В NY показали запрещенную в России «Бенедетту»


Пола Верховена самого сожгли бы, сделай он этот фильм в то время.


Самым скандальным фильмом кинофестиваля стала картина Пола Верховена «Бенедетта». Ее прокат в кинотеатрах Америки и на стриминговых платформах начнется 3 декабря, а в России картина уже запрещена. Потому фестивальный просмотр собрал переполненные залы.

Это цветной костюмный фильм, события которого разворачиваются в конце XVII века, когда чума в Европе уносит тысячи жизней. Молодая женщина Бенедетта Карлини подростком отдана состоятельными родителями за взятку в женский монастырь в Тоскане послушницей. Там спустя несколько лет ей удалось занять пост аббатисы, и теперь она принимает решение запереть ворота монастыря, чтобы так спастись от чумы. Ей верят обитатели монастыря и подчиняются ее власти. Бенедетта смогла занять пост настоятельницы монастыря только потому, что считалась избранницей Христа. Об этом говорил он сам, являясь ей в видениях. О том же свидетельствуют стигматы – раны на ладонях в тех местах, где Христу вбили гвозди в руки. Но сомнения в подлинности ее избранничества одолевали старую аббатису, которая установила слежку за молодой и изобличила ее в тайном романе с другой монашкой.

В основу сценария легла книга историка Джудит С. Браун, написанная по следам допроса двух грешниц-монахинь. Мировая премьера картины состоялась на кинофестивале в Каннах. В Нью-Йорке прошла американская премьера. Фильм принимают настороженно.

Пол Верховен последователен в своих исканиях – в 1992 году он заставил мир замереть у экрана, когда снял эротический триллер «Основной инстинкт» с Майклом Дугласом и Шэрон Стоун в главных ролях. А последнюю картину «Она» (Elle) в 2016 году в Каннах обвиняли в том, что зрелый мастер в свои восемьдесят нарушил все границы допустимого в показе сексуального насилия. Там героиню, которую сыграла Изабель Юппер, насиловал и не раз избивал мужчина, пока его наконец не убил сын бедной женщины. Это был сосед, и финал добивал, когда открывалось, что верующая жена насильника была посвящена в то, что он делает. Именно эту актрису режиссер пригласил на роль Бенедетты.

Пол Верховен не смог прилететь на кинофестиваль – хворает. Но любезно согласился на интервью с директором кинофестиваля. Денис Лим поговорил с режиссером. Творцов полезно слушать: многие вещи становятся понятнее.

Верховен уточнил массу не очень понятных деталей, говоря о фильме. Денис Лим начал с того, что удручен тем, что у фильма много противников, и попросил рассказать, каковы личные отношения Верховена с религией. На что Пол Верховен рассказал печальную историю, как юношей был страстно влюблен, но к двадцати годам неожиданно зашел в тупик: любимая девушка была беременна, а он был не готов иметь ребенка. Аборты в ту пору были запрещены в Нидерландах, где он жил, и ему пришлось прибегнуть к помощи врача, к тайному аборту, и на фоне этой личной драмы он двадцатилетним юношей пришел в храм. «И не нашел там Христа», как грустно сказал Пол шестьдесят лет спустя. Но его заинтересовал Христос как историческая личность. Он стал читать о Христе, очень много прочел, и какое-то время спустя написал свою собственную книгу о сыне божьем. «Потому что я понимаю, насколько фигура Христа важна для европейской культуры», – сказал Пол.

– Я провел свое расследование жизни и деятельности Христа как исторической фигуры. И до сих пор я слежу за всем, что время от времени находят о нем, и испытываю глубокое уважение к этой исторической фигуре, – сказал Пол.

«Бенедетта» появилась в замыслах как героиня книги, и Пол показал ее – маленькую книжечку «Манифест Акт». Ее случайно нашли в архивах. Продюсер Саид Бен Саид согласился на экранизацию. В книге приводится допрос двух монашек на суде инквизиции 1620 года.

