Секреты последнего фильма Гайдая: абсурдистская комедия о русских в США


Комедия, которую Трамп разрешил снимать в своем казино .


«На Дерибасовской хорошая погода, или На Брайтон-Бич опять идут дожди» – последний фильм в карьере Леонида Гайдая. В нем Гайдай выступил как режиссер и сценарист и последний раз сыграл эпизодическую роль. Фильм вышел в 1993 году – спустя полгода Гайдай умер.

Почему «На Дерибасовской хорошая погода…» так выбивается на фоне всех остальных его фильмов? Как Гайдай создавал на стыке смены эпох? Откуда столько критики?

«На Дерибасовской хорошая погода…» создавался в переходный исторический период и был показан в России уже после распада СССР. Когда на «Мосфильме» узнали о съемках в США, люди сами просились в съемочную бригаду к Гайдаю, но он взял тех, с кем уже работал. Главная роль досталась Дмитрию Харатьяну, который снимался в фильме «Частный детектив, или Операция «Кооперация».

Съемки комедии проходили в США и России. Во время августовского путча 1991 года в Москву прилетела актриса Келли Мак-Грил, которая исполнила роль суперагента ЦРУ. Сценарист Аркадий Инин вспоминал: «Ехала из аэропорта и увидела... танки. Она сначала подумала, что это какие-то масштабные съемки, но ей объяснили, что танки настоящие – был ГКЧП. Американка пришла в ужас и хотела было лететь обратно, но ее уговорили не паниковать…»

Вместо Мак-Грил могла сняться Милла Йовович. Гайдай в шутку объяснял, что для одного фильма двух Иовичей – много [отчество Гайдая – Иович]. «Буквально за час до ее проб Леонид Гайдай утвердил другую американскую актрису, и дебют Миллы состоялся уже в другом фильме», – говорил Дмитрий Харатьян.

Харатьян после событий 1991 года впервые оказался в США. В фильме он сам исполнил песню «Хелло, Америка» и удивлялся людям на Брайтон-Бич, которые грызли семечки и матерились по-русски. Часть съемок проходила в казино «Тадж-Махал», которым владел Дональд Трамп. По воспоминаниям Харатьяна, Трамп сам хотел сняться в фильме, но Гайдай отказал:

«Он позволил нашей группе снимать там целых три дня абсолютно бесплатно. Видимо, уже тогда понимал, что надо дружить с нашей страной. В качестве бонуса он попросил Гайдая дать ему эпизодическую роль в нашей ленте. На что Гайдай ответил: «У меня играют Андрей Мягков, Армен Джигарханян, а кто такой неизвестный никому Дональд Трамп?» Правда, Трамп и его команда упомянуты в титрах фильма – им вынесли благодарность за помощь в организации съемок».

Леонид Гайдай создавал комедию, но не смеялся на съемочной площадке. Об этом говорила художник по костюмам Татьяна Беляковская, которая работала с ним на двух последних фильмах: «Даже если все вокруг буквально угорали от смеха. Максимум, что он себе позволял, – легкую улыбку, такая жесткая у него была концентрация на работе».

В одном из эпизодов два полицейских выгоняют из казино сумасшедшего мужчину, который сломал игровой автомат. Эту роль исполнил сам Гайдай. Харатьян вспоминал о нем: «Кстати, он был жутко азартным человеком, обожал игровые автоматы – сколько времени и денег просаживал в «одноруком бандите»! Совершенно терял голову».

Михаил Вашуков, который сыграл роль одного из агентов КГБ, рассказывал об особенностях съемок: «Однажды во время съемочного перерыва на Старом Арбате мы достали с Бандуриным гармошку и гитару, стали играть куплеты и частушки, и люди набросали нам полный футляр от гитары денег, которые мы потом подарили уборщице. Она была в восторге».

Гайдай любил «На Дерибасовской хорошая погода…», но фильм подвергся критике: «Мы свое отхохотали»

Гайдай – один из главных режиссеров в российской истории. Фильм «На Дерибасовской хорошая погода…» выбился из классических представлений его творчества, стал последним в карьере и встретил полярные отзывы: одна часть восприняла его как социальный заказ и творческую неудачу Гайдая, другая – как качественную сатиру на время.

