«Я хочу использовать свой третий шанс»

Режиссер фильма Саламат Мухаммед-Али: «Я сам познал, что такое истинная любовь».

26 марта в Казахстане выходит в прокат фильм «Весь мир у наших ног» режиссера Саламата Мухаммед-Али. Продюсером фильма выступил известный бизнесмен и общественный деятель Даурен Муса. Руководителям проекта удалось привлечь к участию в фильме сразу восемь известных голливудских актеров. О чем этот фильм и как его делали, читателям «Русской Америки» рассказывает режиссер Саламат Мухаммед-Али.

 

- На официальном сайте фильма говорится: есть лишь одно спасение в криминальной бездне – истинная любовь. Неужели вы сами верите в это?

 

Начнем с того, что у нас сложился некий стереотип о добре и зле. Мы привыкли смотреть фильмы где есть плохой герой и хороший. И они до финала такими и остаются. Детство я провел в казахстанском городке Жанаозен. В простонародье этот город сравнивают с мифическим городом Твин Пикс Дэвида Линча. Это, наверное, если сравнивать с Аммерикой, некий Бронкс. Как настоящий кочевник я не держусь за быт, поменяв много городов и уйму школ, кочую из одного города в другой, из квартиры в квартиру. И это продолжается всю мою сознательную жизнь.

Работая над собой, борясь с искушениями, победил большую часть своего самолюбия – Эго, выбрав жизненную позицию ученика. Один из любимых девизов: «Сильный тот, кто смог победить себя». И вот я пришел к такому заключению: в этом мире нет ни плохого, ни хорошего. Все относительно: смотря с какого ракурса посмотреть на ситуацию, обстоятельства. Я начал слышать и понимать мотивацию человека, задаваясь вопросом – почему определенные люди поступают именно так.

И это все пригодилась в работе над фильмом. Начал понимать, что не только в жизни, но и в кино надо рассматривать отношения людей более тонко, психологически. Все больше и больше стал влюбляться в киноискусство.

В определенный период жизни я впал в депрессию, которая продолжалась довольно долго. И лишь когда я отпустил важность всего этого мира, у меня зародились новые чувства: я познал, что такое настоящая любовь. Открыв в себе истинную любовь к кино, к своей женщине. И только истинная любовь вытащила меня из моей тяжелой депрессией. В фильме я хотел показать, что даже в самом жестоком криминальном мире существует истинная любовь.

 

- Любовь в фильме олицетворяет Алия. В ней есть и отрицательное, и положительное. В одном человеке есть и плюс, и минус. Алия хоть и олицетворяет собой честность и порядочность в фильме, но между прочим некоторое время работает профессиональным киллером. Это ее свойство – это тоже атрибут современной любви и порядочности?

 

- Если бы это был социальный фильм, и главная героиня убивала бы в фильме направо и налево, это было бы не добро, а зло. Но я попытался сделать фильм таким легким и невесомым, как будто это не земная история, некий сюрреализм.  И в таком фильме обычно плохих парней не жалко. И она расправляется с ними, чтобы защитить свою честь, свое достоинство и свою любовь.

Если фильм посмотреть второй раз, можно открыть неожиданные повороты характеров героев. Обратите внимание на такую ситуацию: Руслан смог простить Алию за измену, а она не смогла простить ему предательство, нажала на спусковой курок. Здесь я подчеркнул некую женскую ментальность. Женщина сначала делает, потом думает. А мужчина наоборот, сначала думает, а потом делает.

 

- Почему истинная любовь по сценарию фильма в конце уплывает куда-то за границу, в другую страну? Ей нет места на земле Казахстана?

 

- Нигде в фильме не было сказано, что они уплывают за границу. Могу сказать одно, возможно продюсеры будут снимать вторую часть фильма.