– То, что они обе говорят на суде, уникально, – сказал Пол, – нет никаких других свидетельств, что вообще были суды по поводу лесбийских отношений. Это единственный кейс из ныне известных. Текст чудом был найден некоей Джуди Браун в пору ее участия в историческом проекте. Она нашла его в архиве библиотеки. Показания монахини Бартоломеи о том, что она целовала гениталии Бенедетты двадцать раз, – это дословно. Невероятно, – отметил Пол, – то, что мы узнаем о женской сексуальности в Средневековье. И можем видеть, как изменился взгляд на женскую сексуальность с семнадцатого века до наших дней. Это позволяет говорить о том, какой прогресс достигнут, потому что это настоящий прогресс. И мы можем сказать, что лесбийский секс – часть природы.

В этом месте он улыбнулся и добавил: «Я дарвинист».

– Но ваш фильм не исчерпывается тем, что он о двух лесбиянках. Это фильм о вере, о власти…

– Да. В картине присутствуют три уровня: религиозный, когда на экране дано много видений монашки о Христе. Далее слой о власти, которой добивается женщина в мужском сообществе. Потому что мужчины были важны в Средние века, а место женщины было на обочине. И это история женщины, которая добилась своего, достигла статуса аббатисы монастыря, когда ей не было тридцати лет. Это уникально тоже. Из материалов суда видно, что она рвалась к власти. Отсюда ее упражнения со стигматами, когда она наносит себе раны. И она правильно все сделала, так как стигматы на всех в аббатстве произвели такое впечатление, что ее сделали аббатисой. То есть это было то, чего она действительно хотела. А уж когда она получила статус, она могла покинуть общежитие для монашек – комнату, где спали еще двадцать женщин, – удалиться в свою резиденцию аббатисы, где можно было закрыть дверь и повернуть ключ. Она гордо предъявляет ключ как символ власти. И уже потом впустить в свои покои подругу, с которой она может делать все что угодно. Так что фильм о власти, но власть ей была нужна для того, чтобы несколько лет предаваться любви с Бартоломеей. И, конечно, это о политике церкви.

В этом месте Пол сделал отступление и пояснил то, чего никто не знает:

– В 1530 году церковь приняла указ о том, что если изобличит женщину, которая состоит в любви с женщиной, она должна быть сожжена. И в 1625-м Бенедетта изобличена. Ясно, что ей полагается наказание, но уж никак не сожжение. Но в законе было указано, что если ты используешь в утехах инструмент, – тогда сожжение. Такова была позиция церкви, которая представлена в фильме. Дилдо, искусственный фаллос – вот что в церковных текстах называют инструментом. И подробно описывают, как опасно им пользоваться. Но наперсница Бенедетты Бартоломея не подпадает под эту статью – только Бенедетта. Для Бартоломеи была предусмотрена другая статья в Испании, Италии. Я привожу это как драматургическую деталь, так как подробность с инструментом важна для исторической достоверности фильма. Без этого ее не осудили бы и не приговорили бы к сожжению. Лесбийская любовь как таковая в XVII веке более не повод для костра, а нам нужно было показать, что ее сжигают за дилдо. И все это мы почерпнули из книги, историю со статуэткой Девы Марии – тоже. Она присутствует в самом начале.

Чтобы понять, о чем идет речь, следует смотреть фильм. Там в самом начале маленькая девочка приезжает в монастырь со своей крошечной статуэткой Мадонны, которую потом превратят в дилдо, за что героиня и взойдет на костер.

– Что касается веры, то люди верят в чудеса. Но в этой вере в чудо важно видеть, что они пытаются понять, что правда, а что нет из тех чудес, о которых говорит Бенедетта. Ее сны о Христе трудно проверить – врет она или не врет о своих видениях. Сны видит она одна. И это очень двусмысленно, а я вообще люблю двусмысленность. Я не люблю определенно указывать, что есть что. Я люблю дать зрителю массу информации и оставить пространство, куда он может двигаться: влево или вправо. Я думаю, двусмысленность присутствует во всем в жизни. И стараюсь сохранить ее и дать на экране как можно больше возможности видеть все с разных точек зрения. Идею, ситуацию или характер рассматривать с разных сторон. Я ничего определенного не могу сказать даже о самом себе. А о ней одно могу сказать точно: она была хорошим математиком. Математика – это абсолютно точная наука. Я это могу сказать, так как я математик. Я пошел в жизни другим путем, но я уверен, что знание математики дает определенный взгляд на мир.

