Евгений Ясин: Итоги года в России и взгляд в будущее
Сообщение об ошибке
- Notice: Undefined index: taxonomy_term в функции similarterms_taxonomy_node_get_terms() (строка 518 в файле /hermes/bosnacweb02/bosnacweb02aj/b1224/ipw.therussianamerica/public_html/russian_newscenter/sites/all/modules/similarterms/similarterms.module).
- Notice: Undefined offset: 0 в функции similarterms_list() (строка 221 в файле /hermes/bosnacweb02/bosnacweb02aj/b1224/ipw.therussianamerica/public_html/russian_newscenter/sites/all/modules/similarterms/similarterms.module).
- Notice: Undefined offset: 1 в функции similarterms_list() (строка 222 в файле /hermes/bosnacweb02/bosnacweb02aj/b1224/ipw.therussianamerica/public_html/russian_newscenter/sites/all/modules/similarterms/similarterms.module).
Спад, или, в лучшем случае, стагнация будут продолжаться.
Минувший 2015 год заслуживает того, чтобы задуматься над его итогами. Наиболее распространенное мнение состоит в том, что год показал нарастание стабильности и в будущем году мы можем ожидать небольшого роста. Скажем, по мнению А.Л.Кудрина, рост ВВП на 1,5%. Но скорее всего, в 2015 году, по признанию Минэкономразвития, будет спад на 3,8% ВВП; так что в лучшем случае на следующий год можно ожидать уровня ВВП ниже 2014 года где-то на 1,3%. Но если в 2016 году продолжатся тенденции 2015-го и перелома, хотя бы небольшого, не произойдет, сохранится спад на 1,3-1,5 %, то динамика ВВП за 2014-2016 гг будет продолжением спада, обозначающего новую тенденцию в развитии российской экономики.
Суть новой тенденции состоит в том, что после рыночных реформ Россия прошла 1-й этап трансформационного кризиса (1992-98), затем 2-й этап – восстановительного роста (1999-2008). Итог этих двух этапов – преобразование российской экономики в рыночную, по крайней мере, наполовину и подъем до уровня 1990 года или несколько выше, на волне многократного повышения цен на нефть. Существенную роль в этом подъеме сыграло и оживление западной экономики после манёвра председателя Федеральной Резервной Системы А.Гринспена в 2001 году со снижением учётной ставки процента. Это оживление способствовало также подъему Китая и Индии, а также России в силу повышения спроса на топливо. Одновременно со вторым этапом произошло повышение доли и влияния государства на только что возникшую рыночную экономику, которая еще нуждалась в существенных, в значительной степени происходящих спонтанно операциях по налаживанию именно рыночных, не требующих чрезмерного вмешательства государства взаимодействий между сегментами рынка и их созреванию.
В 2008 году Второй этап – восстановительный рост закончился вместе с прекращением роста цен на нефть. Начальную фазу кризиса удалось преодолеть с использованием накопленных резервов и в 2010-2011 годах, потери были устранены, и даже уровень 2007-2008 годов удалось превзойти. Однако со второй половины 2012 года началось падение темпов роста, которое продолжалось до 2014 года, а затем, в 2015-м перешло в спад. В этом состоянии мы вступаем в 2016 год.
Обозначенный выше процесс, начавшийся в 2008-м или, при иных предположениях , в 2012-м, можно трактовать как Третий этап постсоветского развития. Точнее, его начало.
Парламентские выборы 2011 года обозначили также начало протестного движения в пользу демократизации, особенно в Москве. В марте 2012 года В.Путин выиграл президентские выборы и получил возможность выбора: то ли двигаться к демократии и либерализации экономики, то ли, наоборот, повернуть в сторону усиления авторитаризма. После 6 мая, когда митинг на Болотной площади в Москве завершился разрешением конфликта между властями и демонстрантами в пользу властей, власти начали кампанию «закручивания гаек».
2014 год стал выразителем определенного выбора политики: конфликт на Украине, присоединение Крыма, выступление сторонников России в Донбассе с последующими санкциями Запада, включая введение санкций и в ответ – нашего эмбарго на значительную часть импорта западных товаров в Россию, продемонстрировали серьезность событий. Можно говорит, что Россия с 2014 года стала переходить от инерционного сценария, продолжавшего политику 2003-2004 годов, к более жесткому, мобилизационному сценарию. Ужесточение внутренней политики было важной его стороной. Конец 2014 года ознаменовался сильным финансовым кризисом, завершившим процесс глубокого падения стоимости рубля, который был остановлен Центральным банком.
Чем мог стать после этого 2015 год? Если события предыдущего года обусловили неизбежность спада, то он, большей частью пришелся именно на год последующий.
Всё это время продолжался кризис мировой экономики, началось падение цен на нефть, вдвое и более. Казалось, что кризис в России происходил в силу общей обстановки. Однако в 2015 году определился подъем экономики США и ряда других западных стран. В России реальная экономика явно устремилась на борьбу с кризисом, но политико-экономическая обстановка внутри страны не благоприятствовала заметным успехам.
Возможно, уверенные выводы из пережитых в 2014-2015 годах событий делать еще рано. Очевидно, что в эти годы мы наблюдали только начало Третьего этапа постсоветского развития. Но то, что произошло, определенно указывает на то, что рассматривать кризис как циклический, выход из которого определится сам собой или хотя бы единым повышением цен на нефть, не следует. Спад, или, в лучшем случае, стагнация будут, видимо, продолжаться до тех пор, пока не начнутся институциональные реформы в сторону либерализации. Позволю себе предположение: чем дольше они будут откладываться, тем глубже будет спад (в лучшем случае – застой). Итоги 2015 года, на мой взгляд, с высокой вероятностью предсказывают именно такое развитие событий.
Евгений Ясин,
бывший министр экономики,
научный руководитель ВШЭ