Что касается концовки фильма, могу поделиться своим видением. Я, как и все нормальные люди, посмотрел не одну тысячу кинокартин. И сейчас стараюсь смотреть на фильмы глазами зрителя, а не как творческий человек, режиссер или продюсер. И каждый раз мне не хватает в кино завершенной концовки. Многие фильмы заканчиваются на какой-то трагической ноте, зрителю предлагают додумать сюжет самостоятельно. Но большинство зрителей такая постановка не устраивает. Им интересно видеть картину завершенной. Я специально опрашивал друзей и знакомых на этот счет. Многие не получили удовольствие от просмотра именно по причине незавершенности. Я как зритель также хочу, чтобы фильм был завершенным, чтобы я смог ощутить высший катарсис, который заключается в положительных эмоциях человека. Многие говорили, что в нашем фильме надо сократить концовку, оставив сюжет незавершенным. Да, возможно это кинематографично. Но я переживаю как зритель и судьбу героев испытываю на себе, хочу, чтобы они остались живы.

 

- В конце фильма обнаруживается и другая тема, что всеми криминальными разборками руководили полковники и капитаны. Власть управляет криминальной бездной?

 

Этот фильм – некая фантастика, экшн. Здесь нет никакого символизма, никакой политики. Люди хотят верить в кого-то, кто их сможет защитить. Как мы привыкли видеть в фильмах, это правоохранительные органы. Мне же был просто интересен персонаж, который строит из себя дурачка, стравливает банды. А в итоге оказывается таким крутым мэном из правоохранительных органов. Хотелось сделать неожиданный поворот событий. Здесь все та же трансформация хорошего в плохое и плохого в хорошее.

 

- Один из участников фильма погиб после съемок от рук настоящих преступников, которые завладели его деньгами и машиной. Его не спасла любовь и высокая миссия фильма. Почему?

 

- Как я и сказал, что есть то, что за рамками добра и зла. И есть то, что принадлежит не нам. Я верующий человек. На съемках мы очень подружились с Сериком Бимурзиным. В кино он играл самого себя. И он говорил такие вещи: «У меня 997 желаний в жизни исполнилось, осталось всего три.» И одним желанием было сыграть рядом с голливудской звездой Армандом Ассанте. Какими еще были два желания – я не знаю. Но одно желание сыграть с Ассанте осуществилось. И кто знает, может по ходу фильма исполнилось и два других желания тоже. И, может быть, поэтому сам Создатель забрал его в рай после съемок нашей картины. Я верю в силу слова, слова всегда материализуются. В фильме был такой эпизод, в котором у героя Серика на сотом километре до города Актау закончился бензин. В жизни же его убили и закопали на сотом километре до города Актау. Этот сюжет, как оказалось, был знаковый.

 

- Уже был предварительный показ?

 

- Официального показа еще не было. 17 марта фильм будет показан впервые для прессы.

 

- В фильме очень заметна хорошая операторская работа. Он сумел показать красивейшие пейзажи Казахстана, природу, людей. Какова была его задача?

 

- У меня была великолепная съемочная группа. Мы вместе с продюсером – Дауреном Муса и постановщиками ставили задачу – снять качественное кино. Я бы мог сделать фильм более брутальным – убрать эту красоту с помощью цветокоррекции, затемнить картинку и добавить холодного оттенка. В конце концов многие сцены я бы снял в ночное время. Мог бы подправить диалоги, сделать обыденными и жесткими. Но мне хотелось яркости изображения и несколько поэтизированных диалогов, даже если это говорит плохой парень.

 «Ты хочешь меня убить, и готова к тому что бы оба эти ствола выстрелили, и ты останешься одна?» Не просто: «Ты хочешь меня замочить что ли?» Это была бы чернуха, при которой пришлось бы строить такой же мир. Но мне нравятся цветные и поэтические фильмы, с некоторой долей пафоса. И мы постарались создать красивую и приятную картинку.

 

- Это ваше видение через оператора?

 

- Это наше общее видение. Мой стиль работы такой. Оператор-постановщик – это мои глаза. Художник–постановщик – это мои руки. Звукорежиссер – это мои уши. Я сам бывший музыкант – играл в рок-группе. А композитор – это мой темпо-ритм. Мой внутренний темпо-ритм.

 

- Почему вы решили привлечь американских актеров в фильм? 

