В Фениксе прошел вечер поэзии

К 200-летию Михаила Юрьевича Лермонтова

В воскресенье 19 октября в Центре любителей русской словесности города Феникса штата Аризона под руководством педагога Е.Я. Исхакбаевой прошел вечер памяти одного из самых загадочных и трагических поэтов России, классика русской литературы – Михаила Юрьевича Лермонтова (1814 – 1841).

Насыщенный интереснейшей информацией, вечер прошел на редкость эмоционально и раскрепощенно. Звучало музыкальное сопровождение к тексту доклада, все участники вечера пели романсы и читали любимые стихи поэта. Изумительно, что результатом прошедшего вечера стало стихотворчество нашей поэтессы, активного участника работы Центра – Татьяны Свердловой. Передавая свои ощущения от судьбы и личности поэта Лермонтова, она написала такие прекрасные строки:

«Узнать великий свет души

В печали молодости зрелой,

Возможно ль, коли не болел

Ты тайной бытия и веры?..»

Действительно, Лермонтов всегда жил с каким-то смутным воспоминанием о чем-то прекрасном, почти божественном, что, казалось, было его жизнью в каком-то мистическом прошлом.

По уровню своего таланта он стоит в истории рядом с Пушкиным и вровень с ним.

М. Лермонтов был всего на 15 лет моложе Александра Сергеевича, и они, казалось, должны были бы принадлежать к одному поколению. Но этого не случилось. Они были разными и по опыту жизни, и по складу характера. Их можно сравнить с двумя сторонами одной медали. Оба прекрасны, как утро и вечер, как солнечный день и светлая лунная ночь …

Если Пушкин мог сказать о себе: «И долго буду тем любезен я народу, Что чувства добрые я лирой пробуждал», – то Лермонтов о себе так по-доброму сказать не мог. Он не хотел быть кому бы то ни было любезен. По его мироощущению, все высокие, прекрасные чувства в нашем мире обречены на гибель, потому что находятся в поле вселенской борьбы добра со злом.

Поэзию Лермонтова пронизывает тоска по божественной чистой любви, которую он считал невозможной в мире, полном страдания и слез:

По небу полуночи ангел летел

И тихую песню он пел;

И месяц, и звезды, и тучи толпой

Внимали той песне святой.

Он душу младую в объятиях нес

Для мира печали и слез,

И звук его песни в душе молодой

Остался, – без слез, но живой.

“Ангел”

Михаил Юрьевич не ценил своего поэтического дара и в отличие от А.С. Пушкина долго не считал себя поэтом:

Нет, не похож я на поэта!

Я обманулся, вижу сам;

Пускай, как он, я чужд для света,

Но чужд зато и небесам!

Мои слова печальны: знаю;

И смысла их вам не понять:  

Я их от сердца отрываю,

Чтоб муки с ними оторвать!

Лермонтов всегда писал стихи для себя. С детских лет он любил говорить в рифму. Любое душевное потрясение выплескивалось из него потоком рифмованных строчек. Наслаждаясь вдохновением и музыкой стиха, он рано научился усмирять физическую боль тела, а облекая мысли и чувства в зримые художественные образы, – яснее понимать причину своих душевных страданий:

Выхожу один я на дорогу;

Сквозь туман кремнистый путь блестит;

Ночь тиха. Пустыня внемлет богу,

И звезда с звездою говорит.

В небесах торжественно и чудно!

Спит земля в сиянье голубом...

Что же мне так больно и так трудно?

Жду ль чего? Жалею ли о чем?..

Вот уже 2 столетия многочисленные исследователи не могут раскрыть всех тайн творчества Михаила Юрьевича Лермонтова.

Мать будущего гения, великолепно игравшая на рояле, хотя и зародила в душе сына чувство волшебной гармонии звуков, но большего не сумела. Она умерла очень рано, когда маленькому Мишелю не было и трех лет. Отец передал все права на воспитание своего сына теще. Бабушка поэта – богатая владелица огромной усадьбы Тарханы – всю жизнь провела в окружении дворовых девок и крепостных крестьян. Она бесконечно любила своего внука и делала все для укрепления его физического здоровья и материального благополучия. Понимая неординарность своего внука, большую долю своих средств она отдавала на развитие многочисленных его талантов.

Но в доме у нее библиотеки не было. Отдельные книги она стала выписывать только по просьбе внука в годы его юности. Особо образованных воспитателей Лермонтов не имел. Няня у него была немкой, женщиной простой, без каких-либо талантов. Известно, что будущий поэт не особо высоко оценивал уровень знаний и своих домашних, и университетских учителей.

Так как же мог зародиться высочайший его поэтический дар? Кто напитал юношу мыслями и развил его образное мышление? Может быть, ответим словами самого поэта – «Я или бог, или никто»? Конечно же сработала врожденная талантливость и чуткость ребенка к музыке слова, близость к русскому деревенскому фольклору и православным традициям. Но все же этого для такой глыбы мыслей и чувств, как Михаил Лермонтов, явно недостаточно.

