Светлана, архитектор, 38 лет, Вашингтон, округ Колумбия:
– Безусловно, основой списка должна стать классическая литература, которая не только воспитывает, учит думать, но и дает представление о ключевых событиях российской и американской истории. В первую очередь я бы порекомендовал школьникам почитать Льва Толстого и Михаила Булгакова, а также Алексея Толстого с его романом «Хождение по мукам». А вот книги Федора Достоевского я бы не стала включать в «золотую сотню» для молодежи – до них нужно «дорасти». Из зарубежной литературы для школьного возраста подходят Майн Рид, Фенимор Купер и Марк Твен. Произведения этих писателей должен знать любой образованный человек.
Виталик, 44 года, трак-драйвер, Сент-Луис, Миссури:
– Я слышал, что Путин предложил сформировать список из 100 книг, определяющих отечественный «культурный канон», которые должен прочитать каждый школьник. Я думаю, что это очередной «социализм». Пусть ученые, литераторы, люди искусства это делают, но никак не политики, никак не в угоду той политической ситуации, которая есть. А то завтра другие сто книг читать придется…
Мира, 54 года, домохозяйка, Амарилло, Техас:
– Главная особенность этого списка в том, что трудно будет найти человека, который бы все эти книги прочитал! Кто прочитал полностью «Илиаду», «Божественную комедию», «Войну и мир», «Тихий Дон», «Архипелаг ГУЛАГ» и «Доктора Живаго» (не каждую книгу, а все)? Почти никто. Даже Мандельштам в «Илиаде» «список кораблей прочел до середины...»
Шамиль, 39 лет, менеджер, Луивиль, Кентукки:
– Смотря какое самосознание хотят сформировать. Можно и про Павку Корчагина книги читать, стать патриотом и ненавистником капитализма. А в США каждый ученик в школе изучает книгу «Атлант расправил плечи» писательницы Эйн Рэнд. Межу прочим – это наша соотечественница, которая иммигрировала в США в начале прошлого века из Петербурга. И в этой книге она четко показывает, что бывает, когда к власти приходят социалисты. Можно эту книгу включить в российскую программу?
Андрей, 32 года, бизнесмен, Феникс, Аризона:
– Предлагаю включить в список уголовный кодекс, чтобы резко снизить коррупцию в стране. А если серьезно, предлагаю включить Конституцию России. А также, для сравнения, Конституцию США. Вот уж уроки для ума.
Веня, 47 лет, механик, Нэшвиль, Теннеси:
– Собираются создать список книг, которые школьники будут ненавидеть? Я против обязаловки! Учитывая психологию подростков, надо стараться ничего им не навязывать! Все, что навязывают, вызывает протест. Преподавание литературы в советской школе подпортило мне восприятие Пушкина и вызвало стойкое отвращение к Некрасову!
Сергей, 35 лет, повар, Луивиль, Кентукки:
– Ни разу в жизни не ходил и не собираюсь.