Театр русской молодежи из Нью-Йорка
Он появился в Нью-Йорке 50 лет назад и блистал на сцене несколько лет.
Пятьдесят лет назад в Нью-Йорке появился Театр русской молодежи. Театры, которые существовали раньше, постепенно уходили со сцены. Ушел «Передвижной русский театр» Всеволода Хомницкого, «Театр русской драмы» Владимира Леонардовича Зелинского, более известный как театр Зелинского. Перестал существовать театр Владимира Ивановича Бастунова «Прометей», созданный им еще в 1945 году в Баварии, и в течение пяти лет обслуживавший все русские лагеря ди-пи в Германии. За время гастролей театр «Прометей» дал более 500 представлений.
В лагере ди-пи Шлянсхайм в прометеевскую труппу поступила Тамара Алексеевна Левитская. Она родилась в 1908 году в Киеве, в 1925 году поступила в студию при театре Николая Николаевича Соловцова. Это был один из первых киевских стационарных театров с постоянной труппой. Здесь она начала изучать основу театрального искусства по системе Станиславского. В 1927 году студию переименовали в театральный институт им. Н. Лысенко. Преподавателями были старые мастера, актеры Московского художественного театра. А.И. Агашев вел режиссуру, Е.С. Неделин – художественное чтение. По окончанию института Левитская была принята актрисой в Киевский государственный театр русской драмы им. Леси Украинки, где она сыграла много ролей, в том числе Глафиру в спектакле «Волки и овцы» А.Н. Островского, мать в «Дворянском гнезде» И.С. Тургенева, Пашу в «Хлебе» В.Н. Кершона, играла в «Машеньке» А.Н. Афиногенова, «Егоре Булычеве» Максима Горького.
Затем война, эвакуация, лагеря ди-пи. В 1949 году она попадает в США и снова погружается в театральную жизнь, играя во всех эмигрантских театрах Нью-Йорка. Левитская понимает, чтобы сохранить русский театр в эмиграции, необходимо привлечь молодежь. Для этого она разработала целую систему подготовки молодых артистов, создала две группы – младшую, в которую вошли дети от 8 до 15 лет, и старшую – для тех, кому больше 16 лет. Терпеливо работает с каждым учеником, дает им основы театрального искусства, совершенствует русский язык и только затем начинается работа над ролью. Результат не заставил себя ждать, у детей появился красивый, правильный русский язык, они стали более глубоко знакомиться с произведениями русских классиков, а, если шире, то и с русской культурой. К огромному счастью родителей дети заполнили свободное время полезным и интересным делом. Из наиболее способных постепенно сформировалась театральная труппа. Со временем труппа выросла до 107 человек. Родители горячо приветствовали создание театра, помогали чем могли, шили театральные костюмы, готовили декорации.
За время существования театра было поставлено четырнадцать спектаклей: «Двенадцать месяцев» С.Я. Маршака, сцены из «Бориса Годунова» А.С. Пушкина и «Царя Бориса» А.К. Толстого, «Снежная королева» Х.К. Андерсона, «Аленький цветочек» С.Т. Аксакова., «Горе от ума» А.С. Грибоедова, «Тетка Чарлея» Т. Брандон, «Женитьба» Н.В. Гоголя, «Снегурочка» и «Василиса Мелентьева» А.Н. Островского, «День отдыха» и «Квадратура круга» В.П. Катаева, «Каварство и любовь» Ф. Шиллера, «Вечер поэзии. Поэты ХХ века от А. Блока до самиздата».
Вот как описывал атмосферу вечера Евгений Семенов: «Из многочисленных поэтов ХХ века были выбраны пятнадцать, и на их творчестве показана та трагедия, которую переживает русский народ с начала нашего века. В ходе выступлений А. Буткевич делает краткое описание жизни и творчество этих поэтов. Свободные поэтические искания Блока и Гумилева сменили разочарования Есенина, пророчества Волошина и тяжкие страдания, которые перенесла Ахматова вместе со своим народом. Эмигрантская поэзия была представлена Максимовым, Хомицким, Кленовским и Коровай-Мете-лецким. Прекрасны были маленькие рассказы Солженицына, самого замечательного писателя нашей эпохи. Кровью сердца, великим страданием и гневом проникнуты стихи узников концлагерей, изданные самиздатом: Петрова-Агатова, Бородина, Галанскова».
Своей постоянной сцены у театра не было, спектакли проводились в обществе «Родина», обществе «Отрада», в американских колледжах Нью-Йорка и Филадельфии, в Коннектикуте. Публика встречала юных артистов восторженно. Огромную помощь Тамаре Алексеевне оказывала ее дочь Вероника, которая прошла театральную школу еще в лагере Шлянсхайм, и постепенно выросла под руководством матери в большую актрису. В работе театра принимало участие около 150 человек, спектакли посетило более восьми тысяч зрителей. Десять лет Левицкая вела свою подвижническую работу и публика отвечала ей овациями и цветами. Она очень любила цветы.
Похоронена Тамара Алексеевна на русском кладбище при Ново-Дивеевском женском монастыре, рядом с могилой мужа. В день похорон на могиле мужа зацвел куст ярких пионов, ее дочь Вероника Гашурова прошептала: «Это мой папа встречает маму цветами...».
Юрий Сандулов