Уолт Дисней – король шоу-бизнеса
В жизни он был очень скромным и простым человеком
До приезда в Америку моя семья проживала в Виннице. Когда мой семейный сын получил квартиру, состоящую из одной комнаты и длинного коридора, то знакомые говорили, что квартира довольно невзрачная. Но когда его жена нарисовала на стенах коридора Белоснежку и шагающих гномиков, героев одного из самых полюбившихся детям и взрослым мультфильма, те же знакомые, проходя по коридору, напевали песенку гномов: «Эгей! Эгей!» и приводили своих детей, чтобы те еще раз посмотрели на знакомых им персонажей.
Все мы вышли из детства. Из страны веселых и сказочных фантазий, где живут другие существа и удивительные животные. Их приключения интересны и увлекательны. А дружба с ними наполняет детский мир радостью, призывает к добру и справедливости.
Одним из самых известных создателей этого «детского мира» был Уолт Эллис Дисней. Родился он 5 декабря 1901 года в Чикаго, но всю жизнь считал себя миссурийцем, так как детство и юность его прошли в Марселине (маленький городок на севере Миссури) и в Канзас-Сити.
Советская пропаганда тех лет всячески издевалась над тем, что Америка – страна равных возможностей, а все миллионеры вышли из бедных семей и начинали с продажи газет на улицах. Не могу сказать обо всех американских миллионерах, но Уолт Дисней начинал именно так. Отец его был плотником. В семье было пятеро детей. Содержать такую семью одному человеку трудно, поэтому Уолту пришлось помогать отцу зарабатывать деньги уже с девятилетнего возраста. Мальчик продавал фрукты, газеты и журналы на улицах и в поездах на линии Чикаго – Канзас-Сити.
Образование Уолт получил очень ограниченное. Он даже не окончил среднюю школу. Он посещал школу искусств в Канзас-Сити и Чикаго. Уже тогда в его школьных работах угадывался будущий мастер. Диснею было 16 лет, когда США вступила в первую мировую войну. Он хотел попасть в действующую армию, но его не взяли по возрасту. Ему удалось уехать во Францию и год прослужить в подразделениях Красного Креста.
После окончания войны в 1918 году Дисней возвратился в Канзас-Сити и занялся производством рекламных кинофильмов. Используя старую кинокамеру, Дисней пытался озвучивать киноленты. Правда, безуспешно. Но неудачи не обескуражили его. Уолт в своем гараже, превращенном в студию, продолжал экспериментировать и разрабатывать идею звуковых мультипликационных фильмов.
В 1923 году в единственном костюме и с сорока долларами в кармане Дисней появился в Голливуде. Здесь он вместе со своим братом Роем создал серию фильмов под названием «Алиса в стране мульти». В процессе работы Уолт нанял помощницу за 15 долларов в неделю, которую звали Лилиан Боундс. Впоследствии она стала его женой.
«Алиса в стране мульти» еще не сделала Уолта известным. Но он не унывал. Он обладал удивительной способностью генерировать идеи с пулеметной скоростью. У него появилась идея создать серию фильмов о приключениях веселого мышонка Микки Мауса. Для этого требовались деньги. Братья заложили свои автомобили и страховки. На полученные деньги они начали производство фильмов о Микки Маусе.
Первые два фильма были немые и коммерческого успеха не имели. Когда же в 1928 году Дисней создал звуковую дорожку в третьем фильме «Пароход Вилли», тогда «Микки Маус» Уолта Диснея получил мировое призвание. Затем появился «Утенок Дональд» и другие мультфильмы, в которых звучала музыка и были слышны реплики героев.
В 1937 году Дисней создавал свой первый полнометражный звуковой мультфильм «Белоснежка и семь гномов». За этот фильм он получил специальную награду Американской Академии художественных искусств и наук.
К этому времени диснеевские фильмы завоевали признание юных и взрослых зрителей Америки и Европы. После Второй мировой войны фильмы Уолта Диснея попали и в Советский Союз. Школьники на уроках рисовали диснеевских персонажей, разыгрывали на утренниках сюжеты из фильмов, распевали полюбившиеся им песенки.
