Когда Сент-Луис был испанским...
«Это может быть город, в котором будет много жителей»
Многим из нас, незнакомы с ранней историей города Сент-Луиса, трудно представить, что когда-то в течении сорока лет он был сонным колониальным испанским городком, управляемым испанским лейтенант-губернатором и охраняемым испанскими солдатами.
Сент-Луис был основан в 1764 году Пьером Леклидом и Августом Шото как французское поселение, которое сразу же перешло под власть Испании. С 1756 по 1763 годы в Европе шла Семилетняя война. В этой войне Франция и Испании, находящиеся в одной коалиции, потерпели поражение от союза стран, возглавляемых Англией. Колонии Франции в Северной Америке, лежащие восточнее реки Миссисипи, отошли к Англии, а земли, лежащие западнее этой реки, называемой Луизианной, Франция передала своему союзнику Испании. Город Нью-Орлеан был столицей Луизианы, а Сент-Луис – одним из ее городов.
Испанские власти назначили дона Антонио де Аллоа правителем Луизианы. Он назначил француза капитана Франциско Рюн губернатором Сент-Луиса. Капитан Рюи стал укреплять оборону города и его окрестностей. С этой целью был построен форт в устье реки Миссури. В его задачу входило не допускать англичан в Сент-Луис и лишать их возможности торговать мехами с индейцами и белыми охотниками на правом берегу Миссисипи.
Капитан Рюи составил подробную карту местности вокруг Сент-Луиса и отослал ее в Мадрид с припиской: «Это может быть город, в котором будет много жителей». Как мы видим, капитан не ошибся.
Правитель Аллоа пришелся «не ко двору» французских жителей Нью-Орлеана. Они потребовали его замены. Аллоа был отозван в Мадрид, и губернатором Луизианы стал Рюн. Но назначение губернатором француза оскорбило испанских грандов. Они устроили бунт. Мадрид прислал в Нью-Орлеан нового губернатора, испанского генерала с ирландской фамилией О’Рейли. Тот приказал расстрелять нескольких бунтовщиков и для видимости удовлетворил часть требований остальных недовольных. Управлять Сент-Луисом новый губернатор послал капитана Педро Пирнаса. Капитан прибыл в начале 1770 года с 6-ю офицерами и 20-ю наемными солдатами. Население города радушно встретило Пирнаса и его француженку жену. Временно они поселились в доме Пьера Леклида. Пирнас благосклонно отнесся к жителям города, щедро наделяя желающих участками земли. Пирнас описывал Сент-Луис (или как его называли испанцы «Сосновый двор»), как приятный, не опасающийся наводнения, населенный пункт. Он и не подозревал, какие здесь могут быть наводнения. Одно из них было в Сент-Луисе в 1785 году. Тогда Сент-Луис насчитывал 399 белых свободных граждан и 198 черных рабов.
Испанское правительство часто меняло губернаторов в Нью-Орлеане. Соответственно и правители Сент-Луиса менялись очень часто. Когда Пирнас покидал город, видные люди Сент-Луиса вручили ему благодарственный адрес, свидетельствующий о высоком уважении к нему населении.
В 1775 году правителем в Сент-Луисе был назначен полковник испанской армии Франциско Крузат. Полковник делал все, что было в его силах, чтобы привлечь в Сент-Луис новых жителей, как французов, так и жителей английских колоний. Каждому прибывшему выделялся значительный земельный надел с общинного поля, и оказывалась помощь в обустройстве.
Новый губернатор в Нью-Орлеане Бернандо де Голвез отозвал Крузата из Сент-Луиса и на его место назначил Фернандо Делиба, который оказался непопулярным у населения.
После объявления Испанской войны Англии в 1779 году жители Сент-Луиса ожидали наступления англичан на город. 26 мая 1780 года такое наступление началось. Битва была грандиозной. Имена двоих фермеров – защитников города удалось установить. Это Jean Cardinal и Francois Hebert. Их именами названы в Сент-Луисе улицы. Когда Фернандо Делиба умер, губернатор Галвез вернул в Сент-Луис Крузата.
У испанца Крузата было много друзей среди французов, индейцев и даже англичан. Он перенес свою резиденцию в каменный дом на углу улиц Первой и Волнут. Эта резиденция существовала до приобретения Луизианы у французов в 1803 году.
Кроме исполнительной и военной власти правитель города был наделен законодательными и судебными функциями. Исторические документы рассказывают, как решались даже мелкие конфликты горожан. Например, житель Сильвестер Лабада заметил, что забор его соседа Алексиса Мари поставлен на несколько футов вглубь его территории. Правитель приказал перенести забор на свое место.
В городе стали селиться и испанские семьи. По документам можно видеть фамилии испанских жителей. Но большинство горожан было французами.
В 1787 году правителем Сент-Луиса стал Мануел Перец. Он поощрял приезд новых жителей, предоставлял участки земли для строительства дорог. Его сменил потомственный испанский аристократ, фамилия которого не умещалась на целой строчке страницы: «Дон Франциско Гектор Льюис ел Барон де Каронделет де Ноелс Сеньор д’Хаине Сант Пьер». Вспоминается старый анекдот. Когда такого аристократа спросили, кто идет, и он назвал свою полную фамилию, его предупредили: «Последний пусть закроет дверь, а то дует!». Кстати, юго-восточная часть Сент-Луиса, примыкающая к даун-тауну, носит название «Каронделет». Кардонделета сменил француз канадского происхождения, служивший в испанской армии, по имени Зенон Трюдо. И, наконец, последним испанским правителем в Сент-Луисе был француз Чарльз де Холт Деласуз. А в Европе к власти во Франции пришел Наполеон Бонапарт, который отобрал у Испании и возвратил Франции Луизиану. А в Сент-Луисе по-прежнему правил Деласуз.
Как я представляю, развивались события дальше:
Трое стояли вокруг стола.
Сейчас зазвучат барабаны.
Последнюю точку ставит судьба
На участи Луизианы.
Идет третий год девятнадцатого века,
Назревает в Европе большая война.
А у французов в финансах прореха,
У Наполеона пустая казна.
А в Вашингтоне уже давно
Президент Джефферсон составил план,
как на Запад прорубить окно
и Луизиану прибрать к рукам.
Отринув любой насильственный путь,
В купле узрел президент перспективу.
И, изложив решения суть,
шлет в Париж он послу директиву.
Принял посла император французов
И согласился с предложенным планом.
Сказав при этом: «Земля – не обуза»,
Но воевать нужно с полным карманом.
Сумму большую назвал император,
С ней не согласен посол Ливингстон,
В помощь ему Монро-дипломата
Из Вашингтона шлет Джефферсон.
Переговоры проходят не гладко,
Но, наконец, подведен итог:
15 миллионов долларов взятка,
Ее император получит в срок.
А территория США возрастет почти втрое,
И Луизианы наступит расцвет.
В освоении Запада главным героем
Сент-Луис назовут через сотню лет.
4 марта 1804 года Деласуз передал власть над Луизианой представителю Франции и США капитану Амосу Стоддарту. Испанский флаг на правительственном здании Сент-Луиса был спущен и заменен французским флагом. Тут же был спущен французский флаг и на флагштоке взвился звездно-полосатый флаг Соединенных Штатов Америки. Луизиана и Сент-Луис обрели своего настоящего хозяина.
Рувим Канторович,
Сент-Луис, Миссури