– Ваши фильмы интересны не только тем, что они рассказывают, но и тем, какую реакцию они вызывают у зрителя. Это провокационный фильм, и реакция на него вскрывает культурный климат сегодня.

– Да, есть движение представителей того, что зовется «пуританством». Люди боятся демонстрации сексуальности. И само это движение выглядит как религия. И это становится все более заметно. Как и то, что мы как страна дрейфуем именно в эту сторону. И, конечно, очень сильное сопротивление оказывает та часть аудитории, которая зовется «еван-гелистами». Я категорически не согласен с их позицией. Так как их протест близок к тому, чтобы сказать: «Мы вернем Христа назад в Белый дом». Я не думаю, что нам следует делать это.

Режиссер и директор фестиваля простились, а я подумала, что они очертили не весь круг проблем. Позволю себе дополнение. Я понимаю протестующих, которые относятся к любой категории – «пуритан» или «евангелистов», как именует категорию верующих граждан режиссер. Равно как понимаю режиссера, который усматривает в неприятии фильма боязнь зрителя созерцать сексуальные соития. Меня трудно чем-нибудь испугать. Потому хочу указать на две опущенные или упущенные подробности.

Первая. Удивительное совпадение, что действие в фильме развивается во время пандемии: Европу накрывает чума. Это семнадцатый век. Она косит всех: богатых и бедных, влиятельных и незначительных. И Бог не спасает. Героиня фильма Бенедетта проявляет недюжинную смекалку, отдавая приказ как власть имущая аббатиса запереть ворота монастыря и никого не впускать. Она не пользуется словом «карантин», но ее поступок сегодня понятен зрителям всех стран, которые видят фильм сразу после локдауна. Ясно, что она умница. Монастырь можно попытаться спасти. Но исполнители ее указаний раболепно открывают ворота папскому нунцию, который прибыл по доносу прежней аббатисы. Уступают ему как высшему начальству, которому должна подчиниться Бенедетта. Оба они – нунций и доносчица – уже поражены чумой: зрителю дано видеть признаки недуга. Зная, что они смертельно больны и представляют угрозу для других, они все же врываются в аббатство, демонстрируя свое властное положение, и вершат суд: пытают, допрашивают и выносят приговор сжечь Бенедетту. Они гибнут сами, но с удовольствием созерцают на площади костер и то, как привязывают к шесту молодую грешницу. При всей исторической аутентичности обстоятельств ничто не мешает формированию мощного образа смерти, которую приносит верующим обитателям монастыря представитель высшего эшелона церковной власти.

Вторая, еще более опасная мысль посещает зрителя, когда он досматривает до конца эту историю: что путь к высшей власти в церкви открыт для хитрецов, жуликов, манипуляторов и грешников точно так же, как и в миру. Важно помнить, что в начале фильма мы видели искренне верующую в Бога девочку, а карьеристкой и грешницей ее сделал монастырь. Именно институт церкви уничтожил ее целомудренную веру в чудо. Этого создателю фильма не простят.

Так как вера в чудо – это частное дело каждого и в чудесах можно сомневаться, но посягать на власть церкви не позволено никому. Пола Верховена самого сожгли бы, сделай он этот фильм в то время. Сейчас, хочется надеяться, обойдется запретами и протестами. Хотя я прекрасно помню, как погиб Пьер Паоло Пазолини, мир его памяти.

Фильм «Бенедетта» ждет непростая судьба. Не знаю, когда картина будет в прокате. Уверена, что скандал и запреты фильма приведут к тому, что интерес к нему будет расти. Зачем режиссер дразнит пуритан, понятно. Он давно заявил: «Мне нравится реалистичность человеческой похоти, которая есть в моих фильмах. Я голландец, а голландцы всегда старались быть максимально достоверными в любых произведениях».

Александра Свиридова

Rate this article: 
Average: 2.6 (11 votes)