Как русский Робинзон стал олигархом
Бунт на корабле сыграл с Сергеем злую шутку .
О приключениях Робинзона Крузо на необитаемом острове знают все. Известно, что в основе сюжета лежала реальная история, произошедшая с шотландским моряком. Но мало кто знает, что 150 лет назад практически такая же история произошла с нашим соотечественником. Вот только русский Робинзон оказался в более суровых условиях – у берегов холодного Охотского моря.
Бунт на корабле
В 1847 году высоколобый представитель отечественной науки, талантливый математик, выпускник столичного университета Сергей Петрович Лисицын получил от своего американского родственника приглашение поработать на Аляске.
Полного жизненных сил, пышущего здоровьем и гонимого жаждой приключений Сергея Лисицына ничто не держало в России: мать его ушла в мир иной, а отец принял геройскую смерть на Русско-турецкой войне. К тому же молодой повеса попал в нехорошую историю с дуэлью. Так что подающий надежды кандидат математических наук с радостью принял предложение родни, отправившись за океан в Русскую Америку.
Путешествия такого рода продолжались иногда не дни, не недели, а месяцы. А есть такой тип людей, которые не выносят длительного однообразного существования в замкнутом пространстве.
После многодневного плавания язык Лисицына, принявшего на грудь от тоски зеленой, предательски развязался. И он наговорил лишнего капитану. А потом и вовсе – ни много ни мало – стал подбивать команду судна на неповиновение шкиперу.
Этот бунт на корабле сыграл с Сергеем злую шутку: когда его посадили «под домашний арест», заперев в каюте, он начал обрабатывать и охранявших его часовых. Такого капитан, конечно же, стерпеть не мог. Но, поостыв немного, решил не губить жизнь талантливого ученого, потому как и на Аляске, и дома в России Лисицына ждали за подобное преступление скорый суд и тяжкий приговор.
Прощен, но наказан
Капитан поступил по-человечески: снабдив не в меру ретивого молодого человека всем необходимым, он высадил его осенью 1847 года на побережье студеного Охотского моря. Кругом скалы, о которые с ревом разбивались ледяные волны, а на западе – непроходимый бурелом дальневосточной тайги. Но все было в руках самого ученого. Правда, эти руки потомственного дворянина ничего тяжелее шпаги и бокала шампанского никогда не держали.
Пришлось начинать жизнь с чистого листа: учиться добывать и готовить себе пищу, копать и строить, мастерить нехитрую мебель и снасти для рыбалки. Спасибо капитану, тот милостиво снабдил проштрафившегося математика верхней и нижней одеждой, в том числе шубой и добротной обувью, ножом, спичками, сухарями, кое-какой посудой, письменными и бритвенными принадлежностями и даже внушительным запасом водки, гаванских сигар и... денег. Последнее, конечно, было здесь, на краю света, ни к чему.
И еще одно смущало Лисицына: ему не оставили ни лопаты, ни инструментов. Так что фундамент для небольшого домика он вырыл найденной на берегу морской раковиной и заполнил его глиной. Из нее же Сергей Петрович возвел стены, печь и крышу, укрепив потолок стволами сухостоя и утеплив мхом и еловыми ветками. Затем из таких же подручных материалов он смастерил кровать, стол, стулья.
Пригодились одеяла и постельное белье (их ему тоже оставили), наволочку Лисицын набил мхом, которым выложил и саму кровать. Хотя у него и была посуда, он не поленился и вылепил из глины столовый и чайный наборы. Несмотря на то что капитан приказал снабдить Лисицына оружием – пистолетами, ножом, ружьем с патронами и даже шашкой, – он решил приберечь его и изготовил лук и стрелы.
Первое время, пока отшельник строил жилье и обставлял его самодельной мебелью, он худо-бедно промышлял сбором грибов, ягод и ловлей рыбы. Лук со стрелами помогали ему добывать кое-какую дичь. Потом наступили холода, и из средств для пропитания осталась только охота.
Не раз новоявленный Робинзон благодарил себя за дальновидное решение – экономить патроны. Особенно когда ему пришлось вступить в схватку сначала с медведем, а затем отстреливаться от стаи волков. И не только от них...
