Я единственный социалист, верящий в нравственный социализм
Сообщение об ошибке
- Notice: Undefined index: taxonomy_term в функции similarterms_taxonomy_node_get_terms() (строка 518 в файле /hermes/bosnacweb02/bosnacweb02aj/b1224/ipw.therussianamerica/public_html/russian_newscenter/sites/all/modules/similarterms/similarterms.module).
- Notice: Undefined offset: 0 в функции similarterms_list() (строка 221 в файле /hermes/bosnacweb02/bosnacweb02aj/b1224/ipw.therussianamerica/public_html/russian_newscenter/sites/all/modules/similarterms/similarterms.module).
- Notice: Undefined offset: 1 в функции similarterms_list() (строка 222 в файле /hermes/bosnacweb02/bosnacweb02aj/b1224/ipw.therussianamerica/public_html/russian_newscenter/sites/all/modules/similarterms/similarterms.module).
Писатель и богослов Михаил Моргулис о встречах с поэтом Евтушенко в Америке.
В Москве должна выйти книга воспоминаний Михаила Моргулиса «Это был сон». Автор любезно предоставил редакции отрывок из книги, посвященный его беседам с великим поэтом Евгением Евтушенко.
Сам не знаю, на что я надеюсь. Будут ли интересны будущему поколению сюжеты из жизни людей, известных в наше время, не знаю. Скорее всего, нет. Если вдруг каким-то волшебным образом не потянет будущих людей в прошлое огромная волна, и там они смогут разобраться, откуда и из кого они произошли. Вдруг им неожиданно захочется узнать, о чем печалились и страдали известные и неизвестные люди нашего века. И над чем мы смеялись, часто сквозь слезы. Если такое случится, тогда, возможно, они прочтут и эти строки. И еще, изредка, лелею мечту: вдруг описываемые в моих воспоминаниях люди передадут новому поколению особую духовную энергию, и с ней, новые люди смогут преодолевать эту прекрасную и ужасную жизнь.
Евгений Александрович и его милая жена Маша побывали у нас во Флориде, на берегу Мексиканского залива. Мы встречались, осторожно говорили о литературе. Запускать слова к Евтушенко, все равно, что запускать ракеты в громадную высоту, а он находится на самом верху. Евтушенко знает почти всех великих современников, помнит наизусть стихи многих поэтов. Только я называл чье-то имя, как его феноменальная память выдавала стихи этого поэта, и он прекрасно читал их, главное, неодинаково.
Однажды мы сидели в ресторанчике на берегу реки с индейским названием Маяка Ривер, позади Евтушенко села на окно белая цапля, я его сфотографировал. Посмотрите в книге, там есть эта фотографии. Было как-то нереально видеть его рядом с собой, глашатая России, всей нашей эпохи, автора «Бабьего Яра», яркого победителя жизни и добрейшего человека.
Но вот, сидит рядом, в своей кепуле, глаза мудрые, уставшие, иногда с хитринкой, и прекрасные.
Спустя десять дней мы расстались и переговаривались по телефону. Пришло тяжелое время, ему ампутировали стопу.
Мы с Татьяной Титовой и другими любящими его людьми часто совершали молитвы о нем и милой, все понимающей Маше.
По телефону он рассказывал некоторые истории из жизни. Какие-то отрывки я записал или запомнил.
Во времена хрущевского СССР послали Евгения Евтушенко, писателя Андрея Битова и главного редактора популярнейшего тогда журнала «Новый Мир» Владимира Карпова в Южную Корею, тогда такие поездки назывались – по линии культурного обмена. Все было чинно, принимали их какие-то чиновники высокого ранга, ели вкусно, дивились корейской жизни. В предпоследний день пришли представители Сеульского университета и пригласили выступить перед студентами. Евтушенко рассказал коллегам о приглашении, те подумали и отказались, мол, чего бесплатно читать желтым братьям, надо на базар сгонять, на сэкономленные деньги вещей купить.
И поехал Евтушенко один. Заходит в зал, а там, батюшки мои, битком набито, не то, что сесть, встать негде.
Стал он читать свои стихи с переводчиком, а зал заряжается его энергией, его пафосом, его харизмой. Аплодируют, лица счастливые. В общем три часа выступал.
