Самый большой фантазер на Бродвее
Она написала в 14 лет, что решила не выходить замуж.
Зоя Акинс родилась в октябре 1886 года Хьюмансвилле – маленьком городке штата Миссури.
В 1898 году ее отца избрали председателем республиканской партии штата, и семья Зои переехала в Сент-Луис.
В доме существовала большая фамильная библиотека, и Зоя рано пристрастилась к чтению. Когда ей исполнилось 12 лет, она поступила в школу для девочек, которая находилась в городке Гофри, штат Иллинойс.
Зоя начала работать секретарем в офисе своего отца. На обратной стороне почтовых циркуляров она написала свой первый роман Declasse (Деклассированный). В 15-летнем возрасте Зоя уже публиковала свои стихи в газете Glob Democrat, а также в газете Mirror, редактором которой был Вильям Риди. Вместе с Зоей в Mirror печатались Сара Тисдейл и Орик Джонс. Позже Орик вспоминал, что все они мечтали стать известными, но по-настоящему известной из этой троицы стала только Зоя.
Акинс была экстравагантной молодой женщиной, ей нравился джаз, входивший тогда в моду. Сара Тисдейл так описывала Зою: « … с сигаретой во рту, с изящными ногами в открытой обуви она демонстрировала французские манеры».
Зоя, Сара и Орик посещали литературный кружок, которым руководил редактор Вильям Риди. Зоя увлеклась Вильямом. 17-летняя ученица и 42-летний учитель устроили помолвку, став женихом и невестой. Риди не мог поверить своему счастью, но радовался он рано. Отец Зои воспротивился неравному браку и расторг помолвку.
Подруга Зои Сара Тисдейл помогла девушке издать первую книгу стихов Interpretations. Зоя любила театр и посещала регулярно субботние утренники в театре. В 1905 году отец посчитал свою дочь достаточно взрослой и разрешил ей уехать из Сент-Луиса, чтобы делать карьеру. Зоя приехала в Нью-Йорк с намерением посещать колледж. Но вскоре она написала домой о своем желании не тратить времени на учебу, а начать писать пьесы. Отец не одобрил это ее решение, но вынужден был согласиться.
Зоя устроилась на работу в журнал, в котором ей предложили писать для сцены. Она с увлечением стала писать одноактные пьесы, которые сразу же привлекли внимание постановщиков. В 1915 году в театре-ресторане на углу улиц Delmar и Union шла ее пьеса «Такой обаятельный молодой человек», а в 1916 году в Нью-Йорке поставили пьесу в стихах «Волшебный город».
Сценическое воплощение своего первого романа Declasse открыло Зое двери ведущих бродвейских театров. Эта английская социальная драма прошла с небывалым успехом. В последующие годы в бродвейских театрах при переполненных залах продолжали играть ее пьесы.
Зоя Акинс никогда не забывала Сент-Луис, в котором проходила ее юность. Однажды в 1925 году она посетила этот город и дала интервью газете Glob Democrat. Газета напечатала это интервью, в котором на вопрос «Как вам нравиться Сент-Луис?» Зоя якобы ответила, что это город «меланхоличный, хмурый и печальный». В редакцию посыпались возмущенные письма сент-луисцев, влюбленных в свой город.
В следующем выпуске газеты редакция извинилась перед читателями за неточность репортера, и разъяснила, что в действительности Зоя имела в виду климат, а не город. Тем не менее эта ошибка газеты оставила у ней неприятный осадок, и больше Зоя в Сент-Луис не приезжала.
В 1928 году Зоя Акинс приехала в Калифорнию и начала писать киносценарии для ведущих голливудских кинокомпаний. За 1930-1931 годы она создала шесть киносценариев и три пьесы. В 1953 году одна из пьес была переделана в сценарий фильма «Как выйти замуж за миллионера». В этом фильме играла Мэрилин Монро.
В 1935 году Зоя Акинс получила Пулитцеровскую премию. Действие ее пьес, как правило, происходило в замках, казино, а героями пьес являлись великосветские любовники, оперные певцы, артисты. Пьесы изобиловали остроумными диалогами, герои были сентиментальны и страдали часто по мелочам. Зоя характеризовала свои произведения, как письма «от ее сердца до большого коллективного сердца», и многие критики соглашались с ней. Так, критик того времени Александр Вулкот назвал ее: «Главный фантазер на Бродвее».
Акинс жила в престижном районе, общалась с известными артистами и режиссерами. Однажды она написала в 14 лет, что решила не выходить замуж. «Это могут сделать многие девушки, но мне легче, я могу еще и писать». Но природа взяла свое, и она в 46 лет вышла замуж за Хьюга Румбольта, художника, сына бывшего британского посла в Австро-Венгрии. Румбольт, участвуя в войне, получил тяжелое ранение, которое привело его к преждевременной смерти. Зоя решила больше замуж не выходить, и стала одной из незамужних, женщин-писательниц.
В 1937 году вышел ее второй большой сборник стихов. Темами ее стихов были греческие мифы, а героями – боги Олимпа. Но иногда в стихах можно было встретить образ молодой женщины, своенравной и печальной, которую окружает огромный и таинственный мир, и она страшится его.
В конце 30-х годов на сценах театров и кинотеатров замелькали новые имена. Творчество Зои Акинс уже не так востребовалась, как прежде. Она тяжело переживала закат своего успеха. Пришло известие, что подруга ее юности Сара Тисдейл покончила жизнь самоубийством. Когда одна из знакомых в письме к Зое спросила, могла бы она представить, что кто-либо хочет покинуть этот мир, то получила ответ: «Я не смогла бы». Она покинула этот мир 29 октября 1958 года.
Рувим Канторович,
Сент-Луис, Миссури