Как в СССР «испытывали» бактериологическое оружие на людях

Эксперимент или халатность?

В апреле 1979 года в Свердловске произошла крупнейшая на территории СССР вспышка сибирской язвы, в результате чего погибло 64 человека. Причины трагедии скрывались вплоть до начала 1990-х. О том, что распространение сибирской язвы произошло в результате опытов с биологическим оружием в секретной лаборатории Минобороны СССР, впервые стало известно лишь в 1992 году из признаний президента Бориса Ельцина, пишет «Новая газета».

Первая вспышка язвы произошла в результате халатности обслуживающего персонала секретной военной лаборатории, которые не включили защитные механизмы, в результате чего смертоносные споры сибирской язвы разлетелись по прилегающей к военной части территории.

Жертв среди сотрудников самой военной лаборатории почти не было – пострадало только мирное население, жившее поблизости. Почти сразу медики обратили внимание, что болезнь поражает в основном мужчин. Инфекция затрагивала внутренние органы больного и, прежде всего, легкие. Клиническая картина была идентичной почти у всех инфицированных: при симптомах острой пневмонии у людей происходило кровоизлияние в мозг.

Патологоанатом 40-й клиники Лев Гринберг, принявшей всех пострадавших, в 2001 году рассказал, что симптомы обычной легочной сибирской язвы и той, от которой погибали жители Свердловска, отличаются друг от друга. Обычно сибирская язва представляет собой штамм только одного возбудителя – и соответственно принимает форму легочного, кишечного, кожного или септического заболевания. Но в 1979 году в Свердловске заболевание было вызвано миксом из четырех штаммов сибирской язвы, о котором гражданской медицине ничего не было известно.

Решение скрывать обстоятельства массового заражения власти приняли спустя несколько дней после первых смертей. Скрывать военным было что: создание биологического оружия было запрещено международной Конвенцией еще в 1972 году, а в 1975 году Минобороны СССР заявило, что все работы над ним прекращены.

Главный санитарный врач СССР Бургасов и тогда, и уже позже, когда появились подробности трагедии, отрицал, что люди в 1979-м умирали из-за утечки в лаборатории. До самой смерти академик отстаивал гипотезу о том, что вспышка инфекции была диверсией западных агентов. А в 90-е популярность получила еще одна не менее конспирологическая версия о том, что утечка была спланирована самими военными – как испытания нового бакоружия. Главный эпидемиолог Чкаловского района Екатеринбурга подтверждал аэрозольную природу распространения сибирской язвы. Врач предположил, что военные таким способом «хотели убедиться в результатах своего труда».

Примечательно, что именно Ельцин издал указ о пенсиях и пособиях семьям пострадавших, но ни один человек так и не получил обещанного пособия. А военные до сих пор официально не признали ответственности за утечку.

подготовил Валерий Грибанов

Rate this article: 
No votes yet