Провожают его, а декан отзывает в сторону, и, очень смущаясь говорит, мол, мы выделили деньги за выступления трем человекам, но так как вы пришли один, то весь гонорар передаем вам. И передал увесистый пакет, в котором оказалось 15 тысяч долларов. Евтушенко уже в самолете, по дороге в Москву, рассказал это коллегам. Известие было воспринято в тишине. Но Карпов, бывший фронтовой офицер, удар выдержал, потом от столбняка отошел и об этом не вспоминал. А вот Андрей Битов, по словам Евтушенко, помнит это событие всю жизнь, глаза при встрече отводит, а глаза ведь все выдают, и обиду, конечно. Писатели – люди ранимые, но надо сказать, раны от обид у многих из них не зарубцовываются всю жизнь. Обида не помнит, кто был прав. Она только помнит, что было больно.
Как-то заговариваем о стихах, и Евтушенко вспоминает слова Осипа Мандельштама: «Есть стихи, в которых хочется жить». А потом другие его слова: «Душно – и все-таки до смерти хочется жить». После этих страшных слов Мандельштама вздохнули одновременно.
Вспоминает Евтушенко Эдуарда Багрицкого, ему очень нравится его строчка: «Мы ржавые листья на ржавых дубах…»
Говорим о разном. Евтушенко вспоминает, что кто-то из руководителей СССР якобы произнес: «За границу можно пускать только того, кто полностью изучил законы марксизма-ленинизма».
Вот еще запомнил.
«Солженицын – талантливый, правдивый, но темный, как вот бывает, видишь, дубы на скалах…»
«У Пастернака в «Докторе Живаго», весна, весна, и вдруг, описание, как мужик жену зарубил топором…»
Снова говорим. Он вспоминает:
– В 1946 году, вы помните по книгам, Жданов по указанию Сталина устроил разнос ленинградским писателям. Громили в первую очередь Зощенко и Ахматову. Так вот, знаете, почему особенно рассерчал Сталин? Перед этим был вечер этих писателей в Москве. И вот, когда вышла на сцену Ахматова ей стали аплодировать, а потом продолжали аплодировать стоя. Сталин узнал об этом, спросил зло: «Кто устроил вставание?» С подтекстом, что вставать можно только, когда Сталин выступает. Вот тогда и было принято решение: «Громить!»
В другой раз вспоминает: Первая моя книга «Разведчики грядущего» – плохая, однако там есть одно стоящее стихотворение «Не надо говорить неправду детям». Меня Солоухин критиковал. Но однажды, уже попозже, я его встретил, и он угрюмо говорит: «Ты не халтурщик, ты поэт!»
«Андрей Дементьев много сделал для писателей и поэтов. За это надо быть ему благодарным, он многих «пробил». Но поэт средний, можно набрать настоящих стихотворений можно набрать с пяток…
Вспоминает Константина Симонова: «Хороший человек в плохом времени».
О Матусовском.
– Приличным человеком можно быть в любом времени. Он был другом Симонова. Меня однажды сильно ругали на заседании Союза писателей, слова грязные говорили. За стихи со строчками «Артиллерия бьет по своим» и «Мы все были убиты на той войне». Когда-то я поддержал опального писателя Дудинцева за его смелую книгу «Не хлебом единым», его сильно ругали, а я подошел и пожал ему руку. А вот теперь меня громили, и после заседания, естественно, никто ко мне даже не приближался. И вдруг, смотрю, подходит Михаил Львович Матусовский и крепко жмет мне руку. Поймут ли сейчас, что в то время это был героический поступок…
Читает стихи по телефону. Здорово читает. Написал одно стихотворение, где меня упомянул:
В. Радзишевскому
Ну, скажите же мне, Володя,
но убрав свой, всезнающий вроде,
защитительно хитрый прищур –
или я как Россия в разброде
и во мне, как в саду-огороде,
все, как в ней самой, чересчур?
Как все высказать? Да смогу Ли-с..
Может, знает разгадку Моргулис,
и Земли, и частично небес,
и кто ангел сейчас, а кто бес,
но поскольку он все-таки пастырь
рифму я умягчил безопасной,
но приставкой почтительной «эс».
Не хочу, чтоб о странный мой твиттер
кто-то ноги насмешливо вытер, –
не желаю такого врагу.
Понял – я не писатель, а кто-то
для кого непосильна работа –
если хочется высказать что-то,
ну а что – сам понять не могу...
12 декабря 2013
В конце апреля 2014 года позвонил Евгению Александровичу и заговорили о моем эссе, где я снова рассказывал о том, как понимаю его поэзию, его взаимоотношения с Бродским, и его долгое одиночество. Потом он заговорил о своей второй жене – Галине Сокол-Лукониной. Говорит твердо: «Она самый принципиальный человек, из тех, кого я встречал в жизни».
