Подводя итоги

Сообщение об ошибке

  • Notice: Undefined index: taxonomy_term в функции similarterms_taxonomy_node_get_terms() (строка 518 в файле /hermes/bosnacweb02/bosnacweb02aj/b1224/ipw.therussianamerica/public_html/russian_newscenter/sites/all/modules/similarterms/similarterms.module).
  • Notice: Undefined offset: 0 в функции similarterms_list() (строка 221 в файле /hermes/bosnacweb02/bosnacweb02aj/b1224/ipw.therussianamerica/public_html/russian_newscenter/sites/all/modules/similarterms/similarterms.module).
  • Notice: Undefined offset: 1 в функции similarterms_list() (строка 222 в файле /hermes/bosnacweb02/bosnacweb02aj/b1224/ipw.therussianamerica/public_html/russian_newscenter/sites/all/modules/similarterms/similarterms.module).

Thomas Sowell: «Социальная история Западного мира последних трех десятилетий, это история замены того, что работало хорошо, на то, что звучало хорошо».

Цель этих заметок дать читателю возможность понять смену моих настроений  за 35 лет жизни в Штатах от восхищения до почти полного неприятия. Я думаю, что есть достаточное число эмигрантов из Союза, которые в той или иной мере разделяют мои чувства, как и отдаю себе полный отчет в том, что найдется еще большее число тех, кто видят и чуствуют себя в Америке заметно иначе. Так подсказывает опыт моего общения в кругу многочисленных новоприобретенных друзей. Это лишь канва того, что я хочу сказать. Хочу надеятся, что мне удасться более обьемно осветить наиболее острые моменты в недалеком будущем.

Я эмигрировал в США в 1980 году. Мой Союзный маршрут был таким: Вильнюс, Литва 1948-1950, Кривой Рог, Украина, 1950-1964, Минск, Беларусь 1964-1978, снова Вильнюс, Литва 1978-1980. С 1980 года живу в Стэмфорд, Коннектикут. По образованию-математик, по профессии-программист. 3-е детей от двух браков: дочь-42, сыновья 21 и 11 лет. Начал работать через два месяца после приезда.

Встречавшие меня в аэропорту JFK совсем свежие эмигранты предупредили: Никаких разговорах о политике и религии. Мне это показалось несколько неожиданным, но общая эйфория от приезда в Америку отвлекла меня от дальнейших размышлений на эту тему. И по сей день я это предупреждение неуклонно исполнял. Я ни разу не был свидетелем того, чтобы "аборигены" заводили эти разговоры на рабочем месте, а вне работы я с ними практически не общался. Разговоры о политике, культуре в Союзе были неотемлимым атрибутом любого интеллигентного общения: и по работе, и по кухне. Что делало рабочий день короче и несравненно интересней. Как и флирт на рабочем месте, задушенный прошедшей волной "seхual harassment", сделало работу уж совсем делом скучным. Хотя и хорошо оплачиваемым. Постепенно я также осознал, что если у тебя есть свое мнение, не совпадающее с мнением большинства, то ты "opinionated", термин, имеющий откровенно негативный характер. Как и если ты пытаешся, даже в очень мягкой форме, отстоять свою позицию, то ты "aggressive" с тем же негативным характером. Так установилась форма тотальной "мягкой" цензуры под названием политкорректность. Люди на всех уровнях социальной лестницы теряли свою работу, высказывая свое отношение к разным и далеко неоднозначным явлениям. Как, например, к однополым бракам. Ну, а сказать что-нибудь не восторженное о противопложной расе (т.е. черной, о белой можно) -кара будет беспощадной. Нужны примеры?

По приезде я считал, что самые интеллигентные люди в Америке это продавцы (sales people). По манере одеваться, галантности, дружелюбию и отличным английским. В результате я купил страховку жизни для здорового семилетнего ребенка, как и сделал много других столь же диких покупок. Я также пришел к выводу, что выражение "will be in touch" это вовсе не обещание, а простая "галантность". И отучился хватать собеседника за пуговицу при словах "How are you". Правда, восклицать с притворным радушием "Hi, Kevin!" я так и не научился.

Так уж получилось, что моим первым боссом, с которым я работал почти 15 лет и который в один день удвоил мою зарплату через 4 месяца после начала моей работы, оказался человеком исключительным, из числа американской аристократии. На мое первое интервью он самолично приехал ко мне домой, и мы разговаривали под шум оконного кондиционера. Общение с ним дало мне, как дальнейшая моя карьера показала, абсолютно ложное представление о реальном корпоративном положении трудящихся. Впрочим, и времена были другие. Ложным в оценке действительности, как дальнейшая ассимиляция показала, было и время Рейгана, особенно на фоне кремлевских маразматиков 70-80 годов. Но опять-таки, частная жизнь была насыщена установлением новых дружеских отношений, путешествиями по стране и за рубеж в безвизовом режиме. В общем и целом, жизнь удалась.