 

- Говорят же: пути господни неисповедимы. Случайности не случайны. На самом деле, оно так и есть. Я это испытал в жизни, сам почувствовал. Через три дня после того, как наш генеральный продюсер Даурен Муса согласился войти в кинопроект, мимо его дверей офиса в гостинице «Royal Tulip» случайно проходил голливудский киноактер Арманд Ассанте. Он жил в этой гостинице и работал над своим документальным фильмом о Казахстане. И Даурен его неожиданно увидел. «Для меня это был знак свыше», - говорит Даурен Муса. Он пригласил его в свой кабинет и они начали разговаривать. Даурен предложил Арманде сняться в фильме. Ассанте прочитав сценарий, сказал, что ему нравиться сценарий и он готов сниматься в этом фильме. После этого Даурен позвал меня и сказал:

 - Саламат, давай, если снимать кино, так снимать его достойно.

- А как достойно?

- Пригласим американских звезд.

И так получилось, что восемь голливудских звезд сразу оказались в моем дебютном фильме. Жизненная позиция, репутация и связи нашего генерального продюсера сыграли важную роль в нашем кинопроекте.

 

- Есть ли английская версия фильма?

 

- Да, на русском и английском. В Нью-Йорке провели полное озвучивание фильма на английский язык в студии: Soundtrack, где звукорежиссёром выступил двукратный обладатель Эмми - Марк ДеСимоне.  Для меня было огромным удовольствием поработать с ним, и я получил мощную творческую энергию. Часть времени, проведенного в Америке над озвучкой я прожил в загородном доме Арманда Ассанте.

 

- Где делались спецэффекты?

 

- В Казахстане. У нас есть студия пост-продакшена – «Кубики». Мы совместно работали над проектом. По специальность я IT-шник. Изучал IT-технологии специально, чтобы владеть программами видеомонтажа, композинга, иметь знания в 3D моделировании и в разных прикладных программах, что бы в дальнейшем смог проконтролировать весь процесс пост-продакшена.

 

- Об этом обычно не спрашивают, но я спрошу. Где вы нашли деньги на создание фильма?

 

- Это отдельная история. С 2006 года по 2010 год я ходил со своим проектом «Весь мир у наших ног» к разным людям, которые бы могли стать потенциальными инвесторами. Попросите сейчас у кого ни будь деньги, никто и ста долларов не даст. В тот момент бюджет кинопроекта составлял один миллион двести тысяч долларов. В период своих поисков я и испытал глубочайшую депрессию, потеряв уверенность. Я жил в Алматы, арендовал квартиру, снимал музыкальные видеоклипы и рекламу, но денег едва хватало.

И вот, 2010 год. Я на нуле. Звонок товарища: «Приезжай. Я познакомлю тебя с Тимуром Бекмамбетовым». Для меня это спасение! Как ехал, как добрался – не помню. С товарищем этим встретились сразу, но пока размещался в Астане, он неожиданно пропал. Я не мог ему дозвониться, впал в отчаяние – зачем я здесь? Меня выручил мой друг Алик. Сам он испытывал не лучшие времена, но меня приютил. И когда в момент стресса и глубочайшей депрессии, мой разум отказывался мобилизоваться, Алик все взял на себя. Он сказал: «Так, без паники! Где будем искать Тимура?»

А тогда в Астане проходил кинофестиваль экшн-фильмов Тимура Бекмамбетова. И мы стали узнавать в какой гостинице проживают участники фестиваля. Поехали в этот отель и с шести часов утра до полуночи караулили Тимура. В холле я познакомился с режиссером фестиваля, рассказал, что ищу Бекмамбетова. Он сказал: «Знаешь, когда Тимур поднимался по карьерной лестнице, я был рядом, я его близкий друг». Я уцепился за эту возможность: «Слушай, познакомь, очень надо». Я достал свой ноутбук и показал свои работы, а он как раз собирался снимать свой фильм. Я объяснил, что это знакомство очень важно для меня. Он сказал: «Ок, постараюсь, но ничего обещать не могу».

Пока я просиживал в ожидании Тимура, я повстречался со многими звездами. Среди них – Дольф Лундгрен и Майк Тайсон. Просто пожал им руку. Это, как у нас, у казахов, говорят – «бата алдым», у русских – благословение.