Как часто силой мысли в краткий час

Я жил века и жизнию иной,

И о земле позабывал. Не раз,

Встревоженный печальною мечтой,

Я плакал; но все образы мои.

Предметы мнимой злобы иль любви,

Не походили на существ земных.

О нет! все было ад иль небо в них.

Многие годы загадку гениальности Лермонтова пытаются объяснить происхождением поэта от древнейшего рода шотландских мистиков герцогов ЛермОнтов, а именно от поэта и прорицателя, чародея Томаса Лерм0нта, жившего в 13 веке. Личность эта вполне реальная, как реален и другой их сородич – основатель рода русских Лермонтовых – Георг (Юрий) Лерм0нт, служивший в 16 веке в ополчении князя Пожарского.

Увлекшись рассказами о Лерм0нтах, юный Мишель и сам приобщился к мистике: он составлял гороскопы, писал предсказания себе и друзьям.

Неизвестно, когда Лермонтов стал серьезно заниматься мистическими теориями и практиками, и какими из них конкретно занимался. Но то, что у него в ранней юности открылся пророческий дар, никто из исследователей никогда не подвергал сомнению.

С тех пор как вечный судия

Мне дал всеведенье пророка,

В очах людей читаю я

Страницы злобы и порока.

Провозглашать я стал любви

И правды чистые ученья:

В меня все ближние мои

Бросали бешено каменья.

«Пророк»

Для Лермонтова не было тайн в душах людей. Он был настороженно внимателен к окружающим, и многие из них (особенно женщины) страдали от его психологических опытов.

Он мог просчитывать поступки товарищей наперед и предсказывал им будущее. Лермонтов и себе предсказал смерть от ранения в грудь:

В полдневный жар в долине Дагестана

С свинцом в груди лежал недвижим я;

Глубокая еще дымилась рана.

По капле кровь сочилася моя.

Не совсем угадал поэт место своей смерти. Это произошло через год в Грузии у подножия горы Машук. Конечно, никто (вероятно, и сам поэт) не ожидал такой кровавой развязки в дуэли по пустячному поводу между корнетом Лермонтовым и его давнишним приятелем Николаем Мартыновым. Но случилось то, что случилось: и рана, дымясь, чернела; и кровь сочилась по каплям; и труп лежал без помощи недвижим на земле.

Лермонтов был, конечно, большой фантазер и мечтатель, и в юности в своем желании разоблачать и искоренять всякое зло на земле был максималистом.

И все же, и все же то, что было обнаружено в его поэтических тетрадях за 1830 год (ему было всего 16 лет), вызывает больше, чем удивление.

Настанет год, России черный год,

Когда царей корона упадет;

Забудет чернь к ним прежнюю любовь,

И пища многих будет смерть и кровь;

Когда детей, когда невинных жен

Низвергнутый не защитит закон ...

Стихотворение было записано в Москве, куда бабушка привезла внука для обучения в университете. Вероятнее всего оно было навеяно воспоминаниями о брате бабушки, генерале Д.А. Столыпине, жившем когда-то здесь. Получив известие об исполнении смертного приговора над декабристами, с которыми он был дружен, и не желая проблем для семьи, генерал застрелился в своем кабинет в конце 1826 года (Мишелю было 12 лет).

Сегодня нам очевидно, с какой точностью поэт Лермонтов описал в стихотворении события русской революции 1917 года, до которого было без малого 100 лет. Полемизируя с декабристами (и это в 16 лет!), он утверждал, что после свержения царской власти не будет времени «благоденствия народа», как об этом мечтали реформаторы. Наступит время всеобщего разрушения и хаоса, предвидел Лермонтов, «когда детей, когда невинных жен низвергнутый не защитит закон». Ну, как не скажешь – мистика! Но Лермонтов заслужил, чтобы в его пророческий дар верили. И прислушиваться к нему тоже необходимо.

Еще несколько лет назад никто в России и предположить не мог, насколько актуальными в наши дни станут строки из стихотворения Лермонтова «Валерик». После кровопролитного сражения, в котором он сам принимал участие возле этой реки на Кавказе, в сердце его родились слова сожаления и горячи от безрассудства, злобы и эгоизма людей. Он писал: «Жалкий человек. Чего он хочет !.. небо ясно, Под небом места много всем, Но беспрестанно и напрасно Один враждует он – зачем?»…

Подходит к концу 2014 год – год двухсотлетия со дня рождения Михаила Юрьевича Лермонтова, великого нашего поэта, драматурга и прозаика, сумевшего вместить в свои неполные 27 лет целую эпоху в истории русской литературы. С небывалым размахом в текущем году прошли торжества в его честь не только в России, но и во всех странах, где есть русскоговорящие жители. Вспомнить и воспеть поэта можно. Осталось только почувствовать его тоску и боль и услышать слова, исходящие из его пламенной и страдающей бессмертной души!

Ева Исхакбаева, Центр любителей русской словесности, Феникс, Аризона 

Rate this article: 
Average: 3 (5 votes)