You can’t make a weak man strong by making a strong man weak”

Abraham Lincoln. (Нельзя сделать слабого сильным делая сильного слабым).

Дочь училась в частной еврейской школе, человеком была ответственным, училась отлично. Необходимости знакомиться с постановкой образования у меня не было. Думаю, что если бы я в те годы и стал вникать, то, видимо, больших изьянов не обнаружил бы. Сыновья же оказались людьми безответственными, хотя и очень способными. Но, видимо, 20 лет прошедшие с 1980 до 1999 года нанесли серьезный урон делу народного образования в Стэмфорде, одном из очень дорогих и, предположительно, хороших городов Америки. То, что я увидел, не могло оставить меня равнодушным. Орентированная на дебилов программа обучения (в первую очередь по точным наукам), отсутсвие оценок в начальной, а с недавнего времени и в "средней" школах - не дай бог расстроить хрупкий детский организм. А на самом деле, с целью скрыть факт, что "социально обделенные" не дотягивают до необходимого интеллектуального уровня. Атмосфера чиерлидерства в классе, развращающая наших детей, делающая их нетерпимыми к любой критике, соединение в одном классе детей с очевидной, радикальной разницей в уровне подготовки и среде обитания.  Домашние задания на 10-15 минут. Мало того, что я, как домовладелец, плачу городкие налоги (из которых составляется бюджет городских школ) и тем самым оплачиваю образование детей родители которых находятся на содержании государства, так еще и за мой же счет детей из "неблагополучных" районов города везут через весь город в нашу школу, находящуюся в "благополучном" районе. Я искренне не против того, чтобы в школах "неблагополучных" районов классы были меньше и подбирали лучших учителей за деньги, сэкономленные на транспорте. Не говоря уже о том, что эти поездки отнимают по меньшей мере час времени у этих детей. Но попрубуйте заикнуться об этой идее. Задумайтесь над этим.

Частые вызовы в школу по поводу проблем с поведением старшего сына, а также регуляные teacher-parent conferences, да и просто знакомство с учителями, позволило нарисовать довольно неутешительную картину качеств людей, которым мы доверяем самое дорогое, что у нас есть. В массе своей-какие то унылые, усталые люди. Когда в 3-м классе я первый раз пришел на родительское собрание в школе и увидел учительницу-мне стало дурно. Учительнуца, дама неопределенного возраста, с многократно проколотыми ушами и ноздрёй, не способная без кривляний произнести двух слов! И с этим человеком мой сын должен общаться целый день. Вернувшись домой, позвонил моей знакомой (русской), учительнице старших классов в соседнем городе. Что делать???! Она: сиди, помочь не поможешь, а навредить - 100%.

Так уж получилось, что в 5-м классе у моих ребят была одна и таже учительница, заметно отличная от остальных. Хотя бы тем, что она была  Doctor of Education, да и в целом у нее была выработана особая форма организации класса. Десять лет тому ей позволили отобрать в класс способных детей из 4-х классов школы, что, разумеется, сыграло на пользу детей (и страны в целом). Когда же через 10 лет мой младший попал в ее класс, такую роскошь, как отбор способных детей ей уже сделать не позволили. В результате в одном классе оказались дети разного уровня подготовки. И поэтому ей пришлось внутри класса разделить детей по цветам (упаси бог кожи!) : зеленые, голубые, фиолетовые по каждому из предметов. Тем самым утраивая ее нагрузку, поскольку нужно было готовить три домашних задания, а как она могла выступать в 3-х лицах в классе, для меня остается загадкой.

Стоит ли удивляться, что на моем последнем месте работы из 70 человек IT персонала, 4/5 были индусы, несколько русских (в главных ролях) и китайцев, и ни одного коренного американца!

Несколько лет тому одна моя знакомая в Стэмфорде организовала группу озабоченных русских мамаш (куда и я ненароком был тоже зачислен) с намерением надавить на Board of Education, чтобы ввести в Стэмфордских школах передовую Сингапурскую (!) систему преподавания математики взамен отечественной Common Core. Я, к этому времени хорошо знакомый с Board of Education, был скептически настроен на успех этого мероприятия. Основным аргументом оргкомитета мамаш был факт, что Сингапурская система была с успехом принята в школах Вэстпорта и Вилтона (это города миллионеров). Моим контр-аргументом был факт, что демографическая картина в этих городах существенно отлична от Стэмфорда. Недавно встретил мою знакомую, поинтересовался как дела. Говорит-все нормально. Спрашиваю-что, неужели удалось заломать? Нет, говорит, мы переехали в Вэстпорт.

Неудивительно, что 50% Силиконовой долины - это "русские" или дети "русских", что 85 % новых Старт-апов - это опять новые эмигранты или их дети.