Таким был критический отзыв из «Московского комсомольца» в 90-х: «Приходится признать, что мы свое отхохотали. Мир как-то организованно постарел и поумнел. Отпала охота сопереживать Иванушке-дурачку с оглоблей-непобедимкой, ни малейшего экстаза не вызывает Ришар.

А супергерой 60-х – простак – дурилка картонная – повсеместно уступает экран ироничным профессионалам. Непонятно, чем вообще может рассмешить Гайдай в ту пору, когда запас трюков во всем мире иссяк и эксцентрика окончательно не надоела только французам».

В один из моментов съемок Гайдай остановил работу и покинул площадку без причин. Евгений Новицкий, который в серии ЖЗЛ написал книгу о Гайдае, говорил, что если бы о нем появилась монография, то там был бы разбор «двух гениальных коротышек, трех блестящих кинокомедий, двух отличных экранизаций и такого же числа полуудач, неудач и просто никаких фильмов».

По словам Татьяны Беляковской, Гайдаю нравился фильм «На Дерибасовской хорошая погода…»: «Многие не любят этот фильм, а сам Гайдай считал его своей лучшей работой со времен «Бриллиантовой руки». Сценарист Аркадий Инин рассказывал, что в комедию не вкладывалось режиссерской идеи политического противостояния:

«Все, что было в Америке хорошо, ему нравилось, и никакой идеологической подоплеки в фильме у него не было: Гайдай не считал, что американские капиталисты – это сволочи или молодцы. Он был человеком неприхотливым в быту и во всем! Единственное – Леонид Иович очень много курил нашу «Яву», а Харатьян ему привез из США блок «Честерфилда». Это было, что называется, Гайдаю на закуску после «Явы».

Жена Нина Гребешкова соглашалась, что Гайдай был абсолютно советским человеком: «Но он ненавидел чиновников, которые глумились над людьми, показывая свою власть. Очень радовался перестройке, но о Горбачеве повторял: «Много говорит – делать надо». И добавлял: «Но он же совсем один». А в 1993-м больной с высокой температурой собрался идти на митинг демократов на Тверскую. Я его, конечно, не пустила. Вместо митинга мы поехали в Кунцевскую больницу, и умер Леня в прямом смысле слова у меня на руках – от тромбоза легких».

Кинокомедия Гайдая собрала галерею ярких и несуразных эпизодов и образов. Вот некоторые из них:

Андрей Мягков за фильм сыграл четырех советских вождей – Леонида Брежнева, Никиту Хрущева, Иосифа Сталина и Владимира Ленина. Мягков объяснял сложности: «На грим уходило часов по шесть-восемь. Каждый из этих персонажей настолько ярок, настолько мы знаем их проявления – не скажу, что это было трудно. Здесь элемент комедии, поэтому можно было подурачиться».

Леонид Куравлев, который исполнил роль Михаила Горбачева, в фильме постоянно пил молоко – как отличие на фоне часто выпивавшего Бориса Ельцина. В одной из сцен он по горячей линии связывался с Белым домом, но в трубке его перехватил голос Рабиновича, который пытался позвонить домой в Одессу.

Другой эпизод – в театре, когда поступило распоряжение: «Всем сотрудникам КГБ срочно на выход!» Перед этим генерал КГБ и директор ЦРУ считали, сколько оборотов сделала балерина. После объявления зал покинули половина зрителей, часть оркестра и даже танцовщик, который бросил партнершу и ушел со сцены: «Простите».

Генерал КГБ и директор ЦРУ, которых сыграли Юрий Волынцев и Эммануил Виторган, позднее оказались в храме. Там герой Волынцева пробивал щелбаны герою Виторгана. В это время к ним подошел священнослужитель, который оказался капитаном КГБ. Дальше – диалог:

– Митрополит не присваивает очередного звания. Вон Семенову в мечети мулла майора дал.

– Ислам – очень сложный участок.

– А у нас легкий, что ли? Нет, если так дальше пойдет – уйду в синагогу.

Герой Михаила Кокшенова пришил себе новое ухо от чернокожего: «Разве у наших жлобов хоть кусочек кожи допросишься? Пришлось у одного негра взять орган – для пересадки».

Николай Живоглядов

Rate this article: 
No votes yet