"Русский Лос-Анджелес" открылся в Москве
Выставка в театральном музее.
В архивах Киноакадемии – и, прежде всего, в списках «оскароносцев» – часто встречаются имена продюсеров и актёров, выходцев из Российской империи. От Иосифа Шенка, основателя легендарной студии Metro-Goldwyn-Mayer, уроженца Рыбинска, до великолепного Юла Бриннера, рождённого на Сахалине. Русская генетика Голливуда – тема популярная. Но русские эмигранты оказали мощное влияние и на другие сферы искусства. Об этом рассказывает выставка в государственном театральном музее имени Бахрушина в Москве , под названием «Русский Лос-Анджелес. Стравинский. Инновация в танце».
«Я буду дирижировать «Жар-птицу», если вы станете моим поручителем в заявлении на получение американского гражданства» – писал в 1940 году Игорь Стравинский Адольфу Больму – американскому танцовщику русского происхождения. Премьера «Жар-птицы», где Стравинский дебютировал в качестве дирижера, состоялась. В этом Голливуд-боуле – концертном зале в виде амфитеатра под открытом небом. С 1940 по 1969-й Стравинский жил в Лос-Анджелесе. Работал здесь с танцовщиками «Русских сезонов» Фокиными, Нижинским, Баланчиным – ещё одним выдающимся американцем русского происхождения.
«Эта выставка говорит о тех выдающихся русских танцовщиках, которые приехали в Америку и своим искусством ассимилировали культуру американскую и русскую, – рассказала сотрудник Театрального музея имени Бахрушина Карина Огаджанова. – И, кроме того, эта выставка говорит о том, что цементировала это искусство музыка Игоря Стравинского».
«Все американские дети знакомы с ним, – отметил пресс-атташе посольства США Вильям Стивенс, – потому что был очень известный фильм – я помню, я смотрел этот фильм, когда был ребенком. Когда играет "Весна священная" – все слышали, потому что там есть Микки Маус. Все знают Стравинского в Америке».
В 1940-м Стравинский погрузился в мир Диснея. В одной из частей мультфильма «Фантазия» под «Весну священную» поклонникам Микки Мауса рассказывали о сотворении Земли. Смело и авангардно. Так же, как этот экспериментальный голливудский балет Адольфа Больма «Дух фабрики» 1931 года на музыку снова русского композитора – конструктивиста Александра Мосолова.
«Это балет, который потом ещё назывался механическим балетом, где показывали, как вращаются шестеренки», – уточнила Карина Огаджанова.
Декорации и костюмы к «Духу фабрики» создавал русский эмигрант Николай Ремизов (известный под псевдонимом Re-Mi). Без «русского Лос-Анджелеса» уже не рассказать о том, как зарождалось балетное искусство в Америке, и как вместе с музыкой Стравинского оно трансформировалось в contemporary dance.