Приводит несколько примеров.
Вот, в советское время, тяжелое, был обмен паспортов, в старом паспорте в графе «национальность» у нее было записано «русская». Папа у нее еврей, а мать русская. Вдруг она говорит паспортистке: «Пиши, что еврейка я». Та, знакомая, жалостливая, говорит, мол, да нет, запишу вас, как было раньше записано, русской. Галинаа хмурится и громко: «Сказала тебе, пиши – еврейка!»
Как-то в Москве привел домой секретаря райкома партии выпить, закусить, поговорить. Галя в дверях встречает, узнала райкомовца и произносит важно: «Для чего ты привел сюда эту партийную морду!» Тот смутился, хочет уйти, но я уговорил, вошли, она, как ни в чем не бывало, на стол собрала, вежливо, и удалилась.
Галя с иронией относилась к Фиделю Кастро. Но как-то встретила его во время приезда в СССР и потом так говорит мне:
– Да, попала и я под его обаяние… Ничего нельзя противопоставить обаянию…
Прочитала «Бабий Яр» и вздыхает: «Нет, не публикуй это. Понимаешь, любыми словами никогда и никому не передать той бездны горя».
– Она была безупречной женой. Как-то позвонил ей доброжелатель, мол, Евтушенко в ресторане сидит с балериной. Она ему отвечает: «Ну что ж, пусть потанцует!»
Евтушенко вспоминает приезд в Москву Генриха Белля, великого немецкого писателя.
– Звонят из аэропорта. Вот тут у нас иностранец, никто за ним не приехал. Говорит по-немецки, называет вашу фамилию. Выглядит, как известный писатель… Приезжайте за ним. Я приехал. Едем. Знаю, что его сын оказался членом «Красной бригады», террористической группы в Германии, был суд, сын в тюрьме. Об этом не говорим… А вы знаете, это ведь благодаря ему Солженицыну дали Нобелевскую премию. Он его предложил и настаивал на присуждении…
Говорим с Евтушенко в начале мая 2014 года. Только что умер Габриэль Маркес, колумбийский писатель, нобелевский лауреат, которого узнал весь мир после книги «Сто лет одиночества». Он был настоящий левый, связан с коммунистическими режимами. Несколько раз приезжал в СССР. Один раз Евтушенко поручили возить его, общаться с ним.
– Я везу его на своей машине в Переделкино. Спрашиваю, «Заедем на могилу к Пастернаку?» Габриэль, отказывается. Видя мое недоуменное молчание, высказывается: «Его имя использовали империалисты, «Доктор Живаго» помог им обвинить СССР». После паузы – «Давайте заедем…». Приезжаем на кладбище, подходим к могиле Пастернака. Могила убрана, на ней немного скромных цветов. Маркес долго молчит. Потом произносит: «Чистота на могиле. Значит, любят». Я вспомнил, как мой отец говорил: «О человеке можно узнать по тому, как он ведет себя на кладбище…». Мне рассказывали, что тогдашний кумир Михаил Горбачев выступал в огромном зале где-то на Западе, а Маркес был среди зрителей. Но он поднял руку, и Горбачев его узнал, и пригласил на сцену. После Перестройки выяснилось, что на скамейке возле могилы Пастернака был установлен «жучок», тайный микрофон, и о том, что говорили сидящие на скамейке, прослушивали кегэбешники на даче у писателя Маркова. Вот так жили.
– Когда-то главный редактор газеты «Правда», органа ЦК партии коммунистов, Зимянин признался мне, что уже много лет не читает книг, не успевает, и спросил у меня, что в первую очередь почитать. Я посоветовал: «Сто лет одиночества» писателя Маркеса.
– Еще при жизни Пастернака я как-то привез к нему итальянского переводчика Марио Пинеллино. Пастернак на своем огородике окучивал картошку. Он посмотрел на итальянца: «Кто это? Грузин? А, итальянец…. Люблю итальянцев…» Потом мы долго сидели, итальянец выдержал до 12 ночи, а мы говорили с Пастернаком до 5 утра. Понимаете, Пастернак еще и был актером. В нем был природный артистизм. Даже, на фото, где он с лопатой на огороде, видно интуитивное актерское мастерство… И вы, кстати, прекрасно используете артистизм…
Я говорю: «Если это так, то самый великий актер в пьесе о жизни – это вы, Женя…»
Вспомнили поэта Наума Коржавина. Евтушенко жалеет, что Коржавину не дали премию «Поэт года». Потом высказывается так: «Для такого человека премии не имеют значения. Он – штучная фигура. Один среди многих».
