Черная весна
Глобальный экономический и финансовый кризис не мог обойти Россию как одну из крупных и влиятельных стран современного международного сообщества. Более того, антикризисные меры, предпринятые правительством по инициативе премьера Владимира Путина, оказались неэффективными. Стало совершенно очевидным, что скорого окончания экономического кризиса в этой стране ожидать не следует. Прогнозы чиновников, отвечающих за экономическое развитие страны, оказываются один хуже другого. Так, если в январе 2009 года Минэкономразвития прогнозировало сокращение объема ВВП за год на 2,2%, то в мае его падение составило уже 6%. А в недавнем интервью агентству Bloomberg министр экономразвития Э. Набиуллина заявила, что спад российской экономики может к концу 2009 года достигнуть 8%.
Ожидаемое многими чиновниками, достижение Россией еще в этом году дна кризиса оказалось необоснованными. Поэтому, как полагают многие аналитики, "пес-симизм стал преобладать в оценках развития экономики и на будущий, 2010 год". Так, если ранее Минэкономразвития предполагал рост ВВП на 3, 8%, то в мае месяце этот прогноз был снижен до 0,5%. Создалось мнение, что в России может иметь место одновременный рост цен при падении ВВП.
По оценке правительства в 2009 году произойдет сокращение ВВП на 6% при инфляции в 10-13%.
Весна 2009 года оказалась самым провальным периодом не только с начала кризиса, но и с 1994 года, т.е. за последние 15 лет.
Экономический кризис и прежде всего массовое сокращение рабочих мест не могло не вызвать рост безработицы. С октября 2008 года по май 2009 года число официально зарегистрированных безработных выросло с 1,25 до 2,25 млн. человек. При этом следует согласиться с теми, кто считает, что дальнейший спад в экономике неизбежно вызовет дальнейшее увеличение армии безработных. И если такое положение надолго сохранится, то неизбежны социальные взрывы протестного характера.
Запоздалый бюджет
Неопределенность в экономике и, особенно, в прогнозах усложняет работу по разработке бюджета, причем даже на текущий год, не говоря о перспективном планировании на более длительный период времени. Еще в конце апреля месяца было известно, что президент Медведев внесет новизну в обсуждение его бюджетного послания. Дело в том, что В. Путин, будучи президентом, обычно рассылал бюджетное послание в правительство и парламент, а официальный сайт президента опубликовывал его для всех интересующихся. В первый год нахождения на посту главы государства Медведев поступил точно также, как поступал его предшественник. Но в 2008 году он решил изменить сложившуюся практику и обсудить бюджетное послание на заседании президиума правительства, для того, чтобы поговорить с министрами с глазу на глаз, открыто и принципиально о положительных и отрицательных сторонах этого документа.
В своем послании, которое позднее было опубликовано на сайте Кремля, Медведев особое внимание уделил социальной ответственности органов власти перед народом, потребовал придания их социальным обязательствам адресного характера. Важное место в президентском послании занял тезис "о кардинальном повышении качества публичных услуг для граждан, в том числе в рамках приоритетных национальных проектов". Однако, многие обозреватели восприняли это заявление главы государства скептически. Дело в том, что высокопоставленные чиновники ежегодно клятвенно заявляли, что качество публичных услуг будет улучшено. Но это не мешало им постоянно находить так называемые "объективные" причины, которые якобы не позволяли им реализовать свои обещания.
Кроме того, президент призвал соответствующие министерства завершить формирование надежной и сбалансированной пенсионной системы, а также указал на необходимость постоянно поддерживать инвалидов в соответствии с международной конвенцией по этому вопросу.
Медведев потребовал, чтобы средняя трудовая пенсия по старости в 2010 году превысила 8 тыс. рублей. А это почти в 2 раза больше той суммы, которую получали пенсионеры в марте месяце нынешнего года. В тоже время ряд аналитиков отмечают, что резкое повышение пенсий в условиях кризиса приведет к дальнейшему повышению имеющегося долга у Пенсионного фонда. Еще в конце апреля месяца глава Минфина А. Кудрин предупреждал, что расходы Пенсионного фонда в 2010 году превысят доходы на триллион рублей. Эту сумму правительство сможет взять только из федерального бюджета, доходы которого составят приблизительно 6,7 трлн. рублей. Это столько же сколько было накоплено в бюджете 2009 году и потому особых возможностей для реализации этого требования у правительства не будет. Из этих расчетов ряд экспертов делают вывод о том, что седьмую часть всех доходов страны придется потратить на Пенсионный фонд.
