Голая истина и другие памятники Сент-Луиса
Пришлось долго уговаривать спонсора финансировать создание скульптуры обнаженной женщины.
В начале XX века в 1904 году, в связи с проходившей в Сент-Луисе Международной выставкой и третьими Олимпийскими играми, прилегающие к Форест парку и Вашингтонскому университету предместья превратились в город University City. Этот город, ставший частью мегаполиса Сент-Луиса, начал планировать и создавать энергичный предприниматель Эдвард Гарднер Льюис. Он мечтал построить красивый город с главной улицей Delmar. В 1906 году University City был зарегистрирован как город, и первым его мэром стал Льюис. Планируя превратить город в центр искусства и образования, мэр привлек талантливых мастеров архитектуры, скульптуры и живописи.
Символом города стал впечатляющий въезд по улице Delmar в University City, образованный двумя колоннами, возведенными в 1909 году. На высоких постаментах стоят два льва, которых изваял известный в то время скульптор, бывший руководитель отдела искусств Выставки 1904 года George Julian Zolnay (Джордж Золнау).
Он родился в 1863 году в венгерском городе Пешта. Его страна была в то время составной частью Австро-Венгерской империи. Золнау в раннем возрасте увлекся изобразительным искусством. С годами его талант совершенствовался в престижной императорской академии изящных искусств в Вене.
Джордж Золнау уверовал в свои силы и профессиональное мастерство, в 1892 году приехал в Сент-Луис. Здесь он преподавал в школе изящных искусств, стал президентом Ассоциации скульпторов и художников.
В Сент-Луисе появилась тенденция украшения домов, улиц и парков произведениями искусства. Приглашались скульпторы из других городов Америки и из Европы. Заказ получить было трудно. Устраивались конкурсы. Золнау считался лучшим скульптором, но ему приходилось оспаривать первенство с достойными противниками.
В 1911 году Золнау победил на конкурсе на лучший проект памятника основателю Сент-Луиса Пьеру Леклиду. Основным соперником Золнау в этом соревновании был Брингхерст – первый профессиональный скульптор Сент-Луиса. Он относился высокомерно к творчеству других мастеров. Поэтому для Золнау победа в этом конкурсе была особенно ценной.
Если ехать по улице Market в даунтауне, то на улице City Hall (мэрии) в садике можно увидеть созданную Золнау трехметровую бронзовую фигуру Пьера Леклида в треуголке и мундире французского офицера. Основатель будущего города как бы делает свой первый шаг из лодки на берег, на котором начнется Сент-Луис. С восточной стороны City Hall стоит скульптура генерала Гранта, созданная Брингхерстом в 1914 году.
В Форест парке стоит памятник, поставленный героям-южанам Гражданской войны 1861-1865 годов. Автором этого памятника был Джордж Золнау, победивший в конкурсе скульпторов Брингхерста из Сент-Луиса и Рукштула из Нью-Йорка. На барельефе боковой стороны памятника две женщины и подросток провожают на войну молодого мужчину. Над композицией находится аллегорическая фигура ангела, символизирующего «Дух Конфедерации» (Spirit of the Confederacy).
Соперник Золнау скульптор Рукштул написал спонсорам, что созданная Золнау фигура молодого человека, уходящего на войну, не дает правильного образа солдата – воина. Золнау дал ему отповедь на страницах городской газеты, назвав проект Рукштула «столом для свадебного торта». Полемика сопровождалась оскорбительными словами, которые газета воспроизводила с особой тщательностью.
Богатая и влиятельная ассоциация немецких американцев решила создать памятник в честь трех редакторов сент-луисской газеты на немецком языке «Wegtliche Post». Памятник должен символизировать вклад газеты и ее сотрудников в просвещение жителей Сент-Луиса. Ассоциация собрала 31 тысячу долларов, причем, 21 тысячу долларов дал меценат, пивной король Адольфус Буш.
К участию в конкурсе пригласили 7 скульпторов в том числе и Золнау. В начале мая рисунки и модели были выставлены для обозрения в главном зале городской библиотеки. Проект Золнау сразу обратил на себя внимание посетителей. Пьедестал представлял собой срезанный конус с грубо обработанной поверхностью, с традиционными рельефными изображениями различных образов. Там был сидящий студент, орел, щит ветерана, женщина, символизирующая просвещение, которая стояла на глобусе и держала другой глобус, излучающий свет.
Все проекты оказались интересными, но победителем стал Wilhelm Wandschneider (Вильгельм Вандшнейдер), получивший приз в 23 тысячи долларов.
Ассоциация женщин-конфедераток объявила конкурс на скульптуру, которая должна изображать Истину. Вандшнейдер был единственным скульптором, ограничившимся в этом памятнике одной фигурой. Скульптура называлась «The Naked Truth» («Голая Истина»). Обнаженная женщина сидит на фоне панели, раскинув в сторону руки, и держит в каждой руке факел. Проект понравился, и скульптора пригласили в Сент-Луис. Но когда Буш, сделавший самый большой денежный взнос, увидел изображение нагой женщины, то наотрез отказался финансировать проект.
Тем временем, Вандшнейдер с семьей, распродав все свое имущество, переехал в Сент-Луис на постоянное жительство. В городе его приветливо встретили, хотя противостояние с Бушем продолжалось. И только после длительных увещеваний Буш снял свои возражения. Золнау назвал проект Вандшнейдера «куском каменной кладки плюс черная обнаженная женщина, которая будет учить всех истине».
Памятник был построен и установлен в Reservoir Park, который находится на улице Grand между 44 хайвэем и улицей Russell. В открытии участвовали представители всех немецко-американских организаций. Развевались флаги, звучали хвалебные речи.
Через несколько недель началась первая мировая война. США поддерживала Антанту, воюющую против Германии, а в 1917 году сами вступили в войну. Но никому и в голову не приходило рушить немецкие памятники, а немецкие художники продолжали спокойно жить и работать.
В 1969 году в связи со строительством 44 хайвэя, памятник «The Naked Truth», был перенесен на другое место, рядом с водонапорной башней. Эта башня также является произведением искусства.
Рувим Канторович,
Сент-Луис