Ветеран их Техаса через 80 лет узнал, где похоронен отец
Сообщение об ошибке
- Notice: Undefined index: taxonomy_term в функции similarterms_taxonomy_node_get_terms() (строка 518 в файле /hermes/bosnacweb02/bosnacweb02aj/b1224/ipw.therussianamerica/public_html/russian_newscenter/sites/all/modules/similarterms/similarterms.module).
- Notice: Undefined offset: 0 в функции similarterms_list() (строка 221 в файле /hermes/bosnacweb02/bosnacweb02aj/b1224/ipw.therussianamerica/public_html/russian_newscenter/sites/all/modules/similarterms/similarterms.module).
- Notice: Undefined offset: 1 в функции similarterms_list() (строка 222 в файле /hermes/bosnacweb02/bosnacweb02aj/b1224/ipw.therussianamerica/public_html/russian_newscenter/sites/all/modules/similarterms/similarterms.module).
Иосиф Исаакович Шайкинд был безвинно расстрелян 20 февраля 1938 года под Смоленском.
В течение более восьмидесяти лет я и члены всей нашей семьи вели настойчивый и трудный поиск моего отца - Шайкинда Иосифа Исааковича, арестованного 8 декабря 1937 года, ложно обвиненного в шпионаже в пользу Латвии, в руководстве контрреволюционной организацией и еще в чем-то придуманном следствием, приговоренного к расстрелу и расстрелянного в феврале 1938 года.
Детали его осуждения и гибели стали известны семье из ложных сообщений «органов»: выслан этапом дальнего седования на десять лет без права переписки в 1938 году, умер в местах заключения от острой сердечной недостаточности в середине 40-х, реабилитирован посмертно «за отсутствием события преступления» в 1958-м. После реабилитации его жене назначили пенсию...
О трагичной судьбе отца я рассказал в газете «Русский Хьюстон Today» за 14 мая 2012 года в статье «Расстреля-ли за отсутствие преступления».
Так как сведений о его кончине не было, семья продолжила поиск в середине 80-х, написав обращение в Белорусский КГБ по нашему месту жительства.
Примерно через три месяца меня вызвали в Комитет госбезопасности. Принявший меня офицер раскрыл принесенную папку с уголовным делом отца и казенным голосом зачитал: «Ваш отец 13 февраля 1938 года, как латвийский шпион и руководитель контрреволюционной организации, был приговорен к расстрелу и 20 февраля 1938 года был расстрелян».
Он ничего не сказал о его реабилитации, не выразил сочувствия или сожаления о судебной ошибке, то ли из веры в справедливость приговора, то ли из чувства солидарности со своими бывшими коллегами по «цеху».
Я попросил его выдать мне свидетельство о смерти отца, он пообещал. И действительно, через пару месяцев я получил из Смоленского городского ЗАГСа «Свидетельство о смерти» установленного образца, где в графе о причине смерти была циничная запись - «Расстрелян». Диагноз уравнивал и жертвы политических репрессий, и борцов за правду, и бандитов с большой дороги.
В детские годы мой путь в школу проходил мимо здания областного управления НКВД. Реулярно из ворот выезжали две-три машины с конвоем и арестантами на полу, которых увозили «в неизвестность». Мне тогда не приходила в голову мысль, что среди них мог быть и мой отец.
Папа был большим оптимистом: за две недели до смертного приговора он, как мы узнали из присланной им записки, надеялся «на полную реабилитацию в связи с постановлением январского Пленума ЦК.»
Где находится могила отца, мы так и не могли узнать. Это не давало мне покоя. И все же спустя 80 лет место захоронения невинно расстрелянного отца было найдено!
В одной из передач Российского телевидения сообщалось, что в поселке Катынь - месте массового расстрела пленных польсих офицеров, открыт краеведческий музей. Работники музея нашли в расположенном неподалеку урочище Козья Гора ранее неизвестное захоронение 8000 расстрелянных советских граждан. Они установили их имена и возвели памятную стену.
Ввиду того, что это «рас-стрельное место» расположено вблизи города Смоленска, племянница погибшего сделала запрос о своем дяде и получила ответ, что имя Шайкинда Иосифа Исааковича имеется в списке расстрелянных и увековечено на стене «Памяти». Через 80 лет после смерти и стольких же лет поисков мы наконец нашли, где покоится тело отца!
Семья выполнила свой долг перед дорогим человеком, вернув ему честное имя и долгую память. От имени всех родственников - жертв Катынской трагедии, выражаю огромную благодарность Катынскому краеведческому музею и всем людям , принявшим участие в этом благородном поиске .
Владимир Шайкинд,
участник Великой
Отечественной войны ,
Хьюстон, Техас