Из тезисов президента бизнесмены не могли конкретно определить характер новых налоговых инициатив правительства, не знали бояться их или радоваться им. Правда, в некоторой степени прояснил позицию президента его помощник А. Дворкович. "Бюджетное послание президента, успокоил он предпринимателей,- никаких революций на ближайшее время в сфере налогообложения не предусматривает". Он отметил в то же время, что чиновники будут по заданию президента искать возможности для снижения налогов с отдельных групп налогоплательщиков.
Накануне оглашения президентского бюджетного послания московская "Независимая газета" утверждала, что в тезисах Медведева будет содержаться критика действий вице-премьера А. Кудрина, который обычно является основным оппонентом для помощника президента А. Дворковича. Но когда был опубликован экономический блок тезисов, то оказалось, что он полностью отвечал требованиям Минфина. Очевидно, Медведев решил не обострять отношения с вице-премьером Кудриным и оставил без ответа критические замечания последнего о том, что государство слишком много тратит денег, из-за чего мало поступает их в резервный фонд.
Подводя итог рассмотрению содержания бюджетного послания, нельзя не согласиться с теми аналитиками, которые утверждают что не творческие начала, а консервативный, подход пронизывает все его содержание.
"Макроэкономическая стабильность, - подчеркнул Медведев,- является фундаментальным условием развития экономики. Исходя из этого, бюджетное планирование должно базироваться на консервативных оценках будущей динамики цен на сырьевые ресурсы". Поставленные президентом цели не могут вызвать возражений. Но реализовать их Кремлю будет нелегко: речь президента у многих обозревателей вызывает различные вопросы, поскольку их смущает неконкретность его выступлений. А прогнозы министра финансов А. Кудрина редко совпадают с реальностью и потому многократно пересматриваются.
Мы с Тамарой ходим… врозь
Хотя Медведев и Путин неоднократно заявляли, что между ними сложилось глубокое взаимопонимание и каждый из них четко определил круг своих обязанностей, обсуждение бюджетного послания не оставило сомнений в существовании у них разных подходов к оценке бюджета.
После выступления Медведева на совещании в Кремле 25 мая, когда стали очевидными серьезные недоработки и упущения в подготовке бюджета, Путину ничего не оставалось, как предложить перенести дату внесения бюджета-2010 в Госдуму с августа на октябрь 2009 года. Правда, при этом будет нарушен Бюджетный кодекс, требующий до конца августа направить проект в Госдуму.
Такое заявление Путин вынужден был сделать на основе практики принятия бюджета-2009 в 2008 году. Тогда бюджет России принимался дважды. Сначала это было сделано осенью 2008 года, но затем пришлось фактически переписать его из-за обострения финансово- экономического кризиса. Минфин вынужден был срочно изменять статьи расходов, искать источники покрытия дефицита. Главным источником оказался Резервный фонд, накопленный в период высоких цен на нефть. В результате долгих согласований в правительстве финальный вариант бюджета 2009 появился лишь в конце апреля месяца нынешнего года. При этом, по мнению ряда аналитиков, "не исключено, что придется и его вновь переделывать. Ведь, прогнозы Минэкономразвития неоднократно пересматривались в негативную сторону. Кстати, новый прогноз Минэкономразвития до сих пор в правительство не внесен. Становиться очевидным, что правительство не будет торопиться с разработкой окончательного варианта бюджета 2010 года. Возможно, в этом есть определенная логика. Ведь никому не хочется повторять ошибки прошлого года. Более того, чиновники готовят поправки в Бюджетный кодекс, которые не мешали бы правительству вносить изменения в любое время в бюджет, и позволяли направлять его проект в Думу только тогда, как он будет окончательно подготовлен. Но особенно примечательно было другое: премьер В. Путин после окончания совещания в Кремле 25 мая, не вышел, как это имеет место обычно, к журналистам и потому его реакция на выступление президента Д. Медведева осталась неизвестной. Это вызвало у многих представителей СМИ досаду и разочарование, поскольку именно под руководством премьера будет реализовываться на практике Бюджетное послание президента.
В то же время, особенно после того как исполнилась первая годовщина пребывания Медведева на посту главы государства, все более заметным становится стремление президента дистанцироваться от премьера, подчеркнуть свою самостоятельную роль в определении ключевых направлений внутренней и внешней политики России. В сравнительно благоприятных условиях, когда, к примеру, баррель нефти стоил более 140 долларов, тендем успешно справлялся, или, по крайней мере, создавал такую видимость. Но сохранится ли тендем в условиях экономического и финансового кризиса? Справится ли он с решением новых задач? Но, безусловно, одно: ни президент, ни премьер добровольно не уступят своих позиций друг другу. Трудно представить спокойную, безмятежную панораму социально-экономического развития России. При этом нельзя исключать возможность обострения ситуации, попыток одной из команд нынешних лидеров перехватить инициативу и навязать свой сценарий пути, по которому в будущем может пойти российское государство.