Нос и искусство: странная связь
«Талант – единственная новость, которая всегда нова!»
О носе и иже с ним связанном, после Гоголя никто и не вспоминал! А между тем, даже у самого современного человека, живущего в гарвардском Бостоне или Нью-Йорке, время от времени появляется неодолимое желание поковыряться в носу. Ну, на худой случай, смачно и хрустко его почесать. Но, естественно, высшая фаза желания, нос поковырять. Понятно, что такое непреодолимое природное свойство проявляется у представителей многих национальностей и человеческих анклавов мира. Можно без преувеличения заявить, что под этой внешне непритязательной формой скрывается глубокий внутренний самоанализ, философский подход к обдумыванию о смысле жизни, я бы даже сказал, созерцательная самооборона личности от грубых посягательств на её индивидуальность. Где-то я читал, что в Израиле многие чиновники социальных ведомств встречают посетителей с пальцем томно шевелящимся в носу. Однажды я увидел располневшего человека неизвестной национальности, заснувшего в баре с пальцем в носу. На одной из фотографией был изображён папуас с копьём в одной руке, а пальцем другой руки, самозабвенно ковыряющимся в расплющенном носу. По наблюдениям покойного Довлатова, моего враждебного приятеля, национальное принадлежность к ковырянию можно отличить только по скорости этого мирного процесса. Например, скорость ковыряния у некоторых скандинавских народов очень медленная, получившая название у учёных «паузовый акт ковыряния». Из-за этого, некоторые из них засыпают с пальцем в полости носа, как один мой знакомый, жизнерадостный грек. Прибалтийские парапсихологи (у них их два) утверждают, что в моменты погружения в сон с пальцем в носу, у прибалтийских народов возникают очень приятные сны, связанные с детством. Кстати, существует гипотеза разработанная в графстве Лихтенштейн, что бунтующие массы во время революционной эйфории не применяют этот своеобразный метод созерцания. К примеру, на Украине, во время бунтов и оранжевой революции, не были замечены действия, связанные с этой легендарной процедурой. Мне объяснили, что во время метания бутылок с зажигательной смесью, процесс ковыряния абсолютно исключается.
Некоторые любопытные могут задать вопрос: Почему меня интересует эта «носовая» проблема? Да честно говоря, она меня не так уж сильно интересует. Возвращаясь к началу моих записей напоминаю, что натолкнули меня на данную тему множество встретившихся мне людей с пальцами в носу, ну, и последней каплей стала фотография папуаса с копьём, и пальцем в носу. Также, в Бостоне, я встретил упомянутого ранее толстого грека, задумчиво двигающего пальцем в уже известном вам месте. И мы с ним разговорились. Он отмёл мои утверждение о том, что ковыряние в носу является явлением неэстетичным. Он сказал: «Это как подать публике!». И привёл неожиданный, но вполне аргументированный пример. – Если к примеру, хороший фотограф профессионально заснимет льющуюся струю мочи, то она будет выглядеть на фото изумительно, буквально прекрасным фонтаном , с огромным количеством сверкающих янтарных переливов. И такое артистическое фото можно смело подписывать словами типа: «Летящая японская богиня цветов в свете утренних лучей».
Грек и я понимали жизнь примерно одинаково и оба пришли к заключению, что с помощью искусства, всё в этой жизни можно сделать красивым и даже прекрасным. Разве режиссёры и драматурги не создавали замечательные пьесы при дворах королей и диктаторов, разве не писались на никчёмные темы чудесные песни? Разве при Гитлере и Сталине не создавалась великая музыка и увлекательные фильмы? Да, прав был Борис Пастернак, сказавший однажды: «Талант – единственная новость, которая всегда нова!». Талантом – вы можете изобразить любой позор человечества , как великое достижение. Талантом вы сделаете морального урода великим человеком. Искусство – это страшная огромная сила. Это дракон съедающий сердце человека. И талантливый, может достичь верха, даже пика искусства. Такому искусству подчиняются массы, благодаря искусству массам внушается цель жизни и мечта. Именно так был внушён народам советский коммунизм и немецкий национализм. Собственно говоря, почему я перешёл на эту тему! А! Чтобы помнить, что искусство в большинстве случаев – это не истина, а талантливая ложь. А мир ужасающе устал от лжи. Поэтому, будем осторожны в оценке искусства, помнить, что на дне его залегает ложь.
Ну хорошо, а причём тут нос и привычка людей ковыряться в нём. Честно говоря, сам не знаю. Я вот неожиданно подумал, а не ушёл ли тот гоголевский Нос от своего хозяина в знак протеста против частого ковыряния в нём.
Михаил Моргулис