На второй день, сидим с Аликом, ждем. Снова подошел тот режиссер, с которым я в первый день познакомился. Говорит: «Посмотри, я короткометражный фильм снял». Вставили диск в ноутбук и стали смотреть. Он позвал также всех, кто был в холле: служащих, гостей и все вместе смотрители. Так пролетел еще один день. Тимура я снова не встретил. 

В полдень третьего дня, ко мне подошёл начальник охраны отеля и спросил, что я здесь делаю, кого жду? Я все ему объяснил и тут он мне рассказал, что оказывается, пока мы вчера смотрели фильм, Тимур ходил взад-вперед мимо нас, разговаривая по телефону. Он видел, что мы все что-то увлеченно смотрим и пытался сквозь спины людей заглянуть, что мы там смотрим интересного. Представьте, какое у меня было состояние? Мыслил я в тот период негативно, надо признать. В данный момент я всегда думаю обо всем в позитивном ключе, даже в плохом нахожу плюсы. А тогда все было по-другому.

В тот вечер мы снова сидели в холе. И вдруг Алик мне показывает на прозрачный лифт, в котором спускается Бекмамбетов! Я сгреб сценарий, вскочил, уронил стул и ринулся ему навстречу.

- Тимур ага, мне нужно поговорить, у вас есть пять минут времени?

Он посмотрел на меня внимательно и молча показал один палец – одна минута!

Говорю я обычно быстро. Но в тот момент я говорил в пять раз быстрее: «тра-та-та-та-та» и попутно дал ему в руки синопсис фильма и диск с моими работами. Он широко улыбнулся и вышел. В этот момент я пережил всю гамму эмоций… Это был настоящий катарсис. Мой шанс, моя надежда, воплотились в эмоции.

В это время подошел Алик и спустил меня на землю со словами: «Дело сделано, пойдем!».

Мы вышли вслед за Тимуром, прошло с полминуты, а он уже возвращался к нам на встречу и в руках у него не было ничего – ни моего сценария на больших листах, ни диска! Он был в летней одежде без карманов, в руках никаких папок, портфелей. А вокруг ни души кому можно было все это передать и ни одного автомобиля. И только урны у входа. Мысли, сознаться были как у параноика – «Куда он все дел?» Мое воображение режиссера, домыслило за меня, нарисовав картинку в голове – мой сценарий летит медленно в урну. А Тимур, меж тем, поравнявшись со мной – подмигнул. Мои мысли подхватил Алик: «Ты это тоже заметил?»

Что делать? В кармане почти ничего не осталось. Через пару дней платить за квартиру. Поехали в аэропорт. Отстояв очередь, я узнал, что остался всего один билет. Причем дорогой, почти на весь мой бюджет. И вот я стою и размышляю. Алик говорит: «Ну, все, теперь ты сам принимаешь решение. Если что, оставайся у меня». А сзади напряженно ждет девушка – откажусь или возьму билет? Вся очередь смотрит на меня. Но я уже принял решение. Впервые за этот период принял его сам. Я взял билет.

И вот я в самолете. Слева от меня сидит незнакомый человек. А мне так хочется рассказать о пережитом, хоть с кем-то поговорить. Я летел в десяти тысячах километров над землей. Хотя чувствовал себя так, словно нахожусь в десяти тысячах километров под землей. Смотрю я на соседа и не знаю, как начать разговор. После, когда через час он посмотрел в мою сторону, сходу задаю вопрос: «Извините, а какого вы года рождения?». Ни здравствуйте – ни до свидания. Видать у меня такое было состояние. Он посмотрел на меня (все-таки я видимо его немного удивил) и выставил вперед три пальца – «Даю тебе три шанса угадать». Не три возможности, не три попытки, а именно три шанса. Эти три пальца проплывшие у меня перед глазами, помню до сих пор. Начинаю угадывать. Первый ответ – не верно. Второй – та же история. И тут я, неожиданно для себя самого говорю: «А можно я этот шанс оставлю себе?». Мужчине мой ответ понравился и наш разговор с того момента завязался. Оставшиеся сорок минут полета я не только рассказал, что со мной случилось, я показал, чем занимаюсь: видеоклипы, наработки, синопсис. Кстати, это выражение – «Десять тысяч над землей», это я взял у него. Он мне потом сказал:

- Саламат, мы с тобой познакомились на высоте десять тысяч метров над землей ближе к Господу.