Смена правительств - Буш старший, Клинтон, Буш младший и сопутствующие им дебаты казались мне делом скучным, национальные новостные телевизионные программы, зацикленные на Америке, были исключительно и причудливо глупы и по тематике, и по освещению каких то незначительных событий. Мелкие скандалы, сопровождавшие правление этой троицы были мне мало интересны, как и сами личности. Затем все больше и больше опережающими темпами на телевидении стали появляться лица отражающие быстро изменяющийся демографический ландшафт страны. Появились бойкие, резкие, наглые молодые люди отражающие быстро изменяющийся культурный ландшафт страны. В конце концов появились и подонки типа Ала Шарптона и Джэси Джексона. Сколько раз, смотря эти передачи, я задавал себе вопрос: как надо не уважать свой народ, с каким презрением к нему относиться, чтобы каждый день выливать с экрана эти помои.  Не замечал ни разу, чтобы кто-то возмутился.

Картина же стала резко менятся с появлением Горбачева в России, с "гласностью", с развалом СССР, 9/11 и Интернетом. Когда дверь в Союз слегка проткрылась, я поехал туда в как-раз в дни неудавшегося мятежа 1991 (Вильнюс-Минск-Ленинград). Провал мятежа встретил на Дворцовой площади в Ленинграде. Был рад видеть возбужденные лица моих бывших соотечествинников. Кстати, это был первый раз, что я был в России (если не считать семейных поездок в Крым, до того, как его отдали Украине). Второй раз я был в России в 1993 году и, находясь в Москве, был госпитализирован и прооперирован с прободением язвы в Боткинской больнице в Москве. И как раз в том отделении, куда привезли Ленина после покушения на него, о чем свидетельствовала мемориальная доска, под которой я курил. В 2007 году у меня нашли рак легких, я был оперативно оперирован, 1-я стадия, химии и радиации не потребовалось. Но легкие были крепко изношены (энфизема). Я проработал еще где-то год и вынужден был выйти на инвалидность. С тех пор я был многократо госпитализирован в единственном в нашем городе госпитале. С каждым разом стал замечать, что персонал- и сестры и врачи- очень быстро темнеют. Соответственно, и качество ухода стало на уровне слаборазвитых стран. Вызвать сестру, допросится, чтобы тебе что-то дали или сделали стало практически невозможным. Только тогда, когда меня кто-нибудь навещал, мне удавалось чего-нибудь добиться. Так, последний раз, в январе этого года, когда я попал в госпиталь, я привез с собой балон с кислородом (на котором я нахожусь 24/7 уже два года). К нему подключен короткий шланг, метр-полтора длиной. Этот шланг они подключили к своей системе кислородной подачи, когда я лежал в Emergency. Через пять часов меня, наконец, определили в палату с тем-же шлангом. Я попросил моего темнокожего мед-брата дать мне длинный шланг, чтобы я мог свободно дойти до туалета. У него вскоре началась пересменка, шланга я не увидел. Пришла новая темнокожая сестричка. Попросил ее. С тем же результатом. Слава богу, что у меня был мой балон и я мог встать, отсоединить шланг от трубопровода, подсоединить к балону и потом сделать все в обратном порядке. Только когда на следующий день меня навестила знакомая, мне удалось добиться, чтобы мне принесли длинный шланг. Это лишь маленький и самый свежий пример. И дело даже не в цвете кожи персонала: просто общая культура резко понизилась. Но это характерно не только для медицины. В предыдущий раз, когда я был доставлен в госпиталь, из пяти врачей (!) которые принимали участие в моем лечении четверо были черные и только одна-индуска. О сестрах и так должно быть все ясно. Хотя и было пара филиппинок. Приходящие врачи, почти все время разные, видят тебя в первый раз и потому ты должен кратко и четко сформулировать почему ты здесь и на что жалуешся. При этом они разве что не перебирают ногами, настолько ты их интересуешь. Прочитать твою историю болезни у них, разумеется, времени нет. С некоторых пор твой терапевт навестить тебя в госпитале уже не может. Вместо него есть новая должность-hospitologist, т.е посредник между больным и терапевтом. Я вынужден был бежать, не хотелось кончать свои дни в этом месте. Но состояние мое не улучшалось и я позвонил своему терапевту: Что делать? Он посоветовел мне ехать в соседний город - Гринвич- один из богатейших городов Америки. Что я и сделал. Что я могу сказать? День и ночь во всех смыслах этого сравнения. Надолго ли? С преобразованием медицины в стране евреи перестали идти в доктора. Не верите? Возьмите "Yellow Pages" 20-летней давности и нынешние, сравните..

Как заметила одна моя знакомая: люди стали меньше улыбаться... К чему бы это?

Я уверен, что экономическую коррупцию можно в целом искоренить введением эффективного законодательстава и созданием нетерпимого отношения в обществе. Духовная же коррупция в Америке, как наш советский опыт подсказывает, искореняется намного более болезненно и совсем другой ценой.

Я серьезно болен, вряд ли успею узнать....

Абсолютно чужая страна, абсолютно чужие люди, абсолютно чужая (нет - чуждая) культура.

 

Альберт Маковоз

Rate this article: 
No votes yet