О Назыме Хикмете Евтушенко вспоминал часто. Он с ним провел много времени.
Начал с фразы, которую Хикмет произнес в разговоре с Эренбургом еще при Сталине: «Я очень уважаю товарища Сталина, но не могу вынести стихов, в которых его сравнивают с солнцем. Это не просто плохая поэзия, это плохой вкус». В 1951 году Хикмет после турецкой тюрьмы перебрался в СССР.
Ну, мы знаем, что за время было тогда в СССР. Концентрационный лагерь с полузадушенными, изуродованными страхом людьми. Назым Хикмет разобрался, что коммунистический рай гораздо страшнее турецкого ада. Но карте место! Он уже был здесь и начал играть свою новую роль. Страх диктовал ему слова новой роли. Он все понял, но играл наивного, доброго, ничего не понимающего иностранца.
– Хикмет много лет просидел в турецкой тюрьме, и теперь радовался жизни. Ходил постоянно в театры. Русский язык понимал хорошо. Смеляков про него стихотворение написал: «В России жил Назым Хикмет, голубоглазый турок…» Однажды на одном из банкетов сказал о бездарнейшей пьесе «Зеленая улица»: – Это мелкобуржуазная конформистская дрянь…
Еще на каком–то съезде высказался, что мол, обязательно сообщит Сталину, как коммунист коммунисту, о том, сколько бездарных его скульптур наставили в городах! На что заведующий отделом агитации и пропаганды при ЦК партии ему ответил: «Товарищ Сталин разделяет ваши чувства, но он скромный человек и не может всем диктовать свои вкусы…»
Назым мне рассказал такую историю. Однажды к нему на дачу пришел человек и попросил: «Хикмет, простите мне грех!» Это был бывший водитель Назыма в Москве. Берию к тому времени расстреляли, и поэтому водитель смог решиться на такой шаг. Вот что оказалось. Водителя привели к самому Берия. Тот спросил: «Ты кого возишь?» Водитель отвечает: «Поэта Назыма Хикмета». «Дурак! Ты возишь шпиона! У него задача убить Сталина». Водитель шепчет в страхе: «Нет, этот человек не может быть убийцей».
«Садись и пиши об этом…» «Не смогу я, товарищ Берия…» «Тогда смотри, я щелкну пальцами и привезут твою жену, а также привезут пять уголовников, которые давно не видели женщин, и на твоих глазах они будут ее насиловать…» «И я, товарищ Хикмет, написал на вас донос, что вы шпион и убийца…»
И вот что Назым ему ответил: «Ты вел себя правильно. Что ты мог сделать против этой банды? Я помню, что ты не мог мне глядеть в глаза, и понимал, ты меня сдал… Но я молчал. И я, что мог сделать?.. Ничего, история их обманула, и они оба в аду, Сталин и Берия…»
– На фоне трагедий случались гротесковые комедии. Два дружка, антисемиты и доносчики, лауреат Сталинской премии, автор книги «Белая береза» Бубеннов и бесконечно бесталанный драматург Суров устроили пьяную драку. В результате выбили окно в квартире Бубеннова, а драматург Суров выбежал на улицу в кальсонах и так прошествовал по Москве до своего дома. Ходила тогда эпиграмма, приписываемая Эммануилу Казакевичу и Александру Твардовcкому, заканчивалась она словами: «Но, следуя теориям привычным, / Лишь как конфликт хорошего с отличным / Расценивает это партбюро»
– Вы знаете, Михаил, социализм вышел из христианства. Вы не любите либералов, но есть либералы-демократы… Я единственный социалист, верящий в нравственный социализм… Толерантность вы ругаете, но она нужна… Согласен, при этом надо видеть и врагов… Человечество должно учиться говорить важные вещи в массовом порядке… Я знаю, вы не любите лозунги масс… Знаю, вы сопереживаете чужой боли, но есть центр мировой боли, и знаете, где он находится? За каждым углом. Помните, что вы очень широкий человек… И знайте, это уже некоторые поняли, никто так не пишет, как вы, так сладко и больно, влюбленно… Я же немного написал об этом в вступлении к вашей книге «Тоска по раю», о том, что я влюбился в нее…
На этом я заканчиваю записи разговоров с Евтушенко. Редакторы говорят, надо выпустить отдельную книгу. Может быть, попробовать?
Михаил Моргулис,
Флорида