Когда мы прощались, он дал мне свою визитку, на которой было написано – Даурен Муса.

2011 год. Продолжаю искать финансирование. Однажды, приятель увидел у меня визитку и говорит:

 - Ты что, знаешь Даурена Муса?

- Конечно, знаю. Летели вместе, пару раз еще потом созванивались.

Этот знакомый мне сказал, что Даурен Муса очень влиятельный человек. И я ответил: «Очень интересно. Как раз то что нужно».

Но он стал отговаривать меня, узнав о моих планах просить финансирования у Даурена Муса. В его глазах я увидел страх. В какой-то момент это остановило мою решительность. Но потом я подумал о том, что терять мне нечего. Все что у меня есть это мой творческий багаж. И я, набравшись смелости, решаюсь пойти, взяв с собой друга – актера Мурата Бисенбина.

Договорившись о встрече, прихожу в офис Даурена. Красивый кабинет, красивый мужчина, вокруг серьезные партнеры.

- Ты, наверное, пришел испытать свой шанс? – сказал мне Даурен.

А я уже и забыл про эту историю в самолете – какой шанс?

- Расскажи о себе, Саламат.

И я начал свой долгий рассказ. Всю свою жизнь рассказал, подбираясь к моменту нашего знакомства, и тут всплыла картинка – три пальца перед моими глазами! Я догадался, о каком шансе идет речь.

Тогда я отчетливо понял, что мне нужно быть убедительным. Положив на стол сценарий, я сказал, что хочу использовать третий шанс и попросить финансирование на свой фильм. Через несколько дней на моем столе лежали нужные деньги. Даурен Муса, как я предполагал, оказался человеком слова. Сказал – сделал! Сколько в моей жизни было людей, которые начинали и не доводили начатое до конца. Здесь все было по-другому.

Мы стали готовиться к съемкам. Даурен пригласил меня на ужин. За столом человек пятнадцать. Очень авторитетные люди. И тут Даурен Муса сделал мне неожиданное предложение:

- Саламат, расскажи про фильм.

Я растерялся. Мне показалось, эти мужчины даже в кино не ходят, у них времени нет.

Но за столом были и дамы. И я принял решение посвятить повествование этим девушкам и женщинам. Итак, я начал с самого начала, все сцены рассказал, но перед самой кульминацией, я почувствовал сильную жажду и решил выпить чаю. В этот момент самый суровый мужчина сказал:

- Саламат, подожди, потом попьешь, что было дальше?

Я понял – это успех! Когда я закончил свой рассказ, увидел, что девушки утирают слезы. Взглянул в глаза Даурена Муса и осознал – он доведет дело до конца!

После я узнал, что в самолете Даурен Муса оказался рядом со мной, потому что билетов на бизнес-класс не оказалось, мне кажется это сам Создатель посадил его рядом со мной.

 

- Есть ли у вас планы на прокат фильма в США и других странах мира?

 

- 26-го марта будет премьера фильма в Казахстане. Мы следуем сейчас рекомендациям Грея Фредериксона и Петра Жмутского, это продюсеры из США. Если фильм станет одним из самых смотрибельных фильмов в нашей стране, мы попытаемся выйти на рынок США и других стран.

 

- Есть идея для следующего фильма?

 

- «Весь мир у наших ног» это мой дебютный фильм. Я думаю, что случайности в жизни не случайны, и пути Господни не неисповедимы. Всевышний послал мне таких людей как Грей Фредериксон и Петр Жмутский, мне снова очень повезло. Для меня -  великая честь дружить с таким легендарным человеком как Грей Фредериксон. Если даст Бог мне инвесторов или спонсоров для моего следующего кинопроекта «РАБЫ», над которым я уже также достаточно долго работаю, я бы хотел это фильм снять в Америке, с  американскими специалистами кинопроизводства, так как они это умеют делать круто. И Грей Фредериксонон и Петр Жмутский выступят продюсерами моего фильма.

 

Валерий Тарасов

 

 

Rate this article: 
Average: 5 (97 votes)