За «Белоснежкой» последовали фильмы «Пинокио», «Фантазия», «Три кавалера» и другие. Затем наступил период не рисованных документальных фильмов, таких, как «Бобровая долина» (Beaver Valley), «Живущая пустыня» (Living Dessert). В них Дисней показал, что и киноаппарат в его руках может творить чудеса. В этих фильмах дикие животные становились актерами, как и герои мультфильмов. Дисней стремился к тому, чтобы его фильмы с интересом смотрели как дети, так и взрослые. Одним из самых популярных его фильмов стал, созданный в 1965 году, фильм «Мэри Поппинс», который получил Оскара.
Дисней совмещал в себе качества творца-художника и хорошего бизнесмена. Его называли «Фордом шоу-бизнеса». Подобно Генри Форду, ставшему автомобильным королем Америки, Уолт Дисней стал создателем гигантской империи представлений и развлечений. Дисней был трудолюбивым и очень энергичным человеком. Он мог работать без отдыха по 10-11 часов ежедневно. Он сам собирал материал для своих фильмов и представлений. К своей работе относился серьезно, хотя говорил о ней с юмором. Он никогда не считал свою работу искусством и называл ее шоу-бизнесом.
Успех и известность не вскружили ему голову. У него были простые манеры, одевался он, ничем не выделяясь, как и все другие его служащие. Подчиненные называли его просто Уолт.
В 1952 году у него возникла идея создать фантастический зрелищный парк развлечения. Даже близкие друзья сочли его сумасшедшим. Для воплощения своих замыслов в жизнь он выбрал Калифорнию. Но калифорнийские банкиры отказались его финансировать. Тогда Дисней опять заложил все свое наличное имущество, все свои страховые полисы. «Даже моя жена была в страшной тревоге, – вспоминал Дисней, – она спрашивала, что будет с ней, если что-то произойдет со мной?»
Но судьба опять была благосклонна к художнику. Он построил на 160 акрах земли в получасе езды от Лос-Анжелеса удивительную страну чудес, получившую название «Диснейленд». Открытие состоялось в 1955 году. И с того времени Диснейленд ежегодно посещают миллионы людей всех возрастов.
Парк состоит из 6 главных частей. На Главной улице США (MAIN Street USA) посетители попадают в небольшой американский город прошлого столетия. Они на конных экипажах могут поехать в такие же места, куда ездили их бабушки и дедушки: в магазинчики, ларьки с мороженым, театрики, кинематографы с немыми фильмами. Они могут смотреть аттракциона и театральные представления на площади.
В Стране Будущего (Tomorrow Land) посетители могут заглянуть в циклораму и увидеть будущие строения компании Монсанто, развитие авиации, связи и др. В подводной лодке они могут погрузиться под воду и отправиться к Северному полюсу. Затем они имеют возможность полюбоваться исчезнувшей Атлантидой.
В Пограничье (Frontier Land) они могут путешествовать верхом на муле или помогать индейцу грести по реке в каноэ. Желающие могут покататься на старом колесном пароходе.
Страна Фантазии (Fantasy Land) переносит посетителей в страну сказок, и вместе с Белоснежкой они пробираются сквозь густой лес, туда, где гномики добывают алмазы. Можно посетить домики, где живут три поросенка или встретиться с Алисой в стране чудес.
Попадая в Страну Приключений (Adventure Land), желающие могут поохотиться в джунглях на диких зверей или поплыть по реке, кишащей крокодилами и бегемотами.
Новоорлеанская Площадь (New Orleans Square) знакомит посетителей с образцами французской архитектуры середины прошлого века.
Второй подобный зрелищный парк, названный «Мир Уолта Диснея» (Walt Disney World) был открыт во Флориде в 1971 году уже после смерти Уолта Диснея. Парк стал таким же местом паломничества, как и Диснейленд.
Рувим Канторович,
Сент-Луис