Даша Иванова, 22-летняя студентка из Перми, приехала в США пять лет назад чтобы получить образование и добиться осуществления своей американской мечты. Победоносная теннисистка четыре года отыграла за университетскую команду Southern Nazarene University в штате Оклахома. Теперь, когда до окончания магистратуры осталось всего несколько месяцев, перед русской спортсменкой встает еще одна сложная задача: как иностранному студенту найти работу в кризисной американской экономике.
- Даша, расскажи, как ты приехала в Америку?
- Я приехала в эту страну в августе 2004 года учиться в университете SNU в городе Оклахома-Сити. Меня приняли играть за университетскую теннисную команду, предложив полную стипендию. Здесь я нахожусь уже почти пять лет. Сначала получила степень бакалавра. В июле заканчиваю магистратуру.
- Трудно было попасть в такую спортивную программу? И потом - почему именно в США?
- Я всегда хотела играть в теннис. Еще в подростковом возрасте я решила, что, не смотря на то, что не хочу быть профессиональным игроком, я все равно продолжу заниматься этим видом спорта. В России абсолютно нет возможности играть за университет. Я закончила школу в Перми и поступила в наш Пермский государственный университет. Проучилась там год. За это время сдала все тесты, которые нужны для поступления в американские университеты. Также я занималась поиском университетов в Америке. Мне дали полную стипендию в Оклахома-Сити, и все, что мне оставалось сделать – это приехать сюда.
- Тебя выбрали на основании твоих спортивных результатов?
- Тренеры университета SNU, конечно, спрашивали о рейтингах, которые у меня были в России, но для них это мало о чем говорит. Я отправляла видео с часовой записью моей игры в теннис во время тренировки. Почти все американские тренеры выбирают иностранных игроков именно так.
Когда тренер написал мне о том, что я получила полную стипендию, я даже не знала, где находится университет. Сначала скучала по дому, потом появилось много хороших друзей. Я жила в общежитии, играла за университетскую команду, ездила на турниры, училась.
- В России ты занималась теннисом с раннего детства?
- Лет с 7-8. Мама всегда хотела, чтобы я занималась художественной гимнастикой. Что я и делала с четырех лет. После первого соревнования, когда у меня скакалка полетела в одну сторону, а я сама кувыркнулась в другую, был большой рев. Я больше не хотела заниматься этим видом спорта.
Мой дядя был тренером по теннису. Я видела, как он тренирует своих спортсменов, как они выступаю на соревнованиях, и мне всегда хотелось взять в руки ракетку. Мы пришли с мамой к одному тренеру, но она сказала, что я еще слишком мала для занятий теннисом, и что мне лучше еще год позаниматься гимнастикой.
Первый год занятий теннисом - в основном обще-физическая подготовка. Мы бегали, прыгали, ракетки почти не держали. Потом я стала играть и выступать в соревнованиях. В 10 лет съездила на два месяца в теннисную академию в США. После этого теннис стал моей жизнью. Я училась и я играла в теннис. В школе училась, кстати, всегда хорошо, мои родители – профессора университета.
В 14 лет я опять съездила в США, уже во Флориду, в теннисную академию. Тогда стоял вопрос, буду ли я продолжать учиться или же играть в теннис на профессиональном уровне. Я обратилась к знаменитому Нику Боллетьери – хозяину академии. Он посмотрел на меня полчаса и сказал, что если бы я была мальчиком, он бы меня взял без разговоров. Тогда у него в школе было очень много девочек и меня сразу принять не могли.
- Какими тогда были твои результаты?
- В Пермской области я всегда была первая. На выездных турнирах тоже всегда была среди лидеров – в первой четверке или восьмерке. Я старалась тренироваться каждый день – от 2 до 4 часов. Летом, как только представлялась возможность, была на корте. В американских академиях я тренировалась по 6 часов в день. В России зимой такой возможности не было. Мы тренировались 3-4 раза в неделю по одному часу. Тренировки проходили в деревянном зале. В Америке такое просто не представить. Сейчас, разумеется, в России ситуация улучшается. Открываются новые залы, но в них заниматься не дешево. У меня так получилось, что мой дядя был моим тренером, и мне не надо было платить. Вообще, теннис – очень дорогой вид спорта. Хорошая ракетка стоит от 150 до 300 долларов. А игроку необходимо минимум две ракетки.
Многие молодые спортсмены платить просто не в состоянии, поэтому нужно искать спонсоров. Даже в Америке с этим трудно.
- Каким номером ты была в университетской команде?
- Я была вторым номером. Первый номер, моя хорошая подруга, сейчас играет профессионально.
- Даша, что тебя удивило в Америке?
- Так как я приехала сюда первый раз в 10 лет, я примерно знала, как устроена жизнь в этой стране, была ко многому готова.
Самый большой шок для меня был проживание в общежитии. Нужно было привыкнуть к соседке по комнате. Мне попалась очень хорошая девочка – никаких проблем не было. Но сначала мы почти не разговаривали, она писала записки.
SNU – религиозный университет, протестантский. Профессора очень доброжелательны. Вообще, все люди, которые работают в университете, всегда готовы помочь в любой мелочи. С другой стороны, тут куча всяких правил, которые нужно соблюдать. Например, мальчики не допускаются в женское общежитие. Нельзя пить и курить. За нарушения приговаривают к «исправительным работам» – community service. Многие новоприбывшие иностранные студенты не знают об этих правилах.
- Какое образование ты сейчас получаешь?
- Через месяц я получу степень магистра по специальности бизнес – MBA. Я хотела бы найти работу по специальности. Идеально было бы начать с должности эксперта-аналитика по кредитованию или финансовым вопросам. Большинство таких рабочих мест предлагаются в больших городах.
- Какие шансы сейчас найти работу?
- Честно говоря, я не знаю, потому что сейчас в экономике страны нелегкая ситуация. У меня нет опыта работы по специальности. Те компании, которые берут людей, закончивших магистратуру, обычно хотят брать людей с опытом работы от 3 до 5 лет.
- То, что ты – иностранная студентка, как то влияет на возможности трудоустройства?
- Очевидно. Некоторые компании не хотят брать на работу иностранцев. Другие фирмы к этому готовы. Для них не важно, какой у тебя статус – самое главное, чтобы ты смог выполнять работу. Один мой друг, иностранный студент, который также, как я закончил бакалавра по специальности финансист и потом получил MBA, недавно нашел работу по специальности. Некоторые из моих друзей – европейцев, которые заканчивают учебу здесь, уезжают обратно домой.
- Как тебе нравится Оклахома?
- Здесь замечательные люди – очень добрые. Что касается природы, в том месте, где я живу – равнина. Очень скучаю по рекам и горам.