«Оппенгеймер» стал лидером по номинациям
«Оскар-2024».
В Лос-Анжелесе объявлены номинации на премию Американской киноакадемии «Оскар». Как и ожидалось, наибольший урожай номинаций получил байопик об «отце атомной бомбы» «Оппенгеймер» (Oppenheimer). Трехчасовое кинополотно режиссера Кристофера Нолана претендует на награды в 13 категориях, включая главную «лучший фильм».
На втором месте – сюрреалистическая фантазия Йоргоса Лантимоса «Бедные-несчастные» (Poor Things) c 11 номинациями, что неожиданно много для эстетского артхаусного опуса. 10 номинаций у добротного и мрачноватого исторического эпика Мартина Скорсезе «Убийцы цветочной луны» (Killers of the Flower Moon). Нравоучительная гендерная комедия «Барби» (Barbie) Греты Гервиг будет соревноваться в 8 категориях, а комплиментарный байопик композитора Леонарда Бернстайна «Маэстро» (Maestro) в авторском исполнении Брэдли Купера – в 7 категориях.
Кроме того, в главную категорию вошли «Оставленные» (The Holdovers), «Прошлые жизни» (Past Lives), «Зона интересов» (The Zone of Interest), «Американское чтиво» (American Fiction) и «Анатомия падения» (Anatomy of a Fall).
Обиды: реальные или надуманные?
Практически каждый год находятся создатели фильмов, полагающие что им «недодали» номинаций. Текущий год – не исключение. Волну недовольства в кинокругах и соцсетях вызвало, в частности, то, что академики прокатили Грету Гервиг в категории «лучший режиссер» и Марго Робби в категории «лучшая актриса».
Агентство Ассошиэйтед Пресс (AP) назвало ситуацию с Гервиг «одним из сильнейших шоков за последнее время». Некоторые фанаты «Барби» с недоумением комментируют номинирование Райана Гослинга за лучшую роль второго плана. Его Кен – фигура в фильме второстепенная, и номинировать Гослинга, прокатив при этом Робби, – очевидная несправедливость. Обозреватель USA Today видит в этом факте подтверждение феномена мужского доминирования, которое при всех либеральных подвижках продолжает существовать в нынешнем общественном сознании.
Райан Гослинг сделал заявление, в котором категорически указал на ключевую роль Гервиг и Робби в создании фильма «Барби». «Без них не было бы фильма, – отметил актер. – Именно они ответственны за этот фильм, вошедший в историю и приветствуемый во всем мире».
Это может прозвучать парадоксом, но грандиозный успех «Барби» в мировом прокате, где картина собрала примерно полтора миллиарда долларов, оказал ей дурную услугу. Для многих злоключения куклы, оказавшейся в реальном мире, есть легковесная попкорновая история. И они, похоже, не замечают глубокой режиссерской рефлексии, охватывающей важные аспекты гендерного неравноправия.
Как тут не вспомнить проваленный эксперимент с оскаровской категорией зрительских фаворитов, где главным критерием были бы кассовые сборы. Его пытались внедрить организаторы церемонии, но академики его забраковали. А ведь если приложить эту категорию к нынешней ситуации с «Барби», то картина могла бы претендовать не только на номинацию, но и на получение «Оскара».
Любопытно, что забракованную Киноакадемией награду за высокие кассовые сборы пытаются внедрить организаторы премии «Золотой Глобус». На недавней церемонии «Барби» получила именно этот как бы утешительный «глобус» самому успешному в коммерческом отношении фавориту года.
Возможно, на игнорирование «Барби» в двух важных категориях повлияло и то, что для многих комедия является легковесным жанром, который априори в табели о рангах уступает драме в любых ее вариантах.
Реальность и эксцентрика
Жесткая конкуренция ожидается в актерских категориях. У мужчин главным фаворитом считают ирландского актера Киллиана Мерфи, который, как говорится, на разрыв аорты воплотил сложную и противоречивую личность выдающегося американского физика Роберта Оппенгеймера. Политика, наука, карьера, личная жизнь героя сплетены воедино, благодаря мастерству режиссера и актера и виртуозному монтажу с использованием флэшбеков. Есть шансы и у Брэдли Купера в «Маэстро», добротной и временами избыточно восторженной биографии композитора и дирижера Леонарда Бернстайна.
