национализации недр.

При этом нельзя не обратить внимания на то, что история США сохранила целый ряд проблем, требующих ревизии прошлого, уточнения некоторых территориальных притязаний. Так, например, американо-мексиканская война 1846-1848 годов завершилась аннексией обширных территорий Верхней Калифорнии и Новой Мексики, на которых возникли такие штаты, как Калифорния, Нью-Мексико, Аризона, Невада и Юта.

Усилилось недовольство своим положением населения Аляски. Вашингтон долгое время не признавал эту территорию как составную часть США и лишь в 1959 году он получил статус штата. Но и после этого его жители не почувствовали себя равными среди равных. Так, до 1980-х годов там не было даже телевидения. И вполне закономерно, что созданная там независимая партия Аляски присоединилась к сепаратистскому движению.

В последнее время сепаратисты во многих других регионах США пытаются поднять голову и заявить федеральному правительству о своем желании стать независимыми. Так, в Стайтен-Айленде неоднократно предпринимались попытки выйти из состава города Нью-Йорка, а столица мира грозится покинуть обделяющий ее в финансовом отношении имперский штат. Вольницы ищет северо-восточная Филадельфия, а несколько районов Вермонта, включая Киллингтон, добиваются присоединения к Нью-Гэмпширу. Верхний полуостров Мичиган требует статуса 51-го штата, а Миннесота и Висконсин хотят объединиться в Республику северной звезды.

Все это убедительно показывает, какие сложные и непростые процессы проходят в США и было бы серьезной ошибкой со стороны Белого дома проявлять недооценку их, игнорирование негативных последствий разрушительной силы движений сепаратистов.

Съезды сепаратистов

В последние месяцы 2007 года движение сепаратистов поднялось на новый организационный уровень. В октябре в городе Чаттануга состоялся второй съезд сепаратистов Северной Америки. Хотя встретились представители, состоящие на различных политических платформах - от радикально правых до ультралевых, они нашли общий язык. Полное согласие было там достигнуто в самом главном: от федерального правительства и его правления надо избавляться.

В декабре 2007 года представители североамериканского индейского племени лакота объявили о расторжении договоров, заключенных в свое время руководителями племени с Федеральным правительством и о создании собственного независимого государства. Индейцы назвали эти договоры "никчемными словами на никчемной бумаге". По их мнению, США неоднократно нарушали эти договоры, "чтобы украсть нашу культуру, нашу землю, возможность сохранить наш образ жизни." В своем заявлении индейцы из племени лакота привели печальную статистику смертности, заболеваний, низкого уровня жизни населения. Речь шла о живущих на части территории штатов Северная и Южная Дакота, Небраска и Монтана. Имевшее место в Феврале 1973 года выступление индейцев отразило многолетние их требования. Они добивались объективной ревизии всех заключенных с правительством договоров, создания независимой комиссии для расследования действий МВД и Бюро по делам индейцев, смещения со своих должностей членов племенного Совета и изменения законодательства о правах и обязанностях коренных жителей Америки.

Конечно, силы были неравны и неудивительно, что индейцы потерпели военное поражение. Но, как справедливо отмечает журналист В. Поздняк, они одержали победу политически, публично заявив о своих претензиях на государственную самостоятельность. Справедливость их требований поддержал Союз ирокезов, конфедерация, известная в мировом сообществе еще с 18-го века. И уже никак не может соответствовать действительности утверждения американского федерального правительства, рассматривавшего выступления индейцев как бунт уголовных преступников.

Какие извлечь уроки?

Безусловно, движение индейцев - это закономерный результат тех исторических процессов, которые происходили и происходят на американской земле. Их не следует драматизировать, равно как упрощать и оценивать легковесно. Признаюсь, что меня крайне удивило, что в статье одного весьма уважаемого журналиста один из разделов был назван "Всерьез о смешном". Мне, откровенно говоря, не удалось ничего смешного увидеть в этой проблеме. Неужели распад огромной советской империи не убедил политологов в том, какие действуют внутри многонациональных государств мощные центробежные силы? Не могу не согласиться с известным журналистом-политологом Э. Париянцем, который на примере бывшего СССР, показал какие негативные последствия вызывают подобные бракоразводные процессы. Он в одной из своих статей отмечал, что после распада СССР среди бывших советских республик возникли "взаимные исторические упреки, дележ имущества, территориальные споры, появились "горячие точки". Почему же эти события не явились поводом для внимательного и обстоятельного изучения со стороны американских ученых, научно-исследовательских центров? Или в Америке полагают, что то, что имело место в бывшем Советском Союзе не имеет универсального характера? С таким подходом трудно согласиться. Ведь лучше предупредить нежелательную ситуацию, чем потом сожалеть, что чего-то не учли, недооценили. Уверен, что огромный научный потенциал, которым обладает американское общество, позволяет найти компромиссное решение этой проблемы. Оно могло бы даже служить образцом для решения подобных вопросов на других континентах, в странах, в регионах, где еще остаются нерешенные вопросы, где до сих пор имеются не признанные международным сообществом государства. Совершенно очевидно, что их нельзя решать силой, они могут решаться только на основе доброй воли и достигнутого согласия всех участников переговорного процесса.