Сын пятницы
Самые жестокие шторма бушуют на восточном побережье материка весной. Именно в эти дни, гуляя у моря, Лисицын надеялся, что волны выбросят на берег что-нибудь из морепродуктов или нужную в хозяйстве вещь. Но обнаружил у кромки воды тело неизвестного мужчины. Сергей Петрович перенес его в свое жилище. Вскоре человек очнулся и уже мог говорить.
Оказалось, он пассажир судна, следовавшего на Аляску. Зовут его Василий, но на корабле с ним находился еще и сын-подросток – он приболел и не мог выбраться из каюты. Когда судно наскочило на камни, команда и пассажиры бросились спасаться, спустили шлюпки и исчезли в волнах штормового моря. Что было дальше, Василий не помнил – его смыло с палубы.
Понимая, что корабль могло выбросить на берег и там еще может оставаться в живых кто-то из членов экипажа или пассажиров, Лисицын поспешил вместе с Василием на поиски судна, которое они вскоре и нашли недалеко от того места, куда выбросило тело мужчины. Корабль, застрявший между прибрежными камнями, беспомощно качался на воде.
Добравшись до него, братья по несчастью быстро отыскали мальчика живым и невредимым, чему были весьма рады. Правда, Петр (так звали сына Василия) все еще чувствовал себя неважно, но его доставили в глинобитную избушку Лисицына. А сами мужчины не мешкая поспешили обратно на судно, пока его не отнесло в море.
К счастью, им удалось переправить с корабля на берег оружие, боеприпасы (даже пушку с ядрами!), инструменты, лопаты, большое количество продовольствия и зерно, которым впоследствии они засеяли отвоеванную у прибрежной тайги землю.
Испытание золотом
Но главная находка их ожидала в трюме, из которого доносились вой и мычание: там томились коровы, овцы, бык, собаки – все это русские переселенцы везли с собой на Аляску. А в одной из кают мужчинам навстречу бросился перепуганный кот. Так что вскоре Лисицын и его Пятница с 16-летним Петром завели настоящее хозяйство. И развернулись с размахом: реконструировали избушку, выстроили настоящую баньку. Теперь в их рационе кроме мяса появились молочные продукты, сыр, масло, хлеб!
У невольных робинзонов стало больше времени, помимо того, что они тратили на выживание. И Лисицын, вспомнив о науке, принялся обучать своих Пятниц алгебре, геометрии, астрономии. Сам он с удовольствием окунулся в новое для себя занятие – геологоразведку. И неожиданно обнаружил в прибрежной тайге целые залежи полезных ископаемых, в том числе золота и меди! С тех пор им овладело лишь одно желание – сообщить об открытии государственной важности куда следует.
На беду, о маленькой колонии прознали вездесущие хунхузы – китайские контрабандисты, или, как их называли здесь, краснобородые бандиты. Начались стычки с обитателями прибрежного поселения. Но привыкшие грабить одиноких путешественников хунхузы никак не ожидали, что против них применят артиллерию – ту самую пушку, снятую с корабля.
Тем не менее перед Лисицыным встала дилемма: или продолжать жить в свое удовольствие, отгоняя время от времени назойливых бандитов, или пробраться все-таки на материк, чтобы сообщить властям о месторождении золота. Да и домой ужас как хотелось! Поэтому, посовещавшись с товарищами по несчастью, Сергей Петрович принял решение – всем троим оставить поселение и уходить на запад.
И они действительно попали на Большую землю. А Русское географическое общество получило доклад Сергея Петровича о залежах полезных ископаемых. Когда в правительстве узнали о меди и золоте, управлять будущими рудниками отправили на Дальний Восток... самого Лисицына! Так что через несколько лет он сказочно разбогател, впрочем, не бедствовали и оба его Пятницы – Василий с сыном Петром.
В общей сложности Сергей Петрович Лисицын провел на побережье Охотского моря более 10 лет. Но он до конца жизни остался благодарен за вынужденное затворничество на пустынном берегу судьбе и капитану, который ссадил его здесь с корабля, преподав бесценный урок и сделав в конечном итоге самым богатым человеком Российской империи на Дальнем Востоке.
Виталий Карюков