Как считают некоторые критики, Пол Джаматти сыграл лучшую роль своей карьеры в грустной комедии Александра Пейна «Оставленные» (The Holdovers). Его герой, преподаватель древней истории в школе-интернате в Массачусетсе, преодолевает свою мизантропию в вынужденном общении с одним из своих учеников и поварихой из щкольной столовой. Эта странная троица оставлена проводить зимние каникулы в стенах школы. Кстати, исполнительница роли поварихи афроамериканка Давайн Джой Рэндольф претендует на «Оскара» в категории «лучшая женская роль второго плана».
Два других афроамериканских актера Колман Доминго в «Растине» (Rustin) о Байарде Растине, пламенном борце за права цветных, и Джеффри Райт в «Американском чтиве», (American Fiction), сатирической комедии на расовую тему также получили номинации.
В категории «лучшая актриса» фаворитами считают Эмму Стоун («Бедные-несчастные») и Лили Глэдстоун («Убийцы цветочной луны». Стоун, пожалуй, впервые демонстрирует столь отвязную, на грани фола, эксцентрику, и, похоже, сама получает удовольствие от разрушения прилипшего к ней имиджа романтической героини. Образ женщины из индейского племени, который создает Лили Глэдстоун, сама представительница одного из коренных народов Америки, насыщен трагическими обертонами.
Пятерка номинантов в категории «лучший режиссер» выглядит вполне внушительно даже в отсутствии Греты Гервиг и Александра Пейна – Джонатан Глейзер («Зона интересов»), Йоргос Лантимос («Бедные-несчастные»), Кристофер Нолан («Оппенгеймер»), Мартин Скорсезе («Убийцы цветочной луны») и Жюстин Трие («Анатомия падения»).
В категории «лучший международный фильм» фаворитами считают «Зону интересов» (Великобритания) и «Снежное братство» (Испания).
Радость и горечь
Сенсационным прорывом для кино Украины можно считать номинацию фильма Мстислава Чернова «20 дней в Мариуполе» (20 Days in Mariupol) в категории «лучший документальный фильм».
Успех с украинскими кинематографистами разделяет информационное агентство Ассошиэйтед Пресс (AP). Это первая оскаровская номинация за всю 178-летнюю историю авторитетной новостной организации. Фильм был снят в копродукции AP и программы PBS «Frontline,» в начале 2022 года, в первые три недели войны России в Украине. Украинский журналист и кинематографист Чернов приехал в Мариуполь за час до начала первой российской бомбардировки этого портового города. С ним были фотограф Евгений Малолетка и продюсер Василиса Степаненко.
То, что им удалось заснять на пленку – смерть 4-летней девочки, массовые захоронения мирных жителей, намеренный обстрел родильного дома – стали неопровержимым свидетельством варварства и жестокости российских агрессоров.
«Радость вместе с горечью, так бы я охарактеризовал наши чувства, – сказал в интервью Мстислав Чернов. – Фильм запечатлел огромную человеческую трагедию, а для украинцев страшную утрату жизней. Все, что мы можем сделать, это стремиться к тому, чтобы все это не было забыто. Каждая номинация, каждый приз, каждый факт признания фильма означает, что его увидят большее число зрителей».
«Это пронзительный, точный и страшный репортаж о начале войны, – пишет на своей страничке в Instagram кинопродюсер и режиссер Александр Роднянский, член Американской киноакадемии. – Он буквально заставляет почувствовать ужас войны людей, находящихся за тысячи километров от нее. Все происходит как будто рядом и вызывает состояние, близкое к панической атаке».
«Сейчас несколько тысяч членов Академии, лучших кинопрофессионалов мира, должны будут выбрать победителей, – пишет далее Роднянский. – Мне трудно предсказать результат, а как член Академии я связан обязательством не раскрывать свои предпочтения. Могу лишь сказать, что номинация фильма на «Оскар» – колоссальный успех для кинематографиста, успех, остающийся на всю жизнь. Уверен, что он поможет фильму выйти на мировые экраны. И стать важнейшим свидетельством того, что происходит сейчас в Украине».
96-я церемония вручения премий «Оскар» будет проходить 10 марта в Лос-Анжелесе в Долби-тиетр и транслироваться в прямом эфире по телеканалу ABC.
Олег Сулькин, «Голос Америки»