Художники помогают американцам понять русскую душу

В Нью-Йорке открылась экспозиция работ русских художников, живущих в США.

Работы разных жанров – от строгой черно-белой графики до буйства красок сюрреалистического панно – украсили стены Теологической семинарии нью-йоркского Колумбийского университета, сообщает ТАСС. Здесь впервые представлены работы русских художников, живущих или выставлявшихся в США: Олега Васильева, Игоря Тюльпанова, Ольги Ненаживиной, Елены Сарни, Василия Кафанова и Константина Худякова.

Все они объединены девизом выставки «Эхо взрыва: искусство, вера и культура через 100 лет после русской революции», цель которой – дать возможность посетителям ощутить, что значит быть русским художником, творящим на американской почве.

«Представленные на выставке русские художники довольно известны, они давно живут в Америке, они пробились в американском культурном пространстве, но при этом остаются носителями русской культуры, – отметила в беседе с корреспондентом ТАСС куратор выставки Елена Сарни, представившая на выставке несколько своих работ. – Их волнуют проблемы, связанные с русской культурой, русской историей».

«Особенно знаменательно то, что, несмотря на сложные российско-американские отношения сегодня, значимые проекты такого рода все же осуществляются, культурная деятельность оказывается возможной и «поверх барьеров», – подчеркнула она.

«Каждый из посетителей выставки сможет найти то, что в наибольшей степени отвечает его духовным потребностям, – отметила Наталья Колодзей, руководитель фонда поддержки современного российского визуального искусства Kolodzei Art Foundation, представившего на выставку целый ряд полотен из своего богатейшего собрания. – Здесь и немного сюрреалистичный мир Игоря Тюльпанова, и мифологические работы Елены Сарни, и абстрактные работы Василия Кафанова или же работы Константина Худякова в жанре цифровой эстетики».

Среди произведений, включенных в экспозицию, она выделила работы Олега Васильева (1931–2013), выполненные в черно-белой цветовой гамме.

«В своих работах Олег Васильев обращается к теме памяти, – отметила Наталья Колодзей. – Иногда он обращается к таким темам, как семья, дороги, родной дом. Он делает это на очень личном уровне, но это – темы, которые могут захватить целиком. Американцы, посещая выставку и знакомясь с его работами, это чувствуют. Может, им что-то сложно заметить, ведь для глубокого проникновения в замысел художника нужно знать исторический контекст. Но в данном случае важнее первый – эмоциональный – контакт между зрителем и произведением, а понимание приходит уже потом».

«Наша задача в том, чтобы привлечь как можно больше людей на нашу сторону, чтобы они почувствовали, что русская культура – близкая для них и универсальная», – подчеркнула Наталья Колодзей.

«Понимают ли американцы русскую душу? – продолжала она. – Когда они приходят к нам, я им говорю: откройте глаза и смотрите. Что вы должны почувствовать? Хотя бы на простом бытовом уровне, нравится – не нравится. Здесь представлены вещи, которые можно почувствовать на эмоциональном уровне. И мне кажется, что многим американцам это близко».

Это мнение разделяет темнокожая американка Триша Кэмпбелл, впервые знакомившаяся с творчеством Олега Васильева и других русских художников. «Черное и белое – это очень символично, – так изложила она свои впечатления. – Здесь чувствуется всплеск эмоций, ведь за этими безликими фигурами может быть каждый. Меня это очень волнует, поскольку эти картины – обо всем и о конкретных людях, в том числе и обо мне. То, что хотел изобразить художник, касается всех».

«Другие произведения выставки, выдержанные в яркой цветовой гамме, – это другая сторона бытия, это отражения света и счастья в жизни, – продолжала она, указывая на картины Игоря Тюльпанова, Елены Сарни и Василия Кафанова. – Есть ли в этом революционный пафос? Не знаю, но для меня вот эти яркие произведения – свидетельство того, что художник стремится к свету». «Да, все это необычно, – признала она. – Но мне нравится, здесь присутствует красота».

Игорь Борисенко

Rate this article: 
No votes yet